text
Коммерческий директор

Где получить лучшее бизнес-образование: обзор российских и зарубежных школ

  • 4 декабря 2017
  • 421
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com

Для создания благоприятных обстоятельств на рынке и развития конкуренции знания и навыки необходимо постоянно совершенствовать. Это и является главной целью бизнес-образования, о котором подробно поговорим в статье.

Вопросы, рассмотренные в статье:

  • Зачем получать бизнес-образование.
  • Можно ли вести бизнес без образования.
  • Какие виды бизнес-образования существуют.
  • В чем заключается система государственного бизнес-образования.
  • Где можно получить бизнес-образование.
  • Какие школы бизнес-образования являются лучшими в России и мире.
  • Какие мифы окружают бизнес-образование.

Возможен ли бизнес без образования

Многие думают и открыто утверждают, что высшее образование – не самая важная составляющая успеха, и предпринимателю оно совсем не нужно. В качестве примера называют Билла Гейтса, Стива Джобса, основателя крупнейшей социальной сети Марка Цукерберга, а также Уолта Диснея, чье школьное обучение завершилось в 16 лет, и Генри Форда, который вовсе не имел никаких дипломов.

Известные российские бизнесмены – миллиардер Роман Абрамович, основатель банка «Тинькофф» Олег Тиньков, вице-президент «Альфа-банка» Александр Гафин не получили высшего образования, забросив институт.

Этот перечень знаменитых и богатых людей можно долго продолжать. Каждый из нас знает подобные биографии успешных личностей, которые добились больших высот, не имея за плечами высшего, а порой и среднего образования.

Однако при обращении к данным статистики становится понятно, что успешный, богатый, известный человек без высшего образования – скорее редкое исключение. Согласно информационному ресурсу census.gov (данные по США) 64 % бизнесменов стояли у истоков собственного дела, едва успев окончить обучение в колледже, 23 % являлись бакалаврами различных направлений и только 17 % имели диплом о законченном высшем образовании. Данные российской статистики подтверждают, что наличие высшего образования влияет на успех в деле.

Случаи, когда человек без образования достигает определенных высот в бизнесе и предпринимательстве, встречаются, и иногда складывается впечатление, что общество признает это престижным. Наберите в поиске что-то вроде «успешные люди без высшего образования» или то же самое на английском – вы получите идентичные результаты списка топ-10 или топ-50. А если запросить данные об успешных предпринимателях с высшим бизнес-образованием выдача все равно покажет вам топ тех, кто его не получил.

Что это значит? Традиционный путь развития карьеры в России выглядит так: школа, университет, работа. Общество диктует нам, что наличие высшего образования – это путь к успешному будущему. И прежде чем бросить обучение, не требующееся для открытия конкретного направления в бизнесе, которое выбрал человек, нужно много раз подумать.

Вот что говорят люди, утверждающие, что высшее образование не нужно:

  • Цена обучения. Если будешь обучаться на коммерческой основе, образование потребует больших финансовых средств. При этом важно помнить, что некоторые вещи, знания и опыт в нашей жизни требуют денег. Обратите внимание, какое разнообразие бесплатных образовательных онлайн-курсов находится в свободном доступе.
  • Временной ресурс. Тенденция скоростной жизни все более набирает обороты. Люди хотят получить все здесь и сейчас, не желая при этом ждать вознаграждения за свои старания 4-5 лет. Басу рассказывает историю своего знакомого, который уговорил жену оставить медицинский институт, потому что 8 лет – это слишком большой срок, чтобы тратить его на образовательный процесс. Наверняка его жена еще долго будет жалеть о том, что оставила учебу по выбранной специальности.
  • Изучение неважных/неинтересных/неактуальных предметов (которые таковыми могут лишь казаться). Иногда происходит так, что приходится менять свою профессиональную направленность. Нередки случаи, когда архитекторы работают в журналистике, юристы – в продажах, а учителя занимаются предпринимательской деятельностью.
  • Часто люди не понимают значимость полученных знаний, они считают, что этот багаж, опыт и навыки никогда не пригодятся в жизни. Нередки случаи, когда ранее усвоенные сведения из «ненужных» областей науки помогают людям принять важные решения или найти прибыльные бизнес-идеи.
  • Минусы формальной системы образования. Эта причина хоть и присутствует, но чаще приходится искать недочеты в себе. Существует огромное количество высших учебных заведений различной направленности, множество методов, систем и подходов к образовательному процессу, включая дистанционное и онлайн-обучение. Каждый вправе выбрать то, что ему по вкусу, главное – иметь желание.

