text
Коммерческий директор

Разбор: что такое стартап

  • 11 сентября 2018
  • 86
Разбор: что такое стартап

В статье разбираем, чем стартап отличается от малого и крупного бизнеса, какие стартапы сегодня пользуются успехом.

Вы узнаете:

  • Что такое стартап и почему это модно.
  • Какие свойства характерны для любого стартапа.
  • Какие этапы последовательного развития стартапа нужно знать.
  • Почему многие стартапы закрываются.
  • Как запустить успешный стартап в России.

Термин «стартап» пользуется большой популярностью. В связи с этим вокруг него вращаются многочисленные мифы и заблуждения.

Ежегодно по всему миру создаются тысячи предприятий и компаний, но далеко не все они действительно являются стартапами. Что такое стартап простыми словами, а что им не является? И что надо знать об этом популярном термине?

Что такое стартап? Простыми словами

Разбор: что такое стартап

Термин был сформулирован бизнесменом из США – Стивом Бланком. Он создал 8 успешных стартапов, которые превратились в крупные и прибыльные предприятия. Суть термина заключается в инновационности. Под стартапом понимается только тот бизнес, который еще не существовал до этого. Он создается для устранения той проблемы, решение которой не является очевидным и гарантированным.

Пример

Самый известный стартап – социальная сеть Facebook. До ее создания не было социальных сетей такого крупного масштаба. Основатели компании даже представить не могли, насколько серьезным будет их успех. У них не было возможности подсмотреть за конкурентами или опереться на статистику. Такие социальные сети, как «Вконтакте» и «Одноклассники» нельзя назвать стартапами, т.к. они уже не первые.

Главная особенность и большая сложность любого стартапа – неопределенное будущее. Идея, ради которой создается инновационный бизнес, должна найти собственную целевую аудиторию неизвестным до этого путем. Бизнесмен, который запускает стартап, опирается при этом исключительно на собственное видение того, как должна решаться проблема конечного потребителя. Поэтому стартапы подходят не для всех.

Пример

Еще один пример успешного стартапа – компания Amazon. Создатель популярного интернет-магазина – Джефф Безосс – принял решение бросить работу по найму после того, как оценил перспективы торговли в сети Интернет. Деньги на открытие он получил от своих родителей. Они не понимали, какие перспективы у такого бизнеса. Отец, который дал Джеффу деньги, даже не знал, что такое Интернет.

Большая часть успешных стартап-проектов открываются в IT-сфере. В этой сфере каждый день появляются открытия, изобретаются новые устройства и программы. Это создает благоприятную среду для стартапов – проектов и компаний, которые ранее не встречались и не достигали какого-либо успеха.

Свойство, которое отличает стартап от предприятия малого бизнеса – это стремительный рост в случае, если решение целевой проблемы оказалось действенным и востребованным. Такие успешные стартапы, как Uber, Facebook и Airbnb за считанные годы добились аналогичного успеха, что и организации по типу Toyota, которые являются лидерами в своей нише на протяжении десятилетий.

Характеристики стартап-проектов

Существует 4 основных признака того, что перед вами стартап.

Стремительный рост

Стартапы создаются для того, чтобы оперативно развиваться и масштабироваться независимо от географической привязки. Например, популярный социальный стартап-сервис Shapchat за 5 лет поднялся с нуля до ста миллионов пользователей за четыре года работы. Специалисты Кремниевой Долины в США даже разделили темпы роста стартапов на три категории:

  • Невероятно высокие – прирост от 10% в неделю.
  • Высокие – прирост от 5% и вплоть до 10% в неделю.
  • Низкие – темпы роста меньше 2% за неделю.

Темпы развития конкретного стартапа зависят от ряда факторов. После запуска проекта они могут варьироваться в широких пределах в то время, пока проект подбирает подходящую для него бизнес-модель развития. После того, как оптимальная бизнес-модель будет подобрана, стартап переходит на уровень полноценного бизнеса.

Нестандартный подход

Проблема, на которую направлен проект, должна решаться радикально новым методом. При этом нет необходимости в формировании целой отрасли бизнеса для того, чтобы начинание подходило под рассматриваемый термин. Встречается и такой вариант, когда традиционная модель бизнеса рассматривается под нестандартным углом, вследствие чего появляется результативное решение проблемы конечного потребителя.

