text
Коммерческий директор

Анализ финансовых результатов организации

  • 25 октября 2018
  • 59
Анализ финансовых результатов организации

Чтобы правильно определять пути развития компании, коммерческому директору необходимо провести анализ финансовых результатов предприятия. Как это сделать, читайте в нашей статье.

Вы узнаете:

  • Из чего состоит анализ финансовых результатов.
  • Для чего и как проводится анализ.
  • Какие показатели нужно анализировать.
  • Какие существуют методики анализа финансовых результатов предприятия.

Что такое анализ финансовых результатов организации

Комплексный анализ финансовых результатов предприятия подразумевает изучение долгосрочных и краткосрочных показателей. Чтобы проанализировать финансовые результаты компании за какой-либо период её деятельности, необходимо иметь данные за временной промежуток. Информация может включать:

  • Отчет финансовых результатов, отражающий все доходы и расходы компании, а также иные финансовые результаты.
  • Бухгалтерский баланс. На его основании производится расчет различных значений рентабельности, с помощью которых можно выработать наиболее эффективные методы использования активов предприятия с целью получения прибыли.
  • Отчет о движении денежных средств. Такой отчет отражает общую динамику изменения денежной массы на предприятии. С его помощью можно выявить зоны роста и самые перспективные финансовые каналы.

При проведении анализа финансовых результатов необходимо ориентироваться на показатели из этих отчетов. Если вы проводите такое мероприятие в компании, которая состоит из нескольких подразделений, то нужно сопоставлять отчетность по принципу консолидации. Анализировать отдельно каждое подразделение, так как показатели могут быть связаны.

Для чего и как проводят анализ финансовых результатов

Цель анализа финансовых результатов – определить финансовую эффективность деятельности компании, её привлекательность для инвесторов. Финансовые результаты следует изучать за определенный временной промежуток. Тогда вы сможете более точно определить качество и уровень прибыльности предприятия, успешность генерации прибыли в прошлом, а также прогнозировать успешность финансовых результатов в будущем.

Чтобы определить прибыльность предприятия и качество поступающих денежных средств, нужно проанализировать данные дебиторских задолженностей и отчет о движении денежных средств. Имея эту информацию, можно понять, насколько выгодные для себя условия компания установила, уровень конкурентоспособности и рыночную силу компании. Главными показателями здесь являются валовый доход и выручка предприятия.

Анализ финансовых результатов позволяет с точностью говорить о стабильности прибыли компании. Также, анализируя данные из разных отчетов, можно выявить неточность в проведении бухгалтерского учета и ошибки в расчетах финансовых показателей.

Когда мы анализируем результаты финансовой деятельности предприятия, то обращать внимание всегда следует на факторы:

  • Структура денежного капитала. По ней можно ориентироваться по уровням финансовых расходов и доходов.
  • Конкурентоспособность продукции. Можно выразить, рассчитав способность компании держать высокую цену. Здесь важным показателем анализа является валовая маржа.
  • Уровень производства. Отображает то, насколько эффективно используются трудовые, денежные и сырьевые ресурсы на предприятии.
  • Качество управления. Показывает уровень компетенции навыков управления коммерческих руководителей, бухгалтеров.

Какие показатели анализируется

При проведении анализа финансовых результатов анализируется множество показателей и значений. Их можно классифицировать:

  • связанные с прибылью;
  • связанные с рентабельностью.

Рассмотрим каждый из них.

Прибыль

Первоначально нужно исследовать различные виды прибыли, которые получила компания. Например, это может быть чистая или маржинальная прибыль. Каждый вид прибыли говорит о результатах работы на том или ином этапе её формирования.

Важнейшим показателям отчетности является маржинальная прибыль. Она представляет собой разницу между валовой выручкой и прямыми затратами на формирование выручки.

Прямые затраты – это необходимые для производства продукции материалы, заработная плата работников.

Важным показателем для проведения анализа финансовой отчетности являются данные об операционной прибыли предприятия. Расчет вида прибыли происходит так же, как для маржинальной, но он учитывает накладные расходы, которые не могут быть с точностью отнесены к тому или другому типу продукции или товара.

К накладным расходам относятся рекламные расходы, заработная плата менеджерского состава, платежи за коммунальные услуги и многие другие расходы.

Сама операционная прибыль в отличие от маржинальной показывает эффективность работы организации в целом: маркетинг, менеджмент на всех уровнях.

При анализе финансовых результатов бизнеса нужно учитывать и показатели побочных видов дохода. Это могут быть денежные поступления от сдачи в аренду активов, дивиденды от инвестирования и пр. Так можно проанализировать всю прибыль, которая облагается налогами, сделать соответствующие выводы.

Во время анализа показателей прибыльности необходимо обращать внимание на количество выплаченных налогов и налоговые разницы по конкретным значениям, так как бухгалтерский и налоговый учет часто отклоняются в показателях друг от друга.

Зная все показатели прибыли, переходят к анализу главного показателя – чистой прибыли.

Все показатели необходимо рассматривать в движении изменений за период нескольких месяцев, а лучше кварталов. При анализе важно сравнить полученные показатели и коэффициенты с планом.