Действительно, некоторые успешные бизнесмены стали таковыми, не имея высшего образования. При этом утверждать, что оно необходимо на 100 процентов, нет никакого смысла. Все-таки есть перечень серьезных причин и оснований получить высшее образование, не стремясь при этом обязательно стать бизнесменом.

Ряд веских причин получать бизнес-образование:

  1. Смена профессиональной направленности. Серийный предприниматель Эрик Басу сначала был офицером морской службы, потом работал консультантом в ИТ, а в 47 лет всерьез занялся бизнесом. Первые две карьеры имели узкое направление и требовали специального образования. Умения и навыки этих профессий сослужили добрую службу при открытии бизнеса.
  2. Знания и навыки. Многие из нас считают, что умственный багаж, полученный в высшем учебном заведении, никогда не станет актуальным в жизни и профессиональной деятельности. На самом же деле систематизированные знания, которые были приобретены по программе самых разных предметов, помогут посмотреть на какую-либо ситуацию с другой стороны и дать правильную оценку.
  3. Формирование шаблонного восприятия, благодаря которому можно отточить интуитивное наитие. Часть людей полагает, что интуиция оказывает им больше пользы и помощи, нежели знания, полученные в процессе образования. Но, опираясь на научные данные и результаты исследований, можно сказать, что интуиция – внутренняя подсказка, основанная на прошлом опыте и сравнении происходящих ситуаций со стереотипными моделями, подводящая человека к выводу. Согласно этим рассуждениям ваш интеллектуальный уровень повысится, если опыта и ситуаций в жизни у вас будет много. Получается, что нет никакого смысла отказываться от вузовского обучения, которое в будущем сыграет важную роль в формировании интуитивного чувства.
  4. Круг знакомств. За образовательный период логичным будет приобрести полезные, перспективные и интересные знакомства. В будущем, выбирая предпринимательскую деятельность, вы обязательно испытаете потребность в консультациях различных специалистов, и друзья непременно помогут.
  5. Доверительное отношение. В течение своей профессиональной деятельности предпринимателю придется обращаться в различные инстанции, банки, отбирать персонал и вступать в партнерские отношения. Имея за плечами диплом или бизнес-образование, вы будете внушать больше доверия, ведь принимая человека на работу, вы наверняка выберете магистра экономики, нежели претендента с неоконченным средним образованием.
  6. Создание шаблона постоянного образования. Скорее всего, это первостепенная причина. Люди, занимающиеся бизнесом и предпринимательством, стараются постоянно повышать свой уровень знаний и быть в курсе всего нового. Это помогает им вести дела компании. Хороший товарищ Басу еще в молодости оставил обучение в университете, чтобы заниматься программированием. Тем не менее он старается использовать любые возможности для получения сведений, необходимых для ведения бизнес-проектов. В настоящее время он владеет большим багажом знаний в области маркетинга и финансов. Многие профессионалы этого направления могли бы ему позавидовать. Жизнь торопится вперед с высокой скоростью. Чтобы держаться на высоком уровне, просто необходимо непрерывно получать новые знания.

Определенный процент людей склоняется к мнению, что наличие диплома никаким образом не влияет на развитие компании в самом начале ее создания. Чуть позже их точка зрения меняется: в течение первых 3 лет предприятие либо набирает обороты, либо же разрушается вследствие нехватки грамотного персонала и правильной стратегии развития. Поэтому так важно привлечение профессиональных кадров.

Получается, что образованные квалифицированные специалисты просто необходимы компании с первых дней ее создания. Ведь первые 3 года – своеобразный испытательный срок для предприятия. Нередки случаи, когда молодые компании покидают рынок именно по причине отсутствия предпринимательских знаний и принципов, а также нехватки грамотных управленцев. Следующие этапы развития предприятия наверняка будут проблемными, если их владельцы окажутся не подкованы бизнес-образованием.

Рассказывает практик

Спрос на бизнес-образование неуклонно растет с 2000-х годов

Татьяна Максимова,
менеджер по маркетингу, QS World MBA Tour

Среди российского населения наблюдается прогрессивное движение в сторону бизнес-образования. Исследования QS и данные статистического отдела Graduate Management Admission Council (GMAC) подтверждают эту информацию. Так, в 2009–10 годах в РФ около полутора тысяч человек приняли участие и выполнили GMAT (специальный тест для прохождения во многие бизнес-школы). Этот показатель на 3,5 % больше, чем в 2008–09 годах, и на 41,2 % превышает значения в 2007–08 годах. Посмотрев данные теста, выполненного российскими гражданами в других странах, увидим 2019 человек в 2010 году (если сравнивать с 1914 в 2009-м и 1581 в 2008-м). Интересно, что количество граждан нашей страны, сдающих GMAT, возросло на 64 %. Именно по этому показателю Россия занимает почетное третье место и впервые опередила Англию.