Пример

Google – не первая поисковая система, но она подходит под определение стартапа. Поисковые сервисы были и до этого проекта, однако в работе Google был использован нестандартный алгоритм. Он подкреплялся простым и минималистичным дизайном страницы поиска, которая не отвлекала пользователя. Результаты поиска были и остаются максимально релевантными. По этим причинам Google – лидер среди поисковиков.

Высокая гибкость

Изначальная идея, которая закладывается в стартап, может изменяться с течением времени, адаптироваться под выбранную создателями проекта бизнес-модель. В случае потребности проект может резко поменять курс и даже идею, если это потребуется для того, чтобы бизнес «выстрелил». Готовность и способность корректировать направление развития – особенность, которая отличает рассматриваемое явление от традиционного бизнеса.

Пример

Немногим людям известно, что изначально социальный сервис Twitter разрабатывался как сайт Odeo – это каталог подкастов. Создатели сервиса заметили, что нынешний функционал Твиттера вызывал у людей того времени особый интерес и пользовался востребованностью. По этой причине было принято решение разделить Twitter и Odeo. После этого фирма Odeo была продана, а Твиттер приобрел современный вид.

Нужда в финансировании

Традиционный бизнес создается за счет собственного капитала предпринимателя, либо за счет кредита. Стартапы сильно зависят от внешних инвестиций. Создатели нестандартного бизнеса обращаются в венчурные фонды, размещают описания собственных проектов на стартап-биржах, чтобы привлечь средства для реализации идеи. Инвесторы при этом становятся совладельцами бизнеса.

Перспективный бизнес может получить финансовую поддержку в ходе проведения специализированных конкурсов. Стартаперы подают заявки, где подробно описывают проекты и приводят аргументы в пользу их перспективности, значимости и востребованности. Победители таких конкурсов не только получают денежную поддержку, но и привлекают внимание инвесторов. Впоследствии это может привести к инвестициям в проект.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧИТЬ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЛЯ СВОЕГО ПРОЕКТА  ↓

Краудфандинг

6 этапов развития стартап идеи

Существует масса моделей раскрутки такого бизнеса. Чаще всего применяется модель, в которой путь от идеи до ее успешной реализации занимает 6 последовательных шагов:

  1. Pre-seed. Это стартовый этап, на котором у создателей в распоряжении только нестандартная идея. Они еще не знают, каким образом идею реализовать так, чтобы она приносила доход и решала проблему.
  2. Seed. Создатели проекта уверены в том, что стоит заниматься сформулированной идеей. На втором этапе происходит изучение рынка, разработка бизнес-плана, в случае нужды начинается поиск инвестиций.
  3. Прототип. На этом этапе формируется рабочий прототип, наделенный основными функциями продукта, который в итоге планируется выпустить на рынок. Это заготовка, которая будет многократно улучшаться.
  4. Альфа-версия. Это этап активного тестирования рабочего прототипа с целью обнаружения недостатков, багов, ошибок и других проявлений, подлежащих устранению. При необходимости продукт улучшается.
  5. Закрытая бета. На этой стадии развития проекта целевой продукт находится в том виде, в котором он планируется выпускаться на рынок. Однако проводятся тестирования с участием группы пользователей.
  6. Открытая бета. У открытого тестирования задачи такие же, что и у закрытого. Отличие в том, что тесты проводятся всеми желающими пользователями. Продукт выпускается на рынок, проект раскручивается.

Не рекомендуется пропускать стадии тестирования. Иначе целевым потребителям будет представлен сырой продукт. Лучше потратить больше времени и средств, но подготовить готовый продукт, который вызовет рост стартапа.

Разбор: что такое стартап

Распространенные причины «гибели» стартапов

Статистика показывает, что до момента выхода нестандартного проекта на мощность зрелого бизнеса, доходит только один стартап из десяти. Только 10 % от общего числа достигают успеха, тогда как 90 % закрываются. Основная причина гибели инновационного бизнеса – это работа над продуктом, в котором нет потребности. Идея может банально опережать время и быть непризнанной большинством людей.

