text
Коммерческий директор

Виды финансового анализа и правила их использования

  • 9 октября 2018
  • 38
Виды финансового анализа и правила их использования

Финансовый анализ позволяет оценить состояние предприятия, сделать выводы о возможном банкротстве или дальнейшем инвестировании. Узнайте, какие виды финансового анализа существуют на предприятии.

Вы узнаете:

  • Как проводить финансовый анализ на предприятии.
  • Какие существуют виды и формы финансового анализа.
  • Как оценивать ликвидность, рентабельность и другие показатели.

Под термином «финансовый анализ» в зарубежных компаниях понимают разновидность финансовой отчетности, включающую в себя расчет определенных финансовых коэффициентов, а под термином «финансовая отчетность» – бухгалтерские отчеты, адаптированные для целей финансового анализа. В России финансовый анализ – это обработка бухгалтерской отчетности, включающая в себя несколько видов анализа.

Существует два варианта классификации – по методам и целям. Рассмотрим оба.

Виды финансового анализа по методам

Классификация по методам включает следующие разновидности финансового анализа:

  • временной;
  • вертикальный (структурный);
  • сравнительный;
  • факторный;
  • расчет финансовых показателей.

Временной анализ

Изучает изменение финансовых показателей по времени. Исходя из числа показателей, периодов времени и т. д. специалисты различают горизонтальный и трендовый анализ.

Горизонтальный анализ подразумевает изучение и сравнение отдельных финансово-экономических показателей деятельности предприятия с аналогичными показателями прошлых периодов. В процессе сравниваются значения статей бухгалтерской отчетности за предыдущий и текущий отчетные периоды, выявляются резкие колебания, определяются причины такой динамики.

Трендовый, или временной анализ – это изучение и сравнение финансово-экономических показателей во времени. В процессе составляются динамические или временные ряды, т. е. числовые значения какого-либо статистического показателя, размещенные в хронологической последовательности и отображающие изменение каких-либо процессов с течение времени.

Чтобы составить динамический ряд, потребуются два элемента:

  1. Уровни – показатели или коэффициенты.
  2. Периоды времени, в течение которых актуальны данные показатели.

Показатели в рядах могут быть абсолютными, относительными либо средними. С их помощью можно выявить, измерить и проанализировать изменения определенного явления с течением времени.

Закономерности можно выявить лишь в длительной динамике, так называемой тенденции. На главную закономерность могут накладываться другие, например, сезонные. Таким образом, главной задачей временного анализа считается выявление главной тенденции, или тренда.

Вертикальный анализ

Вертикальный, или структурный анализ – это вычисление веса конкретных статей в окончательном значении раздела или баланса.

Суть данного метода состоит в том, что каждая статья расходов, включенная в отчет о прибылях и убытках текущего года, делится на сумму чистых продаж. Это позволяет выявить статьи расходов, которые изменяются быстрее или медленнее продаж.

Технология методики заключается в том, что сумма активов компании (если анализируется весь баланс) либо выручка (если анализируется отчет о прибыли) принимается за сто процентов, а каждая статья отчета выставляется в виде процентной доли от исходного значения.

Сравнительный анализ

В рамках сравнительного, или пространственного анализа показатели, полученные в рамках вертикальных и горизонтальных исследований, сравниваются с результатами аналогичных исследований, проведенных в прошлом периоде. Это позволяет выявить тенденции в работе предприятия, проанализировать его финансовое положение, уточнить последствия тех или иных решений.

Факторный анализ

Практически все процессы и явления финансово-хозяйственной деятельности предприятия прямо или косвенно связаны между собой. Одной из важнейших методик в финансовом анализе является выявление, изучение и изменение влияния различных факторов на исследуемые показатели.

Исследование по факторам проводится в несколько последовательных этапов:

  1. Отбираются факторы, в соответствии с которыми будет проходить исследование.
  2. Отобранные факторы классифицируются и систематизируются.
  3. Моделируются взаимосвязи между результативными и факторными значениями.
  4. Рассчитывается влияние всех факторов, оценивается роль каждого из них в формировании результативного показателя. При необходимости, принимаются решения о мерах, которые необходимо принять для уменьшения влияния какого-либо фактора.
  5. Рассчитывается резерв прироста результативного показателя.