Основным приоритетом россиян в приобретении степени МВА, согласно данным ежегодного исследования QS TopMBA.com Applicant Survey 2011, является желание усилить профессиональные возможности и перспективы (69 %), освоить новые умения и знания (67 %), а еще стремление занять управляющую позицию (55 %), выстроить доверительные профессиональные отношения (52 %). Подобный анализ озвучила представитель компании Morgan Hunt, специалист Елизавета Комолова: «Многие люди в настоящее время стремятся получить действительно знания, а не просто диплом».

Виды бизнес-образования

Этот термин не так давно вошел в наш обиход. Значение его не заканчивается классической трактовкой – приобретение новых знаний. Главная цель – это регулярная практика. Сейчас для высших учебных заведений первостепенная задача ставится как «изучить». Система бизнес-образования утверждает, что необходимо «научить». Направленность таких программ ориентирована прежде всего на специалистов, уже имеющих высшее образование и занимающих определенные управленческие позиции. Обязательное условие – желание повысить уровень своих профессиональных знаний, связанных как с процессом руководства компанией, так и затрагивающих личные и психологические вопросы.

Следует отметить следующие крупные направления этой области:

  • образовательные программы различных бизнес-школ, цель которых – преподносить знания по управленческой тематике;
  • коучинги, в процессе которых ведется психологическая работа по достижению гармонии в личной и профессиональной области.

Предоставляется возможность выбора как больших курсов, так и прикладных, рассчитанных на решение определенных проблем.

В историческом аспекте можно проследить, что бизнес-образование в России в самом начале своего развития формировалось по западным примерам. Со временем актуальность заграничных курсов упала, следовательно, перечень определенных проблем был видоизменен в соответствии с конкретными пожеланиями слушателей.

Согласно ряду мнений современных ученых, например доктора наук декана высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ С. Филоновича, в Российской Федерации надо выделить следующие серьезные ответвления этого направления:

  • формально-традиционное, оно предполагает получение и наличие диплома магистра/бакалавра. В России корочка все еще считается востребованной и актуальной, в то время как на Западе больше ценят опыт и практические навыки, включая второе высшее образование или повышения квалификации;
  • MBA-программы;
  • воплощение бизнес-образования на базе специализированных центров.

Ряд опытных специалистов считает, что рынок наполнен большим объемом предложений, однако по-настоящему ценных и полезных совсем немного. Поэтому к их выбору следует подходить внимательно и обдуманно.

Частное и государственное бизнес-образование в России

Государственное бизнес-образование осуществляется в 4 направлениях.

1. Традиционное высшее образование, процесс получения которого происходит в университетах.

Имеется в виду подготовка высококвалифицированных кадров в следующих направлениях деятельности: менеджмент, бизнес и предпринимательство. Важным плюсом можно отметить высокий уровень материально-технического обеспечения. Минусом, который в определенных обстоятельствах стоит отнести к положительным моментам, является процесс подготовки специалистов узкого профиля. В некоторых случаях это исключает возможность глобального, масштабного и разностороннего мышления.

2. Профессиональная переподготовка.

Тут следует отметить совершенно иной контингент слушателей. Часто люди приходят за повышением, находясь уже не в молодом возрасте, обладая определенной специальностью и жизненным опытом. Такой категории слушателей необходима другая методика преподавания – профессора, помимо глубоких знаний, должны иметь высокий уровень практической ориентации. От первого полученного образования процесс переподготовки разнится меньшей степенью формальности. Тут чувствуется творческий характер и более полное погружение в предмет.

Перспектива программы предполагает получение должности управленца, о чем-то более высоком и серьезном мы сейчас не говорим. Актуальное направление переподготовки –без отрыва от первостепенной работы. Этот вид набирает обороты среди ряда компаний, хотя широкого распространения пока не получил.

3. Повышение квалификации.

Особенность этого направления – более узкое и сосредоточенное профессиональное погружение, включающее глубокое и детальное раскрытие тем в процессе получения бизнес-образования.

4. МВА-программы.

Их главное направление – формирование образа профессионального и высококвалифицированного менеджера, который сможет осуществлять руководство, находясь в любой компании и должности. Скорее, для тех слушателей, кто уже имеет опыт работы в этой сфере. Основная цель – осуществить переход на новый уровень развития компании, тут разговор идет о высшем профессионализме.

К вышеперечисленным программам предъявляются особые государственные требования. Осуществлять проведение сертифицированных курсов MBA вправе учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию. С помощью этой обязательной меры уровень образования в данной области существенно возрос. На сегодняшний день это направление оказывает значительное положительное влияние на управленческие и административные ресурсы, а также экономику России в целом.

