text
Коммерческий директор

Конкурентоспособность продукции: как вычислить и повысить

  • 28 сентября 2018
  • 57
Конкурентоспособность продукции: как вычислить и повысить

Понятие конкурентоспособности продукции включает в себя все, что отличает ваш товар от других. Это степень удовлетворения запросов потребителей в сравнении с аналогичными товарами, которые представлены на этом же рынке. Иными словами, конкурентоспособность – это способность товара отвечать рыночным требованиям и пожеланиям клиентов. Узнайте, как создать лучший продукт на рынке.

Вы узнаете:

  • О конкурентоспособности товара.
  • О конкурентных преимуществах.
  • О создании конкурентоспособного продукта или услуги.
  • О том, как оценивать конкурентоспособность.

Понятие конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность – это набор потребительских и ценовых характеристик, определяющих степень успеха товара на рынке.

Одной из главных характеристик является качество продукции, то есть набор свойств товара, позволяющих удовлетворять потребности клиентов при использовании продукта по прямому назначению.

Формирование конкурентоспособности – это комплекс мер, которые принимаются для улучшения ассортимента и качества товара, максимального использования производственного потенциала. Среди главных факторов формирования конкурентоспособности товара продукции можно выделить:

  • Эффективное использование конкурентных преимуществ.
  • Использование показателей качества, которые определяются существующими стандартами и нормативами.
  • Экономические показатели, с помощью которых формируется себестоимость и продажная цена товара.

Конкурентные преимущества продукции на рынке

Специалисты выделяют два вида конкурентных преимуществ:

  1. Минимальные издержки. Достигаются за счет узкой специализации и использования инновационных технологий. В конечном счете это позволяет реализовывать продукцию по ценам ниже, чем у большинства конкурентов.
  2. Повышение функциональности товара. Каждый потребитель имеет особые потребности, которые можно удовлетворять, вводя новые функции в имеющийся продукт. Стоимость при этом может серьезно увеличиться.

Конкурентоспособность компании – это относительная характеристика, которая выражает отличие данной компании от конкурирующих организаций по степени удовлетворения своей продукцией потребностей клиентов и по уровню эффективности производственной работы. Конкурентоспособность товара определяется конкретными возможностями компании и возможностью ее приспособления к рыночным условиям.

Сформулируем несколько основных принципов, пользуясь которыми компания может получить конкурентное преимущество:

  1. Нацеленность компании и каждого ее сотрудника на конечный результат.
  2. Увеличение производительности вследствие максимально эффективного использования способностей работников.
  3. Направленность на потребителя.
  4. Разработка корпоративных ценностей и демонстрация их важности окружающим.
  5. Создание на предприятии доброжелательной творческой атмосферы.

Бойтесь не конкурентов, а собственных клиентов: интервью с Джеффом Безосом

Конкурентоспособность продукции: как вычислить и повысить
Джефф БезосСоздатель и глава Amazon
Создатель и глава Amazon Джефф Безос приезжал в Берлин за наградой компании Axel Springer. CEO медиагруппы Матиас Дефнер воспользовался этой возможностью, чтобы поговорить с Джеффом о первых шагах в бизнесе, об усвоенных уроках и о том, каково это, когда твой главный критик — президент США.

Создание конкурентоспособного продукта

Одной из главных характеристик в определении конкурентоспособности товара является качество. Оно определяется различными свойствами продукта. Количественная характеристика одного или нескольких из этих свойств носит название показателя качества.

Существуют обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.

С помощью обобщающих показателей можно охарактеризовать качество всего продукта в целом, не принимая во внимание его вид, функциональность, назначение. В эту группу относятся показатели, которые выражают удельный вес:

  • Нового продукта в общем ассортименте выпускаемой продукции.
  • Товара с сертификатом и без.
  • Продукта, который соответствует мировым стандартам в области качества.
  • Экспорта в различные страны, в том числе развитые в промышленном плане.

К индивидуальным показателям относят характеристики, выражающие ее свойства:

  • Полезность для потребителей.
  • Надежность.
  • Технологичность.
  • Эстетичный внешний вид.

Косвенные показатели не так очевидны. Сюда входят потери от брака и некоторые другие факторы.

