Бесплатный доступ к журналу

Коммерческий директор

Оценка показателей эффективности деятельности директора

  • 29 ноября 2018
  • 50
Оценка показателей эффективности деятельности директора

От членов управленческого состава зависит успешность деятельности предприятия. Поэтому важно уметь грамотно оценивать эффективность их работы. Как это сделать, читайте в этом материале.

Вы узнаете:

  • Какие показатели эффективности бывают и для чего их вводят.
  • В чем особенности оценки работы директора.
  • Какой алгоритм проведения оценки используется.

Как используются показатели эффективности работы директора

Показатели эффективности директора являются основными инструментами при проведении управленческих процедур по оценке его деятельности, в процессе которых происходит сравнение результатов деятельности директора с теми задачами и целями, которые перед ним были поставлены.

Своевременная и периодическая оценка эффективности руководителя позволит заблаговременно принимать корректирующие решения, если директор не будет должным образом справляться со своей работой. Выстроить сильную систему, которая бы была результативной по итогам оценки эффективности, можно различными способами. Основные цели анализа эффективности руководителя будут всегда примерно одинаковые:

  • Мотивация и стимулирование руководителей на новые достижения.
  • Облегчение назначения задач на новый период и определение измеримых целей.
  • Поиск и утверждение кандидатов для перемещений в организационной структуре.
  • Принятие решений о том, какие обучающее курсы каким руководителям стоит пройти.
  • Назначение размеров и форм материального вознаграждения и нематериального стимулирования.

Все показатели эффективности директора напрямую связаны с экономическими критериями деятельности предприятия в целом. Сюда могут относиться и производственные показатели: качество выпускаемой продукции, объем, сроки изготовления, качество сервиса. Более универсальными показателями являются данные, связанные с прибылью предприятия. Это может быть валовая, чистая или операционная прибыль предприятия. Чем выше позиция директора, которого оценивают, тем большее значение имеет данный показатель.

Также используются и многие другие показатели. Например, это могут быть показатели, основанные на рациональности использования капиталов, эффективности распоряжения основными и оборотными средствами, уменьшении прямых и косвенных издержек при функционировании предприятия, степени сменяемости персонала.

Данные критерии также необходимо брать в расчет, потому что для директоров разных отделов принципиальным является свой критерий. Высокие показатели, связанные с прибылью, не всегда говорят о том, что у предприятия нет проблемных зон. Игнорирование этих вопросов может привести к тому, что в дальнейшем возникнут проблемы в управлении, кадрах или распоряжении активами. Издержки могут снижаться за счет ухудшения качества производимой продукции, а это приведет к снижению позиций на рынке и перспектив развития не только отдела, но и всего предприятия в целом.

Также стали использовать результаты внедрения инноваций и новых технологий в работу как один из показателей эффективности директора. Производственно-экономические показатели являются не единственными в системе оценки деятельности. Для этого могут использоваться критерии, связанные достижением кратковременных или долгосрочных задач.

Портрет идеального коммерческого директора

Успешность бизнеса измеряется прибылью и долей рынка, поэтому ключевой игрок в команде — коммерческий директор. Сегодня перед компаниями стоит задача не просто закрыть вакансию, а найти эффективного менеджера, такого как Олег Бессолицын (концерн «Калина»), Марина Иванова («Магнит»), Алексей Третьяков («Яндекс»), которые приносят своим компаниями миллионы.

Какие качества объединяют профессионалов в коммерции? Редакция журнала «Коммерческий Директор» составила точный портрет идеального руководителя.

Смотреть портрет

Особенности оценки показателей эффективности директора

Оценка работы директора должна быть качественной, она должна производиться экспертным составом участников. Если проводится анализ эффективности деятельности линейного руководителя, его должен производить вышестоящий начальник. Соблюдение данного принципа гарантирует высокое качество и практическую применимость результатов оценки.

Для руководителя должны быть установлены соответствующие критерии оценки. Они должны быть напрямую связанными с итогами работы его подчиненных, только тогда система будет работать как единый организм. В этом отношении существует определенная параллель, которая связывает деятельность директора с деятельностью любого рядового сотрудника на предприятии. Оценка деятельности руководителя происходит по 3 направлениям:

  • объем;
  • время;
  • качество работы.

Объем работы – сколько задач выполнил руководитель. Сюда входит количество сверхнормированной или не входящей в прямые должностные обязанности выработки.

Качество работы – насколько качественно были выполнены задачи. Были ли жалобы на сервис, сроки. Соответствовала ли изготавливаемая на предприятии продукция и оказываемые услуги нормам и технологиям.

Время работы – сколько времени было потрачено на выполнение объема работ надлежащего качества. Были ли нарушения по срокам выполнения задач, сколько времени было сэкономлено.