Если вы давно хотите повысить уровень профессионального кругозора и своей квалификации, обратитесь за помощью в центр бизнес-образования. Направление его работы скорее подойдет тем слушателям, кто уже имеет базовое образование и навыки и желание их усовершенствовать. Количества и спецификации курсов, предложенных в этом центре дополнительного обучения, будет достаточно много: от часовых мастер-классов и до различных бизнес-семинаров, многодневных тренингов и многомодульных бизнес-проектов. Доступно также и MBA-обучение.

Разработка и согласование программ и направлений в центре бизнес-образования в России ведется таким образом, чтобы слушатели, имевшие разный уровень знаний и опыта, смогли комфортно обучаться. Понятно, что одним будет интересна тематика финансов, которая включает образовательные программы для специалистов руководящего звена и топ-менеджеров. Других заинтересуют курсы личностного роста и развития, где будут раскрыты вопросы выработки собственной силы, приобретения новых знаний, усовершенствования профессиональных навыков.

Обучение в центре имеет высокий профессиональный уровень, над его качеством трудятся бизнес-тренеры, профессора и преподаватели, применяя новые интересные методики, принципы нетрадиционной психологии и особый подход к слушателям и процессу изложения материала в целом.

Неоценимый вклад в развитие и становление данного направления внесла Российская академия бизнес-образования. У ее истоков стояли руководители, основавшие самые первые бизнес-школы в России, это Буренин В. А., Евенко Л. И., Мануковский А. Б. Чуть позже было создано РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования), целью которой являлось обеспечение взаимодействия школ разными способами, их координация, а также стремление систематизировать услуги данных учреждений. На первом собрании РАБО было более 20 руководителей, представляющих различные компании этой сферы. Обратите внимание, что данная ассоциация не имеет принадлежности к государственной и коммерческой, притом под ее влияние попадают практически все проекты, имеющие взаимосвязь с бизнес-образованием.

Следует отметить, что ассоциация состоит из 150 организаций, и в процессе своей деятельности она оказала существенное влияние на совмещение опыта отечественного и зарубежного, что позволило максимально усилить значимость полученного образования. Этим путем был выработан специальный подход, который до сих пор активно используется в центрах, занимающихся похожей деятельностью.

Основной целью РАБО является создание особой атмосферы инновации в системе образования, а также подход к формированию специалистов с базой знаний и навыков, соответствующей ведущим мировым стандартам.

Дважды в год выпускается журнал «Бизнес-образование», где рассказывается читателям о новинках, стратегиях и актуальных планах работы. В рубриках издания идет обсуждение сложностей и проблем отрасли, методов и способов их решения.

Мнение эксперта

Как выбрать школу для бизнес-образования

Сергей Мясоедов,
ректор ИБДА Российской президентской академии

Существует своеобразная тенденция составления и ведения рейтинга бизнес-школ, который зависит он объема купленных рекламных локаций.

За границей подход к составлению рейтинговых позиций совсем иной, там в их основу ложатся результаты социальных и иных проведенных исследований. Процесс оценки популярности программ МВА базируется на успешности ее слушателей и выпускников, но никак не на площади выкупленной рекламы. Сбор информации о достижениях выпускников в РФ имеет определенные сложности, так как они не всегда обнародуют свои доходы. Сам процесс создания рейтинга основывается на ряде показателей. Можно ли найти те, которые будут объективны для нашей страны? Наверняка.

Критерий 

Важный момент 

Точные данные о профессиональном успехе слушателей

Наличие имен выпускников МВА в рейтингах лучших маркетинговых агентов, менеджеров или финансистов России

Наличие известных международных аккредитаций

Признанные аккредитации: AАCSB International, EFMD, AMBA International. Комплекс всех трех носит высокое звание Triple Crown Accreditation — Аккредитация тройной короны.

Существенная цена обучения

Всемирный опыт утверждает, что продвинуть на рынок образовательных услуг наиболее дорогостоящие программы обучения – залог успешной бизнес-школы.

Что касается системы бизнес-образования, то тут качественное не может стоить дешево. При выборе учебного центра нужно особое внимание уделить уровню оказываемых образовательных услуг в конкретно взятой компании. Основные показатели качества, на которые следует обратить внимание, – это период работы учреждения на рынке, степень наполняемости учебных классов, диапазон стоимости предлагаемых курсов. И чтобы оценить реальный рейтинг института бизнес-образования, надо выяснить стаж и опыт работы преподавателей, укомплектованность групп, а также подход и методы обучения.

Профессиональное бизнес-образование: рейтинг России и мира в 2017 году

Существует перечень печатных изданий и исследовательских организаций, чьи мнения в РФ признаются авторитетными.