Увеличение прибыли с помощью планировщика в Excel: кейс

Большинство руководителей выбирают сложные CRM-системы для планирования времени. Но чем проще планировщик задач, тем он эффективнее и тем больше приносит прибыли. Журнал "Коммерческий Директор" предлагает вам вариант планирования в Excel с подробным описанием. 

Смотреть кейс

Рентабельность

Чтобы анализ был максимально эффективным, необходимо исследовать данные, которые скажут о масштабах организации. В качестве главных показателей используют объемы выручки и наличие активов у предприятия.

Рентабельность деятельности предприятия становится известной после соотнесения прибыли к выручке. Зная разные виды прибыльности, можно проанализировать разные виды рентабельности: операционную, маржинальную и др. Рентабельность по чистой прибыли дает наиболее цельный показатель успешности функционирования бизнеса.

Важно учитывать показатели рентабельности отдельных активов предприятия. Для этого нужно разделить прибыль на стоимость активов и расходы на их эксплуатацию. В итоге анализа финансовых результатов можно сделать вывод о рациональности использования тех или иных ресурсов предприятия.

Важно понимать, что анализ финансовых результатов должен проводиться в динамике и сопоставляться с плановыми значениями.

Пример анализа финансовых результатов:

Показатели

2017

2018

2017/2018

Выручка

200 000

240 000

120 %

Переменные затраты

120 000

150 000

125 %

Маржинальная прибыль

80 000

90 000

113 %

Постоянные затраты

30 000

34 000

113 %

Операционная прибыль

50 000

56 000

112 %

Другие доходы

12 000

10 000

83 %

Другие расходы

5 000

7 000

140 %

Прибыль, подлежащая налогообложению

50 000

55 000

106 %

Налог на прибыль

10 000

11 000

110 %

Чистая прибыль

41 000

43 000

106 %

Из примера можно сделать вывод: несмотря на то, что многие показатели в абсолютном отношении увеличились в 2018 году, по факту компания не выросла. Как показывает отношение 2017 года к 2018, эффективность работы компании немного снизилась.

Важная новость для подписчиков!

Методы проведения анализа финансовых результатов

Методов проведения анализа финансовых результатов очень много. В российской практике существует 2 алгоритма проведения финансовых исследований. Рассмотрим каждый из них.

Методика Савицкой Г.В.

Автор предполагает следующую последовательность проведения анализа финансовых результатов:

  • Анализируется содержание и динамика прибыли организации. Исследуются показатели маржинальной прибыли, от реализации, брутто и чистая прибыль. Использование показателя связано с теми целями, которые преследует анализ.
  • Финансовые результаты от реализации изучаются в динамике. Рассчитываются расхождения с планом и прибыльность от реализации продукции. Анализируются причины, по которым меняется объем реализации, структура производственного процесса, себестоимость товара, средняя цена.
  • Факторный анализ ценовой политики. Исследование показателей, имеющих важнейшее влияние на изменение уровня среднереализационной цены: качество товара, сроки производства, рынки сбыта и реализуемой продукции, насыщенность рынка.
  • Подробно анализируются прочие доходы и расходы. По каждому случаю создается график изменения прибыли и убытков.
  • Производится расчет рентабельности продукции и продаж, а также общего капитала. По каждому показателю рентабельности производится факторный анализ и динамика изменений.

В конце происходит анализ эффективности использования финансовых ресурсов предприятия. Рассчитываются запланированные показатели.

Методика Шеремет А.Д.

Автор в своей методике предлагает проводить исследование финансовых результатов в иной последовательности:

  • Сформировать показатели, которые характеризуют финансовую эффективность предприятия. Для каждого анализа существует свой набор этих значений. Все показатели связаны с прибылью и убытками за определенный временной промежуток.
  • Предварительный этап анализа подразумевает расчеты по абсолютным и относительным показателям.
  • На этапе углубленного анализа происходит исследование скрытых факторов, влияющих на прибыль и рентабельность. Делается отдельный анализ внутренних и внешних факторов.
  • Затем отдельно анализируется воздействие инфляционных процессов на финансовые результаты деятельности предприятия.
  • Рассчитывается качество прибыли, формируется структура источников поступления прибыли. Анализируется рентабельность активов предприятия. Делается глубокий анализ маржинальной прибыли.

Существуют и другие методики анализа и исследования финансовых результатов предприятия. Но они отличаются лишь в деталях, поэтому важно выбрать подходящий алгоритм, который будет соответствовать целям исследования.

Вывод

Для любой организации главной целью деятельности является повышение финансовых показателей и эффективности экономической деятельности. Чтобы правильно проанализировать ситуацию в компании, необходимо провести исследование финансовых результатов.

С помощью этого исследования можно изучить количественные показатели финансовой эффективности компании и сделать выводы, потому что не всегда количественное увеличение определенных показателей говорит о росте компании.

Чтобы провести эффективный анализ финансовых результатов организации, нужно правильно сформулировать цели анализа. Также необходимо подобрать подходящую методику и выбрать исследуемые показатели.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.