Благодаря всестороннему и компактному описанию измеряемого объекта факторный метод позволяет выявлять скрытые факторы, влияющие на финансовые показатели деятельности предприятия.

Расчет и анализ финансовых коэффициентов

Классический финансовый анализ – это расчет и изучение финансовых коэффициентов, получаемых на базе финансовой отчетности. В качестве источников для расчета финансовых показателей можно взять баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и отчет о нераспределенной прибыли.

Финансовые коэффициенты позволяют:

  • Оценить кредитные риски.
  • Сформировать прогноз будущих прибылей и убытков.
  • Проанализировать эффективность принятых управленческих и иных решений.

Финансовые коэффициенты являются частью общего финансового анализа. С их помощью сравниваются компании, отрасли, подразделения, различные периоды работы одного подразделения или компании. Можно также сравнивать результаты деятельности фирмы со средними показателями по рынку.

Для изучения аспектов финансовой деятельности компании коэффициенты группируются по нескольким категориям:

    1. Коэффициенты ликвидности. Ликвидность – это способность предприятия отвечать по своим обязательствам. В эту категорию входят:
      1. Коэффициент текущей ликвидности, также называемый коэффициентом покрытия. Это отношение текущих активов предприятия к краткосрочным обязательствам, т. е. к тем, которые должны быть погашены в течение текущего отчетного периода. Коэффициент текущей ликвидности показывает способность предприятия погашать свои краткосрочные обязательства, используя для этого лишь оборотные активы.
      2. Коэффициент быстрой ликвидности. Это отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. В отличие от коэффициента текущей ликвидности, данный показатель не учитывает материально-производственные запасы.
      3. Коэффициент абсолютной ликвидности – это отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вливаний к текущим обязательствам компании. Норматив находится в рамках 0.2, что означает способность предприятия погашать по 20% текущих обязательств ежедневно.
    2. Коэффициенты оборачиваемости активов. В данную категорию входят:
      1. Коэффициент оборота запасов. Себестоимость товаров, реализованных в течение года или иного отчетного периода, делится на среднегодовую величину запасов. С помощью данного коэффициента можно определить, сколько раз в течение этого периода времени продаются запасы предприятия.
      2. Коэффициент оборота оборотных средств, или фондоотдача. С помощью этого показателя можно оценить эффективность использования основных производственных фондов компании. Для расчета фондоотдачи можно использовать следующую формулу:

Фо = В / С

  • В – объем выпущенной товарной продукции (выручка).
  • С – среднегодовая стоимость основных средств.

Данный показатель фиксирует отдачу основных фондов. Чем выше значение, тем выше эффективность использования фондов, и с каждого рубля ОС предприятие получает больше продукции.

Обратным показателем к фондоотдаче является фондоемкость – отношение среднегодовой стоимости основных фондов к выручке.

    1. Коэффициент оборота активов, или ресурсоотдача. С помощью данного показателя можно оценить эффективность использования активов предприятия. Для расчета значения используется формула:

К = Выручка от реализации продукции / Средняя стоимость активов в течение отчетного периода

  1. Коэффициенты управления задолженностью. В группу входит несколько показателей:
    1. Долговая нагрузка, она же коэффициент левериджа. Рассчитывается как отношение всей задолженности (суммы краткосрочных и долгосрочных обязательств) к собственному капиталу предприятия. В некоторых случаях для расчета показателя используется лишь сумма долгосрочных обязательств. При значении коэффициента меньше единицы активы компании финансируются в основном за счет собственного капитала. Если больше единицы – за счет заемных финансов.
    2. Коэффициент покрытия процентов. Определяется по формуле:

Кпп = БП / Пу

Кпп – коэффициент покрытия процентов.

БП – бухгалтерская прибыль, или прибыль до уплаты процентов и налогов

Пу – проценты к выплате.

    1. Коэффициенты рентабельности. Рентабельность – это степень эффективности различных ресурсов. Главный показатель – коэффициент рентабельности, рассчитываемый как отношение прибыли к активам или ресурсам.
      1. Рентабельность продаж – доля прибыли в каждом полученном рубле. Рассчитывается по следующей формуле:

Рентабельность продаж = Операционная прибыль / Объем продаж

      1. Рентабельность активов. Показывает способность активов предприятия приносить прибыль. Рассчитывается по формуле:

Ra = P / A

Ra – Рентабельность активов.