     1. Версия издания «Секрет фирмы».

Данное издание на постоянной основе составляет, а в дальнейшем публикует рейтинговые показатели школ МВА России, невзирая на возможные помехи в проведении исследований. Была ситуация, когда РАБО – организация, наблюдающая за состоянием бизнес-образования в России, наложила запрет на участие в рейтингах. При этом она ссылалась на недостаточность и неточность проводимой оценки работы бизнес-школ. Что касается независимых исследований, они состоялись, и издание «Секрет фирмы» выполнило свой долг, предоставив читательскому кругу исчерпывающую информацию, полученную в процессе этой работы.

В ходе исследования и составления рейтинговых значений внимание уделялось двум ведущим показателям – стоимостной диапазон на услуги школ и реальные отзывы/мнения/рецензии слушателей. Проведение оценки осуществлялось посредством анализа данных, а также онлайн-опроса.

За период 2017 года эксперты провели анкетирование 1400 слушателей – выпускников российских программ современного бизнес-образования. В данный рейтинговый список вошли 50 лучших академий бизнес-образования в России. Вопросы касались выявления качества результата обучения, методик ведения учебного процесса, плана организации занятий. Оценка каждого критерия обозначалась соответствующим баллом. Экспертами издания также была выяснена динамика карьерного роста и уровня доходов выпускников.

Топ-5 лидеров 2017 года по версии «Секреты фирмы»:

  • ИОН РАНХиГС (конкретно имеется в виду совместная программа с Кингстонским Уиверситетом Великобритании);
  • ИБДА РАНХиГС;
  • ВШМ СПбГУ;
  • Петербургский филиал бизнес-школы Vlerick;
  • ШБиМК МГИМО.
  1. Рейтинг газеты «Элитный персонал».

Свои исследования газета осуществляла на основании уникальных западных методик и проводила их уже в третий раз. Рейтинг МВА в России формируется в 3 этапа, длительно каждого из которых составляет не менее 45 дней.

Первый этап подразумевает проведение анкетирования бизнес-школ, которое состоит из вопросов следующего плана:

  • уровень интегрированности в бизнес-сообщество;
  • степень интернациональности учебного заведения, включая преподавателей и студентов;
  • качество отбора соискателей степени МВА;
  • комплексный совокупный опыт преподавательского состава, уровень их квалификации;
  • обеспечение двусторонней связи, поддержки и оказания дальнейшей помощи в процессе поиска вакантных мест.

Второй этап подразумевает проведение развернутого опроса среди менеджеров – выпускников института бизнес-образования из списка топ. На данной стадии выполняется оценка объективных мнений о достигнутом результате в процессе получения образования и субъективных факторов, а именно выяснялась степень удовлетворенности клиентов, воспользовавшихся услугами. Список вопросов изначально разделен на 3 блока.

  • Финансовый фактор.

В процессе проведения опроса уточняется рост дохода в течение 1 года после получения бизнес-образования. Упор делается не только на динамику заработной платы, но и ценовой показатель оплаты труда за единицу времени (1 час).

  • Увеличение роста перспектив карьеры.

Вопросы этого блока предполагают выяснение карьерных возможностей респондента, их развитие и показатели качества. Особое внимание уделяется изучению динамики дохода менеджера. Важна не только зарплата и количество полученных денежных единиц в час, но и изменение дохода за год. Уточняется, смог ли выпускник открыть собственное дело в сфере бизнес-администрирования, расширить или развить свое предприятие. Получилось ли у него реализовать свои задумки, планы и перспективы, возможно, переехать в другой регион.

  • Повышение качества жизни.

Третий блок анкеты уникален и разработан специально для издательства РДВ на основании западных практик. Посредством вопросов этого блока выясняется, стал ли человек более счастливым после завершения обучения в школе МВА. Измерение уровня счастья осуществляется согласно двум критериям: динамике личного отношения выпускника к работе и отношения к социальной среде.

Завершающим этапом этого исследования является проведение опросов экспертами для получения ряда авторитетных мнений ведущих лиц крупных компаний.

Главная цель вопросов этого блока – определить, соответствуют ли реализуемые в нашей стране образовательные бизнес-программы требованиям, которые сами директора предъявляют к претендентам на высокие должности. Ставится задача выяснить, довольны ли руководители уровнем и качеством знаний и профессиональными навыками, которые приобрели выпускники школ МВА РФ.