Зона ответственности руководителя разграничивается в соответствующих инструкциях к работе. Директору наиболее трудно реализовать все три элемента этой системы оценки, так как многие показатели напрямую от него не зависят, а на другие и вовсе зависят от субъективных факторов. Зачастую высокое качество работы и полный объем выполненных задач требуют больше времени, чем было запланировано.

Учет времени, объема и качества должен происходить в соответствии с различными коэффициентами, ведь все ключевые показатели имеют различный вес и значение в общей системе. Для HR-руководителя важно качество выполняемой работы, а для руководителя коммерческого отдела сроки.

Важная новость для подписчиков!

Как провести оценку показателей и критериев эффективности директора

При планировании мероприятий по оценке эффективности руководителей и директоров компании необходимо разработать процедуру её проведения. К ней относятся выделение временных ресурсов, подбор экспертного состава и исполнителей, а также подготовка необходимых инструментов.

Далее необходимо оповестить всех руководителей о том, что будет проводиться анализ эффективности их деятельности. К этому нужно добавить цели проведения, его формат и сроки. Процедура должна быть проведена так, чтобы как оцениваемая и так оценивающая стороны имели возможность подготовиться.

Для данного процесса назначается один супервайзер, который будет работать с информацией. Оцениваемый директор должен понимать, в какие сроки и какую информацию он должен предоставить.

Во время проводимых интервью с работниками необходимо сразу сообщить формат построения беседы. Чтобы структурировать встречу, можно использовать различные формы и бланки, в которых будут отражаться результаты деятельности. Также нужно подготовить количественные показатели результатов деятельности данного руководителя (выработку его подчинённых, валовый доход и пр.).

Необходимо проявить интерес к тому, как человек сам оценивает результаты своей работы и почему дает именно такую характеристику. Это поможет более объективно произвести сопоставление результатов тестирования и аттестации.

Во время интервьюирования руководителя нужно выяснить принципиальные факты, которые объективно корректируют предварительные оценки. Супервайзер должен преподнести директору его достижения и лишь после этого обозначить слабые места и точки роста.

Самое главное при проведении анализа эффективности руководителя – вести правильную обратную связь. Основные правила обратной связи:

  • Описывайте действия и результаты деятельности, а не личные и профессиональные качества директора.
  • Конкретизируйте критерии системы оценки. Руководитель должен понимать, какие именно показатели его профессиональной деятельности анализируются и каким образом.
  • Обратная связь должна быть объективной и беспристрастной. Руководитель должен однозначно понимать смысл сказанного супервайзером.

После проведенных интервью и проанализированной информации необходимо составить план развития и выработать задачи на следующий период. Это невозможно сделать без проведения анализа деятельности предприятия в целом.

В конце встречи нужно подвести итоги и согласовать план дальнейших действий, методы их достижения. Также нужно назначить дату следующего интервью.

Тест для директора на проверку знаний

Ответьте на короткие вопросы теста от редакции журнала «Коммерческий Директор». В конце теста вы получите ссылку на скачивание подборки из трех важных книг, которые должны быть в библиотеке каждого успешного директора.

Пройти тест

Пример расчета эффективности деятельности директора

Для удобства понимания приведем пример анализа деятельности директора филиала крупной торговой сети. Основным показателем успешности его работы является выполнение плана реализации товаров, то есть продаж. Этот показатель рассчитывается как отношение реальной выручки к запланированной и утверждается генеральным директором торговой сети. От этого показателя может зависеть заработная плата всего отдела.

Выполнение плана

Коэффициент

80 % и менее

0,7

81-90 %

0,85

91-100 %

1

101-110 %

1,1

111-120 %

1,25

Другими ключевыми показателями являются: соблюдение времени подготовки отчетной документации, передачи счетов на оплату, исполнения распоряжений, инвентаризация, точность в следовании корпоративным нормам, дисциплина в коллективе.

Также в торговой сети за основной критерий взят показатель эффективности работы сотрудников. Утверждаются параметры, по которым осуществляется контроль. Нарушения в данном случае конвертируются в баллы. Причем суммирование происходит по всем сотрудникам магазина и обслуживающему персоналу.

Вывод

Оценка эффективности директора – одно из важнейших управленческих функций по аудиту персонала. На руководителях лежит большая ответственность, поэтому от них в большой мере зависит успешность деятельности предприятия.

Чтобы от данных мероприятий была польза, вам следует знать, какие ключевые показатели эффективности используются и для чего. Также нужно правильно назначить цели анализа. Стоит помнить, что оценка деятельности руководителей высшего звена с точки зрения объема, качества и времени не всегда является достоверным, так как быстрота выполнения задач может говорить о талантливости человека, а не о том, что он недостаточно загружен.

Для каждого предприятия должен существовать свой алгоритм проведения оценки эффективности директоров. Главное, чтобы этот процесс был открытым и доступным. Таким образом, можно будет конструктивно решать вопросы, планировать повышения показателей качества работы в дальнейшем.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.