Р – прибыль за отчетный период.

А – средний размер активов за отчетный период.

Иными словами, данный показатель позволяет уточнить, какая прибыль приходится на каждый рубль, вложенный в активы предприятия.

    1. Рентабельность производства. Данный показатель позволяет определить, какую прибыль компания имеет за каждый рубль, который тратится на производство и продажу продукции. Коэффициент рассчитывается как отношение прибыли от продажи к сумме затрат. Рентабельность производства можно рассчитывать как для всей компании, так и для отделов или видов производимой продукции.
    2. Рентабельность собственного капитала. Данный показатель определяет отдачу на вклад акционеров с точки зрения чистой прибыли. Рассчитывается как отношение чистой прибыли, полученной в течение года или иного отчетного периода, на собственный капитал предприятия.
  1. Коэффициенты рыночной стоимости. К таким показателям относится, например, показатель «цена/прибыль», показывающий отношение стоимости ценной бумаги к годовому доходу, полученному на эту ценную бумагу. Используется в сравнительной оценке инвестиционной привлекательности АО.

Важная новость для подписчиков!

Виды финансового анализа по целям

Согласно этому критерию существуют экспресс-анализ и углубленный анализ.

Экспресс-анализ

Экспресс-анализ позволяет получить оперативные данные о финансовом состоянии исследуемого предприятия. Он проводится в несколько этапов.

  1. Проведение аудиторской проверки годовой отчетности компании. Знакомство с результатами данной проверки:
    1. Знакомство с отчетностью и расчет главных финансовых показателей – ликвидности, платежеспособности, рентабельности.
    2. Анализ источников средств, проверка эффективности их использования.
  2. Если по итогам аудиторской проверки и знакомства с аудиторским заключением выносится решение о проведении более тщательного финансового анализа, происходит изучение бухгалтерской отчетности и собственноручный расчет основных финансовых показателей.
  3. Третий этап – это детальное знакомство с предприятием – структурой средств, их величиной, источниками и эффективностью. После анализа активов и пассивов предприятия можно определиться с неблагополучными статьями. Их можно распределить по двум группам:
    1. Результат неудовлетворительной работы компании в прошлых отчетных периодах. К примеру, непокрытые убытки прошлых лет.
    2. Результат неудовлетворительной работы компании в нынешнем периоде – к примеру, просроченные ссуды, займы, дебиторская задолженность и т. д.

Углубленный анализ

По итогам экспресс-анализа принимается решение о необходимости проведения углубленного финансового анализа. С помощью данного исследования можно оценить финансовое положение компании на заданную дату, оценить работу фирмы или отдельного подразделения за отчетный период. В процессе углубленного исследования происходит следующее:

  1. Оценивается текущее положение дел на предприятии.
  2. Оцениваются все изменения в финансовом положении компании, которые произошли в текущем отчетном периоде.
  3. Прогнозируется финансовое положение компании в ближайшей и среднесрочной перспективе.
  4. Принимаются решения по улучшению финансового состояния предприятия.

Редакция "Коммерческого директора" опросила более 2 000 руководителей и вывела действия, которые сделают вашу работу максимально эффективной. Скачайте и сохраните пять самых нужных чек-листов для руководителя.

Скачать 5 чек-листов для руководителя

Особенности российского подхода к финансовому анализу

Среди главных показателей финансового состояния компании можно выделить:

  • Ликвидность.
  • Платежеспособность.
  • Рентабельность.
  • Рыночную активность.

Финансовое состояние западных компании оценивается с помощью расчета соответствующих коэффициентов. В России принято анализировать бухгалтерский баланс.

В некоторых источниках отождествляются понятия ликвидность и платежеспособность. Это неверно. Ликвидность – это более широкое понятие, включающее в себя все имущество компании, которое при необходимости можно продать для расчета по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным обязательствам. Платежеспособность – это способность рассчитываться по своим обязательствам бесперебойно и в полном объеме. В сумме эти два понятия формируют финансовую устойчивость предприятия.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.