Издательством «Элитный персонал» были получены следующие результаты исследования лучших школ РФ:

  • ШБиМК при МГИМО;
  • бизнес-школа факультета экономики столичного МГУ, победитель номинации «Тщательный отбор»;
  • Moscow Business School;
  • МИРБИС (только московский филиал). Отмечен высокий уровень взаимодействия этой бизнес-школы с зарубежными представителями и партнерами;
  • ВШБ ГУУ (Санкт-Петербург). Победитель в номинации «Лучшая методика индивидуальной работы с учащимися»;
  • USIB при Урало-Сибирском институте бизнеса. Замечен существенный и серьезный вклад в развитие предпринимательства и системы бизнес-образования в различных субъектах РФ.
  1. Рейтинг Financial Times.

Рейтинговый показатель этого издания – один из самых почитаемых и авторитетных. Оно часто представляет широкой публике различные сведения современного бизнес-образования.

Ежегодно к данным этой газеты MBA Ranking прикрепляется объемный комментарий в виде аналитической статьи.

Из прилагаемого исследования Financial Times в 2017 году можно выделить следующие ключевые тезисы:

  • уровень заработной платы некоторых менеджеров – выпускников направления full-time MBA вполне способен увеличиться в 2 раза, хотя величина дохода других менеджеров упала на 30 %;
  • 15 лет назад 82 % выучившихся специалистов говорили, что их доход за год увеличился на 120 %. Сейчас похвастаться такими результатами могут только 7 %;
  • главной причиной падения дохода считают уменьшение тех, кто остался работать в финансовом и банковском секторах.

Требуют внимания следующие ключевые изменения, коснувшиеся MBA Ranking 2017:

  • на 5 позиций поднялась французская школа HEC Paris, заняв 16 место;
  • китайское учебное заведение CEIBS оказалось на 11 строке, продвинувшись вверх на 5 позиций;
  • UC Berkeley Haas (Британия) вошла в топ-10 лидеров, поднявшись на одну позицию;
  • доля американских бизнес-школ в ТОП-10 составила 7 мест;
  • 1 место занимает Harvard Business School, США, уже 3 года подряд этот показатель неизменный;
  • тенденция завязана на укреплении позиций европейских и азиатских школ MBA.

Согласно данным Financial Times MBA Ranking 2017, лидерами 2017 года стали:

  • Гарвардская бизнес-школа, США;
  • Лондонская школа бизнеса, Соединенное Королевство;
  • UPenn Wharton, США;
  • Stanford GSB, США;
  • INSEAD, обоюдный проект французских и сингапурских инвесторов.

Народный рейтинг бизнес-образования

Составление народного рейтинга российских бизнес-школ было осуществлено порталом «МВА в Москве и России» при участии Российской Лиги МВА.

Народный рейтинг – наиболее объективный показатель популярности российских бизнес-школ, так как его данные и значения основаны на непосредственных оценках самих выпускников программ MBA/Executive MBA. Заполнение анкеты осуществлялось на портале «МВА в Москве и России». За 2016 год в опросе приняло участие более 900 выпускников 2012–2014 гг. из 41 российской бизнес-школы из 6 городов.

 Школа бизнеса

Рейтинговое место в 2016

Сумма баллов 

Оценка параметров обучения
(среднеарифметическая) 
макс. польза
5, бесполезно 1

Увеличение дохода

Карьерный рост

Полезность установленных связей

Личное
и профессиональное развитие

Высшая школа менеджмента (ВШМ) Санкт-Петербургского государственного университета

1

17,52

4,08

4,08

4,36

5,00

Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС 

17,52

4,33

4,12

4,13

4,94

Программа МВА&EMBA Кingston/ РАНХиГС (Институт общественных наук РАНХиГС)

17,52

4,25

4,35

4,25

4,67

Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО

2

17,35

3,95

4,30

4,40

4,70

Институт делового администрирования и бизнеса (ИДАБ) Финуниверситета

17,34

3,86

4,29

4,38

4,81

Высшая школа бизнеса (ВШБ) ГУУ

17,33

3,98

4,14

4,31

4,90

Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС

3

17,23

4,32

4,24

3,81

4,86

Школа IT-менедж- 
мента РАНХиГС

17,22

4,11

4,14

4,05

4,92

Высшая школа корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС

17,21

4,19

4,23

4,17

4,62

Высшая школа финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС

4

16.75

4,10

3,95

3,85

4,85

Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург)

16.73

3,80

4,05

3,93

4,95

МВА-центр (Бизнес-школа) Уральского федерального университета (Екатеринбург)

16.72

3,94

4,00

4,28

4,50

Экономический факультет МГУ им М. В. Ломоносова

5

16,53

4,10

4,00

3,76

4,67

Плехановская школа бизнеса Integral

16,50

4,06

4,17

3,83

4,44

Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань)

