Стартап проект: мобильное приложение Smart Museum

1267
В прошлом году в Санкт-Петербурге был запущен стартап Smart Museum — технологии «дополненной реальности» на основе QR-кода для музеев, выставок, галерей, домов-музеев и других объектов культуры. И хотя отечественные музеи уже знакомы с такими технологиями (в 2011 году Русский музей и МТС представили мультимедийный интерактивный центр), аналогов у Smart Museum на данный момент нет. Авторы планируют воспользоваться этим и в сжатые сроки подключить к своей разработке максимум культурных учреждений — как в России, так и за рубежом.
Стартап проект: мобильное приложение Smart Museum
Фото: www.pinterest.com
В этой статье вы узнаете:
  • Как стартап проект Smart Museum добился популярности на рынке
  • Как новый проект поможет музеям мира

В начале 2012 года молодые бизнесмены из Санкт-Петербурга Андрей Хапсасов и Андрей Соколов реализовали стартап проект «Смарт Музей». В том же году, выиграв конкурс венчурного фонда RSV Venture Partners, предприниматели разработали Smart Museum — бесплатное приложение для смартфонов на платформах iOS и Android.

Оно позволяет владельцам смартфонов считывать QR-код под музейными экспонатами и получать информацию о них в виде текста, фотографий или аудиозаписи. Информация предоставляется на родном для туриста языке, доступ к данным осуществляется через Wi-Fi, что позволяет экономить на трафике. Активные пользователи социальных сетей могут поделиться полученной информацией «ВКонтакте», на Facebook или в Twitter — предполагается, что это позволит увеличить приток посетителей, а следовательно, и прибыль музеев.

Доход и инвестиции в стартап проект

Первоначальные инвестиции в новый стартап составили $ 20 тыс. (финансирование предоставлено фондом RSV Venture Partners), после чего было заключено соглашение с Фондом предпосевных инвестиций Санкт-Петербурга еще на $ 150 тыс. Первым к системе подключился Шереметевский дворец, за ним последовали «Разночинный Петербург», объединение музеев Академии художеств им. И. Е. Репина и ряд других учреждений культуры. По замыслу разработчиков, в ближайшем будущем пользователь благодаря Smart Museum сможет считать с QR-кода информацию об экспонате в любом музее мира.

Монетизировать свою разработку «Смарт Музей» намерен двумя способами: продавать аудиоэкскурсии непосредственно посетителям (по аналогии с аудиогидами) и взимать ежемесячную абонентскую плату с музеев, желающих предоставлять такие экскурсии посетителям бесплатно (в состав абонентской платы входит контент для определенного количества экспонатов). Помимо этого, авторы проекта собираются объединить традиционные аудиогиды с мобильными программами.

Стартап проект «Смарт Музей» оценивает оборот перспективного сегмента приложений дополненной реальности в $ 750 млн и планирует уже в середине года выйти на самоокупаемость и форсировать продвижение на рынки Европы и Америки. Первыми целями на этом пути значатся географически близкие Эстония, Финляндия, Украина и Польша.

По оценке владельцев компании, конкурентов у Smart Museum пока нет: никто не решился связать QR-коды с приложением, доступным большому количеству учреждений культуры. Тем не менее некоторые компании уже сейчас предлагают разработку мобильных приложений отдельно взятым музеям.

Мнение

Максим Юрин, руководитель отдела SMM, Red Keds Creative Agency

Новым стартап назвать нельзя: подобные приложения и технологии уже есть в других областях. В качестве примера приведу мобильные приложения компании Digital October под некоторые конференции и площадки — они работают по той же схеме, что и Smart Museum, и тоже интегрированы с социальными сетями. Как бы то ни было, проект «Смарт Музея» я считаю своевременным шагом: возможно, для музеев такое действительно никто еще не предлагал.

Модель получения прибыли вполне логична и ясна. Единственная сложность, которую я вижу, — консерватизм российских музеев: многие из них не очень приветствуют новые технологии. Зато в культурных учреждениях с определенной аудиторией (современное искусство, мода, архитектура и дизайн) проект может приносить хорошие деньги — их можно получать как с музеев, так и с посетителей. Кроме того, посетители таких музеев наверняка будут охотно делиться полученной информацией в социальных сетях.

Что касается экспансии за рубеж, то, мне кажется, в Европе и Америке приложение Smart Museum могут принять даже лучше, чем у нас. Единственный совет, который я мог бы дать авторам, — сделать дизайн приложения и сайта более технологически продвинутым. Это важно, поскольку, например, стартап российских разработчиков Lapka завоевал популярность на Западе во многом благодаря классному дизайну.

Мнение

Александр Сильченко, директор по развитию оператора мобильных услуг, Stream Telecom

Я не удивлен, что этот стартап проект появился именно в Петербурге — культурной столице России со множеством музеев. Считаю, что Smart Museum — современный, полезный, своевременный и нужный проект: он позволит сделать посещение музеев познавательным и развлекательным мероприятием, что особенно важно для привлечения молодежи. Во всех странах люди ходят в музеи, покупают смартфоны, пользуются Wi-Fi и любят удобство — а значит, разработка будет очень востребована в типичных туристических странах, например в Италии, Франции, Англии, Германии, Греции. Серьезный интерес проявят и страны Скандинавии: там очень высока доля смартфонов, а мобильный интернет есть практически у всех. Возможно, в других странах этот проект будет приносить больше денег, чем в России: во-первых, там распространены как государственные, так и коммерческие музеи, а во-вторых, суммарное количество посетителей музеев в зарубежных странах многократно выше, чем в РФ. Вопрос для авторов разработки лишь в том, как выйти на иностранные музеи.

Судить о коммерческих перспективах стартап проекта затрудняюсь: монетизация любого ИT-стартапа — сложный вопрос. Лично я бы за такие услуги платил: в музеях стараюсь брать аудиогид и просматривать экспонаты в своем темпе, без беготни за экскурсоводом. Многие мои друзья, путешествуя по Европе, тоже платили бы за такой сервис — все дело в цене и удобстве пользования приложениями. Так что, по моему мнению, аудиоэкскурсии точно будут продаваться. Что касается выгодности схемы с ежемесячной абонентской платой музеев, этот вопрос зависит как от договоренностей с администрацией конкретных музеев, так и от уровня конкуренции на данном рынке. А соперники появятся обязательно — вопрос лишь в том, как скоро. По моему мнению, конкуренция в России среди подобных проектов будет идти за связи в среде администраций музеев — в выигрыше окажется проект с максимальными связями. А вот за рубежом я предвижу большую конкуренцию между подобными стартапами от страны к стране, если, конечно, на этот рынок не решит зайти один из ИT-монстров (Google, Microsoft, Apple и прочие).

Разработчикам могу дать следующий совет: нужно срочно решить вопрос с защитой авторских и имущественных прав на аудиозаписи, в противном случае они быстро появятся в торрентах.

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль