Бесплатный доступ к журналу

Коммерческий директор

Как определить рыночную стоимость компании

  • 19 ноября 2018
  • 39
Как определить рыночную стоимость компании

Каждая компания имеет определенную ценность на рынке. Этот показатель может меняться вне зависимости от темпов роста компании или внутренних факторов. Поэтому руководителям организаций необходимо понимать суть понятия «рыночная стоимость» и уметь ее рассчитывать.

Вы узнаете:

  • Для чего необходимо знать рыночную стоимость компании.
  • Какие существуют принципы и правила определения рыночной стоимости.
  • Что влияет на рыночную стоимость компании.
  • Какие методы оценки рыночной стоимости используют.

Оценка рыночной стоимости компании

Руководители бизнеса проводит оценку рыночной стоимости предприятия с целью в дальнейшем принимать эффективные решения по управлению бизнесом и распределению денежных активов. Кроме того, что оценить стоимость бизнеса на рынке можно по внутренним причинам, существуют обязательные условия, при которых оценка предусмотрена законом.

Например, процедура оценки рыночной стоимости обязательна, если объектом сделки является любое имущество, которое имеет государственный статус (федеральный, региональный, муниципальный). Также если между учредителями или собственниками возникают разногласия насчет стоимости объекта. Это также актуально, когда происходит конфискация имущества или споры с налоговой, если происходят любые изменения в компании: продажа части предприятия, реструктуризация, слияние и пр.

Если руководитель захочет произвести расчет материальными активами за долю капитала или за пользование акциями – оценка предусматривается законодательством. Отдельно стоит упомянуть, что все операции с акциями касаемо дополнительной эмиссии или их выкупа у держателей должны сопровождаться оценкой и назначением рыночной стоимости по факту совершения данных сделок. При любых действиях по страхованию компании или части его активов рыночная цена компании или отдельных активов должна быть рассчитана.

В законе существует 30 обстоятельств и ситуаций, при которых процедура оценки стоимости предприятия обязательна.

Расчет рыночной стоимости производится для того, чтобы понять темпы роста компании не только относительно самого себя, но и относительно рынка в целом. Это помогает рассчитать стоимость акций компании в случае, если компания собирается выходить на фондовую биржу.

Продажа бизнеса невозможна без его предварительной рыночной оценки. Также эта процедура предшествует выходу одного из владельцев компании с целью расчета его доли в общем капитале компании.

Также это могут быть такие частные случаи как:

  • Ликвидация компании.
  • Подготовка компании к слиянию или разделению.
  • Планирование коммерческих целей на долгосрочной основе.
  • Достижение финансовой стабильности.
  • Оценка перспектив компании по кредитам и лизингу с залогом.
  • Создание инвестиционных проектов и принятие других управляющих мер.

Важным условием для принятия максимально эффективных управленческих решений является, полная осведомленность руководства о рыночной стоимости компании.

Зная рыночную стоимость компании, можно отслеживать, как те или иные методы управления влияют на бизнес. На основании этого можно производить модернизацию управленческой сферы. Знание рыночной стоимости компании позволяет составить объективные и максимально приближенные к реальности бизнес-планы, а также оптимизировать уже имеющиеся стратегические планы. Постоянный мониторинг рыночной стоимости предприятия позволяет создать благоприятные условия для инвесторов, повышает вероятность инвестиций, выдачи кредитов. Кредиторы и инвесторы будут ясно представлять степень платежеспособности предприятия.

Глобальные факторы, влияющие на рыночную стоимость бизнеса

Основные угрозы несут глобализация бизнеса, поглощение гибких успешных компаний «монстрами» рынка и превращение их в застойные, морально устаревающие подразделения. Но и у «монстров» можно выиграть, если правильно выбрать стратегию, осознать, как и куда направить силы и знания, постараться использовать грядущие перемены себе во благо. Журнал «Коммерческий Директор» учит, с помощью каких приемов и стратегий можно выиграть в борьбе за место вашего бизнеса на рынке.

Читать статью...

Вся информация о рыночной стоимости предприятия является максимально конкретной и выражается в цифрах и коэффициентах. Расчет данных происходит с помощью оптимальных экономических и аналитических методов. Полученные результаты можно предметно использовать, что позволяет вести диалоги о стоимости компании.

Принципы определения рыночной стоимости компании

При определении рыночной стоимости предприятия нужно соблюдать определенные принципы:

  • Замещение. При расчете рыночной стоимости нужно учитывать заменяемость отдельных объектов оценки. Если это товар, то например, он имел определенную стоимость, но в следующем году его перестали производить. При сопоставлении цифр мы должны учесть ценность аналогичных товаров и их стоимость. Только тогда расчет будет корректным.
  • Полезность. Любая часть актива предприятия, будь то материально-технические вещи или товары, или даже человеческие ресурсы могут иметь положительную цену только в случае, если приносят пользу. Если какой-то объект по каким-то причинам не приносит пользу владельцу, он может иметь нулевое и даже отрицательное значение.
  • Принцип ожидания. Многие показатели при определении рыночной стоимости могут быть рассчитаны на ожиданиях и обоснованных гипотезах. Например, если ставка рефинансирования каждый год повышается, то можно ожидать повышения цен в диапазоне небольших отклонений от ставки.
  • Производительность. При расчетах рыночной стоимости нужно ориентироваться на средний показатель производительности. Завышенные цифры дадут необъективную оценку и компания будет переоценена. Заниженные показатели будут невыгодны, например, при продаже бизнеса: компания продастся за цену ниже рыночной.

Также при оценке стоимости какого-либо объекта важно учитывать рыночный контекст. Это легко можно проследить по тому, что в даже в одном городе цена на землю и недвижимость могут так сильно отличаться: в зависимости от географического расположения, инфраструктуры района и пр. Также если объект оценивается, чтобы в дальнейшем применяться по прямому назначению, то его рыночная стоимость повышается.

Еще нужно брать во внимание правило спроса и предложения. Чем больше предложений на рынке, тем меньше стоимость оцениваемого объекта и наоборот. Главное правило рынка – его изменяемость. На него влияет огромное количество объективных и субъективных факторов, которые могут внести сильные изменения в рыночное положение буквально в короткие сроки.

Факторы, влияющие на рыночную стоимость компании

При проведении оценки рыночной стоимости предприятия необходимо учитывать множество факторов, которые на неё влияют:

  • Спрос. Наверное, один из важнейших основных факторов. Если это какой-то объект, представляющий большую ценность, то и стоимость его будет повышаться. Когда, например, владельцы частных домов в центре города выставляют компаниям, желающим купить их землю, необоснованно высокий ценник в несколько раз превышающий среднерыночный.
  • Польза. Компания представляет интерес для инвесторов или кредиторов только в том случае, если приносит большую выгоду владельцу бизнеса. Говоря о пользе, подразумевается доходность предприятия. Увеличение доходности увеличивает и общую рыночную стоимость предприятия.
  • Время. Временной фактор прямым образом влияет на рыночную стоимость компании. Это значит, через сколько после продажи актив или компания в целом окупятся и начнут приносить прибыль. Также нужно учитывать различные варианты отсроченной прибыли и другие используемые на предприятии виды организации работы с деньгами.
  • Субъективные риски. Наличие ограничительных мер внутри государства или санкций извне, если они косвенно влияют или могут повлиять на эффективность использование оцениваемых активов в будущем.
  • Ликвидность, рентабельность. Данные показатели коммерческой деятельности показывают, насколько компания эффективно ведет свою экономическую политику. Следовательно, бизнес имеет все основания сохранить темпы роста и увеличить их.
  • Конкуренция. Большое количество конкурентов ведет к тому, что рыночная стоимость компании уменьшается. И, наоборот, больше всего на рынке ценятся и стоят те компании, в сфере деятельности которых мало конкурентов.

Как выделиться среди конкурентов

Редакция журнала «Коммерческий Директор» в своей статье делиться советами профессора «Высшей школы экономики» о том, как выделить ваш бизнес среди конкурентов с помощью нового подхода к клиенту и созданию продукта.

Узнать 10 способов

Как мы смогли выяснить, понятие рыночной стоимости компании включает много составляющих и параметров. При расчетах нужно учитывать все постоянные и переменные факторы. Какой-то определенной формулы для оценки рыночной стоимости компании не существует. Рассчитать стоимость компании с точностью до рубля не представляется возможным. Поэтому если расчет стоимости проводится для внешних целей, то к оценке нужно подойти максимально профессионально и привлечь специалистов по оценке бизнеса.

Важная новость для подписчиков!

Методы расчета рыночной стоимости компании

Кратко рассмотрим основные методы оценки, которые чаще всего используют специалисты оценщики.

Метод 1. По капитализации

Сначала необходимо рассчитать сумму всех акций, которые размещены у акционеров. Но данный метод подойдет только для публичных и непубличных акционерных обществ.

Затем стоит узнать рыночную стоимость. Акции крупных компаний можно найти на фондовых биржах. После этого узнайте количество всех размещенных акций компании, то есть тех, которые находятся у внутренних и внешних акционеров.

После этого следует умножить число акций, находящихся у акционеров, на стоимость акции на данный момент. Так в результате получается итоговая рыночная стоимость компании по методу капитализации.

Данный метод очень специфичный и не подойдет для внутренней оценки небольшой компании.

Метод 2. Сопоставление

Данный метод подразумевает реальное сравнение с другими аналогичными компаниями в своем регионе. Данный метод эффективнее, если большая часть активов предприятия – материальные.

Сначала нужно найти компании, по которым будет происходить сопоставление. Можно использовать как публичные, так и не публичные организации. На основании этого анализа выведете средние показатели по свои критериям. Точки сопоставления во всех случаях необходимо подбирать исходя из конъюнктуры рынка.

Метод 3. Множители

Самый оптимальный метод для оценки малого бизнеса. В данном случае от значений дохода и прибыли зависит то, как определяется рыночная стоимость. Дополнительно в расчетах используются специальные коэффициенты.

Первоначально следует выбрать необходимые финансовые показатели. Лучше всего брать фундаментальные значения: валовая выручка за год, общая капитализация активов, рентабельность и пр.

Затем нужно подобрать нужные коэффициенты и множители в зависимости от сферы деятельности, организационно-правовой формы предприятия. В результате у вас получатся актуальные, отвечающие целям анализа результаты оценки рыночной стоимости предприятия.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.