Конкурентоспособность продукта: 5 основных законов

Рассмотрим пять главных законов, которых следует придерживаться для выпуска конкурентоспособного продукта.

Качество товара

Зависимость конкурентоспособности продукции на рынке и ее качества видна невооруженным глазом и частично рассматривалась нами ранее. Хорошее качество товара ведет к повышению конкурентоспособности, низкое качество – к снижению. Единственный нюанс – нужно определиться с понятием качества.

Качественный товар – это не всегда самый совершенный продукт, который представлен на рынке. Качественный – это значит соответствующий потребностям конкретной целевой аудитории. Для одних это самый надежный и долговечный товар, для других – самый скоростной, для третьих – самый дешевый. Поэтому перед тем, как разрабатывать конкурентоспособный товар, необходимо тщательно изучить потребности рынка сбыта и уточнить критерии, по которым тот или иной товар считается качественным. После выпуска продукта нужно постоянно отслеживать, в какую сторону эволюционируют потребности целевого рынка, отвечают ли изменившимся потребностям характеристики товара и т. д.

Напомним, чтобы оценка конкурентоспособности потребительских товаров была объективной, необходимо пользоваться теми же критериями, которые использует потребитель, подбирая необходимый товар на рынке.

Как провести конкурентный анализ, чтобы выделиться в любой нише?

Конкурентное преимущество

Майк Портер разработал матрицу конкурентоспособности товара, с помощью которой компания может определиться со своим конкурентным преимуществом.

Портер выделяет три основных способа обеспечения конкурентного преимущества на рынке:

  1. Продуктовое лидерство. В эту группу входят:
    1. Повышение качества товара.
    2. Придание товару большей полезности с точки зрения потребителя.
    3. Формирование имиджа.
    4. Привлекательный дизайн, дополнительное гарантийное и сервисное обслуживание (например, стандартное предложение «год гарантии, два года бесплатного сервиса» котируется до сих пор).

Если товар приобретает в глазах потребителя определенную ценность, он готов за него платить. В то же время увеличение стоимости товара должно одновременно и быть приемлемым для клиента, и погашать увеличение издержек на его производство.

  1. Ценовое лидерство. Достигается с помощью уменьшения затрат на производство и реализацию. Особе внимание уделяется:
    1. Стандартизации продукции.
    2. Управлению издержками.
    3. Введению различных рационализаторских решений.
    4. Контролю расходов на предприятии и т. д.

В основе снижения издержек лежит так называемая «кривая опыта». Согласно этой кривой, расходы на производство единицы товара снижаются на 20 процентов каждый раз, когда удваивается объем производства.

  1. Лидерство в нише. Фирма выбирает отдельный сегмент рынка, изучает его и выпускает новый продукт, удовлетворяющий все основные потребности клиентов. Подобный подход часто используется малым бизнесом. Крупный бизнес применяет его гораздо реже, в основном когда требуется поработать с небольшой группой конкретных потребителей – к примеру, с людьми с заданным уровнем дохода.

Конкурентоспособность товара зависит от того, какие цели поставила перед собой компания, какими ресурсами и возможностями она обладает. Проанализируйте свой товар, определите свойства, которые оценит целевой рынок, сопоставьте их со своими амбициями и возможностями – и разработайте собственную конкурентную стратегию.

Оценка конкурентоспособности

Выявив потребности рынка и определив способ конкуренции, стоит оценит текущую конкурентоспособность. Для этого можно воспользоваться одной из готовых методик:

Методика

Описание

SWOT-анализ

Оценка конкурентоспособности путем анализа сильных и слабых сторон, возможностей, предоставляемых рынком, и угроз, которые он несет.

Метод McKinsey / GE

Оцениваются два критерия – конкурентоспособность товара и привлекательность конкретной отрасли. После этого определяются лучшие рынки.

Пять сил Портера

Конкурентоспособность оценивается с точки зрения внешних и внутренних факторов.

Многоугольник конкурентоспособности

Товар, с которым фирма выходит на рынок, сравнивается с предложениями главных конкурентов.

Конкурентоспособность продукции: как вычислить и повысить

В каждом из представленных методов есть свои достоинства и недостатки. Для выбора лучшего способа оценки конкурентоспособности продукции стоит попробовать все варианты. Это позволит оценить свой продукт с точки зрения рынка в целом, сравнить его с аналогичными изделиями конкурентов и выяснить, есть ли у вас, что предложить потребителям.