6

16,47

3,96

3,92

3,67

4,92

Высшая школа бизнес-информатики (ВШБИ) НИУ ВШЭ

16,46

3,94

3,98

3,67

3,87

Международная школа бизнеса (МШБ) Финансового Университета при Правительстве РФ

7

16,30

3,79

3,71

4,00

4,80

Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск)

16,30

3,92

3,92

3,75

4,71

Институт коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ

8

16,12

3,81

4,06

3,75

4,50

Бизнес-школа МФЮА

16,11

3,74

3,74

3,76

4,87

Высшая коммерческая школа ВАВТ

16,09

3,18

3,73

4,18

5,00

Международный институт менеджмента ЛИНК

16,09

3,80

3,68

3,70

4,91

Бизнес-школа ВАВТ

9

16,00

3,60

3,70

4,00

4,70

Школа бизнеса EMAS (Нижний Новгород)

10

15,80

3,40

3,20

4,40

4,80

Бизнес-школа «Синергия»

11

15,40

3,70

3,75

3,30

4,65

Банковский институт НИУ ВШЭ

12

15,07

3,77

3,15

3,69

4,46

Moscow Business School

13

14,58

3,49

3,57

2,80

4,72

Бизнес-образование в Москве: топ-5 образовательных учреждений

По мнению РосБизнесКонсалтинга МБА рейтинг образовательных учреждений в Москве выглядит следующим образом:

  1. Институт бизнеса и экономики АНХ – пилотная программа МВА в РФ, создавалась Калифорнийским государственным университетом. Окончили 500 студентов, 20 % имеют красный диплом.
  2. Высшая школа международного бизнеса АНХ. Высочайшая адаптивность обучения, 27 тыс. выпускников, международная аккредитация, аккредитация ВШМБ.
  3.  «МИРБИС» (институт). Современное учебное заведение, особенностью которого является возможность выбора студентом формы обучения. Филиал осуществляет проведение курсов профподготовки и переподготовки, организует краткосрочные квалификационные курсы, различные мастер-классы, корпоративные программы, бакалавриат, повышение квалификации.
  4. Высшая школа корпоративного управления АНХ. ВШКУ АНХ венчает список авторитетных профильных школ, присваивает квалификацию «Магистр делового администрирования».
  5. Высшая коммерческая школа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Осуществляет подготовку менеджеров высшего звена, имеет безупречный уровень профессиональной системы бизнес-образования.

5 распространенных мифов о программах бизнес-образования

Получение качественного бизнес-образования никогда не будет дешевой услугой. Чаще всего потраченные деньги приносят свои плоды. После окончания обучения человек получает хорошую базу и предпосылки к успешному будущему. Спорные моменты всегда присутствуют, на их основе можно предложить следующий перечень популярных мифов о бизнес-образовании.

Миф 1. Бизнес-образование — деньги на ветер.

Этот миф самый распространенный, он упирается в некомпетентность обеих сторон – и некоторых центров, и не получивших пользы выпускников и клиентов.

Преподавание в бизнес-образовании – это проведение работы непосредственно с целевой аудиторией. Эта деятельность обладает сильной энергетикой и должна осуществляться посредством диалогового общения. В России же в связи с некомпетентностью некоторых участников рынка обучают на основе информации, просто взятой из различных источников. То есть происходит сплошная начитка лекций, и человек, который пришел за индивидуальным подходом и раскрытием своего потенциала, просто получает на руки диплом о переподготовке. Мечты и стремления рушатся, за бизнес-образование заплачены большие деньги, а ожидаемого результата нет! Именно отсюда идет неудовлетворенность клиентов.

Важно отметить, что стандартов работы бизнес-школ еще не придумали, не существует комиссий, аккредитаций, сертификатов соответствия и правовой базы. Фактически получается, что предложить бизнес-образование в России может каждый человек с любым подходом. Отсутствуют ограничения, которые не позволяли бы недобросовестным людям наживаться на слушателях, не поддерживая должное качество своей деятельности.

Разумеется, это совсем не значит, что получение бизнес-образования – деньги на ветер. Если результат не удовлетворяет клиента, возможно, он сам безответственно подошел к выбору учебного центра. Сейчас рынок подобных услуг, включая бизнес-образование, как раз на той стадии, когда мы можем оценить уровень работы и добросовестность компании: по отзывам, программе обучения, степени доверия в профессиональной среде, клиентской базе и даже локации. После анализа учебного заведения сделать выбор и определиться будет гораздо легче.

Миф 2. Бизнес-образование зомбирует людей.

Этот миф имеет вполне реальную основу. Вопросы должного уровня обучающих программ по психологии затронуты особенно глубоко, так как эта область напрямую влияет на состояние человека, его мировоззрение. Некачественные услуги в сфере психологического бизнес-образования способны принести много вреда.