По мнению Фреда Дестина – партнера венчурного фонда Accel Partners – проекты умирают по таким причинам:

  • Не хватает денег. Чтобы нестандартный бизнес развивался с приемлемыми темпами в 5-7 % за одну неделю, нужны серьезные капиталовложения. Недостаточное финансирование проекта – это вина не инвестора, а бизнесмена. Задача номер один – оперативно находить источники капитала, чтобы проект развивался.
  • Ненадежные партнеры. Если развитие проекта требует привлечения компаньонов, и соучредители были выбраны неправильно, есть большая вероятность того, что бизнес не сможет достигнуть нужных темпов роста. Так как создатели стартапов – обычно креативные и творческие люди, не так редко между ними возникают разногласия.

Еще одна причина, по которой большинство стартап-проектов не приходят к успеху – создатели бросают начатое дело. Если посмотреть на примеры успешных инновационных компаний, можно заметить, что деньги – не единственная цель, ради которой создатели занимались развитием проектов. Здесь есть нечто большее – идея, стремление сделать жизнь людей или даже мир немного лучше.

Если основная цель стартапера – заработать как можно больше денег, в большинстве случаев его ждет разочарование. Главное качество хорошего стартапера – терпение, способность не бросать начатое дело даже после многократных неудач. Многие успешные бизнесмены, сколотившие огромное состояние, были нацелены далеко не на заработок. Большой доход – это приятное дополнение к реализации выбранной идеи.

Важная новость для подписчиков!

Примеры стартапов в России

Стартапы-корпорации, прогремевшие на весь мир – это Википедия, Instagram, Microsoft, YouTube и другие. Истории их успеха растиражированы по всему Интернету. Озвученные сервисы – не единственные проекты, представляющие интерес. Существует масса менее популярных, но полезных и перспективных стартапов в России и за рубежом.

Кнопка жизни

Речь идет о проекте, предназначеном для помощи людям, которые в ней нуждаются. Даже до того, как проект был запущен, «Кнопка жизни» заняла первое место в конкурсах «Телеком-идея», «Бизнес-успех» и «БИТ». Суть проекта в следующем – человек, у которого возникла угроза здоровью или даже жизни, может воспользоваться квалифицированной помощью в любом месте и в любое время. Функции этого проекта такие:

  • Определение точного местоположение нуждающегося в помощи.
  • Психологическая поддержка в тяжелых жизненных ситуациях.
  • Набор социальных сервисов, предоставляемых бесплатно.
  • Комплекс услуг, связанных со сферой здравоохранения.
  • Оповещение близких и родных, а также вызов службы спасения.

Создатели запустили проект, располагая скромной суммой в размере 10 000 долларов. На сегодняшний день это полноценный мобильный сервис, который работает во всех регионах РФ. Им пользуются более 15 000 человек.

Надпись на песке

Суть проекта простая – пользователь может за скромную сумму в размере от 590 рублей заказать любую надпись на песке любого пляжа мира. Проект был основан россиянином Антоном Великановым, который переехал в Коста-Рику и вдохновился красотой местных пляжей. Стартап был основан со стартовым капиталом в размере 100 долларов. Все, что потребовалось для начала – запуск сайта стартапа, на что ушло 4 дня.  

Социальный будильник

Это еще один стартап в Интернете, который помогает людям просыпаться. Основатель проекта – Грачик Аджамян – страдал от проблем с ранним пробуждением. Чтобы вставать по будильнику, он договорился со своими друзьями звонить друг другу по утрам с целью разбудить собеседника. Позже эта результативная идея стала полноценным стартапом. На развитие были получены деньги в размере 500 000 долларов от частного инвестора.

Заключение

Стартап – обязательно инновационный проект, который обычно создается креативной командой или одним человеком, получающим инвестиции от венчурных фондов, бизнес-ангелов или на конкурсах стартапов. Именно благодаря стартап-проектам можно наблюдать прогресс во всех сферах жизни – начиная от бытовой сферы, заканчивая промышленностью, безопасностью и IT-сферой.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.