Повышение конкурентоспособности

Способы повышения конкурентоспособности зависят от того, на какой фазе жизненного цикла находится ваш товар. Чем он моложе, тем выше уровень, которого он может достичь.

  1. Стадия внедрения. Проводить целенаправленные мероприятия по повышению конкурентоспособности на данном этапе не требуется. Отслеживайте ситуацию на рынке, собирайте информацию, анализируйте результаты пробных продаж. Здесь можно отследить, отвечает ли продукт ожиданиям клиентов, и при необходимости просмотреть отклики и изменить характеристики.
  2. Стадия роста. Развиваются главные характеристики товара: еще быстрее, выше, натуральнее и т. д. Формируются входные барьеры – теперь конкурентам, желающим с вами поспорить в выбранной области, придется их преодолевать изначально.
  3. Стадия насыщения и спада. Все желающие уже приобрели ваш товар и хотят чего-то новенького. На этом этапе вы можете разработать новую версию продукта. Или создать что-то кардинально новое.

Внедрение системы контроля

После создания товара и продвижения его на рынке, вы должны постоянно отслеживать, чтобы он продавался и дальше. В систему управления конкурентоспособностью входят четыре основных этапа:

  1. Анализ и мониторинг. Компания на постоянной основе анализирует конкурентоспособность товара. Если на рынке появляется новый игрок, специалисты проводят контрольную закупку, оценивают продукты. Также необходимо постоянно оценивать малейшие изменения целевого рынка, изучать и внедрять на предприятии инновационные технологии. В процессе оценки нового товара анализируются три группы параметров: технические (качество, соответствие стандартам), экономические (стоимость, затрат на установку и дальнейшую эксплуатацию), маркетинговые (имидж производителя, дизайн, срок изготовления и поставки и т. д.).
  2. Обновление стратегии. После анализа периодически возникает ситуация, в которой компания должна изменить способ конкуренции. В первую очередь, подобная ситуация связана с изменениями потребностей целевой аудитории.
  3. Маркетинговые программы. Анализ конкурентоспособности выявляет не только сильные стороны, на которых нужно акцентировать внимание, но и слабые, которые необходимо улучшить, укрепить и выгодно преподнести клиенту.
  4. Мониторинг выполнения стратегии. Все мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности товара, нужно тщательно отслеживать и корректировать по мере необходимости.

Конкурентоспособность предприятия: что это и как определить

Главная цель любой компании в современных рыночных условиях – завоевание, сохранение и расширение своих позиций на рынке сбыта. Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность разрабатывать и продавать товары или услуги, которые по ценовым и неценовым показателям являются более привлекательными для клиентов, чем аналогичные предложения от других предприятий.

Данная характеристика является основной, потому она выявляется лишь при детальном сравнении предприятий, выпускающих аналогичный продукт на той же самой территории. Иными словами, предприятие может выпускать вполне конкурентоспособный продукт для регионального рынка, однако на уровне страны или мирового рынка он не будет пользоваться спросом.

Целью анализа конкурентоспособности предприятия является определение конкурентных преимуществ фирмы, а также анализ их реализации и защиты в заданных условиях.

В процессе анализируются эффективность производственной деятельности, производственный и научно-исследовательский потенциал, финансовое положение компании. В итоге заполняется таблица по примеру следующей:

Критерии

Оценки

Низкая

Средняя

Высокая

Относительная доля рынка

 

 

 

Издержки, цена

 

 

 

Особенности товара

 

 

 

Степень освоения технологии

 

 

 

Конкуренты

 

 

 

Концентрация клиентов

 

 

 

Имидж фирмы

 

 

 

После этого можно делать выводы и принимать решения о дальнейшем продвижении товара на рынок или повышении его конкурентных свойств.

По результатам оценки конкурентоспособности обычно принимаются следующие решения:

  1. Изменение комплектующих материалов, исходников, конструкции товара.
  2. Изменение технологии разработки продукта.
  3. Изменение цены на товар, обслуживание, ремонт, запчасти.
  4. Изменение порядка реализации продукта на рынке.
  5. Изменение системы поощрения поставщиков, изменение структуры и количества поставок.
  6. Изменение системы контроля качества.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.