Почему так бывает? Некомпетентные исполнители просто не могут грамотно и в полной мере решить проблему человека. В своих методах они используют не полностью оформленные концепции и глубокие познания, а лишь поверхностно касаются задачи, предлагая в качестве решения лишь условную схему. Понятно, что об индивидуальном подходе не может быть и речи. После такого обучения управленец пытается выстроить неправильную тактику в своем коллективе, сталкиваясь с неудачами и непониманием. Чтобы избежать таких ситуаций, грамотно и внимательно подходите к выбору центров и программ.

Наличие этой проблемы будет актуально еще длительное время непосредственно по отношению ко всем участникам рынка. Именно по этой причине специалисты рекомендуют внимательно и обдуманно осуществлять выбор образовательных программ.

Миф 3. Невозможно чему-то научиться за 2 дня.

Причина появления этого мифа – наш менталитет. Часто соотечественники считают, что научиться можно только в процессе многолетнего освоения наук в университете. Конечно, наличие высшего образования необходимо. Оно помогает нам понять многие закономерности и процессы, учит мыслить, работать с информацией и систематизировать знания. Но это только первая базовая ступень. Большое значение и пользу имеют краткосрочные курсы и методики в процессе получения бизнес-образования. Мир давно подтвердил этот факт.

В среднем краткосрочная обучающая программа состоит из 16–20 академических часов (2-3 дня). Если сравнить с программой вуза, получится примерно 1 месяц лекционных занятий. Важно понимать, что на бизнес-уроках преподаватель глубоко и детально прорабатывает каждую тему из предложенного курса.

95 % людей, кто уже участвовал и проходил обучение на краткосрочных курсах, точно нашли для себя подходящее решение. Это 2-3 дня полезной, нужной информации с поддержкой и обратной связью для оперативного решения проблем компании.

Миф 4. Преподаватели из столицы и иностранцы вряд ли расскажут что-то полезное для регионов.

Большое количество клиентов бизнес-центров привыкли обращаться к местным тренерам и консультантам. В результате сложилось мнение, что столичные и иностранные преподаватели не смогут понять проблем региона и решить их грамотно и оперативно.

Специалисты, в свою очередь, рекомендуют обучаться на опережение. Чтобы внедрить знание завтра, его нужно получить и понять уже сегодня. Каждый из нас обладает областью ближайшего развития. У кого она шире, тот и усваивает 80–90 % поступающей информации. Остальные воспринимают гораздо меньший объем знаний – только 50–60 %, и им приходится дважды изучать одну и ту же тему.

Есть одно негласное правило бизнес-образования – учиться необходимо у востребованных и надежных. Невозможно дать однозначный ответ, кто хуже или лучше – столичные тренеры, региональные или иностранцы. Каждые имеют свои плюсы и минусы, судить в общем и среднем совершенно бессмысленно. Помните все же, что столица – эпицентр информационного поля, и, чтобы оставаться на слуху и оказывать качественные услуги, бизнес-тренерам всегда нужно развиваться, быть харизматичными и зажигать аудиторию.

Миф 5. Получить эффективное обучение можно только на корпоративных программах.

Не нужно метаться из крайности в крайность, считая полезным только одно направление обучения. Такой подход нельзя назвать правильным, ведь разные программы имеют собственное преимущество и нацелены на свою аудиторию. Важный положительный момент открытых курсов – это то, что клиент находится в комфортной обстановке близких по духу людей. В этом пространстве человек понимает, на каком этапе развития он пребывает по отношению к другим, видит свои горизонты и анализирует пути достижения целей. И, конечно, синергия – когда вы приходите на бизнес-обучение с одной идеей, а уходите с 20 новыми.

На таких программах поднимаются вопросы и нюансы конкретно взятой компании или предприятия. Обычно такой пакет услуг стоит дороже, но результат не измеряется потраченными средствами на бизнес-обучение, важен гармоничный подход и решение проблемных аспектов компании.

Важная новость для подписчиков!

Информация об экспертах

Татьяна Максимова, менеджер по маркетингу, QS World MBA Tour. QS World MBA Tour — серия крупнейших в мире международных выставок по бизнес-образованию. В 2010 году более 60 000 кандидатов зарегистрировались на 85 мероприятиях в 42 странах.

Сергей Мясоедов, ректор ИБДА Российской президентской академии. ИБДА — Институт бизнеса и делового администрирования Российской президентской академии, основан в 1988 году. На программах института одновременно обучаются свыше 1000 слушателей, с которыми работают более 160 профессоров и преподавателей.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
2 минуты, и Вы продолжите читать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.