Бесплатный доступ к журналу

Коммерческий директор

Правила корпоративного поведения: от дресс-кода до подарков

  • 5 декабря 2018
  • 39
Правила корпоративного поведения: от дресс-кода до подарков

Если перед вами стоит задача внедрить корпоративные правила поведения в свою компанию, то наша статья поможет вам грамотно осуществить этот процесс.

Вы узнаете:

  • В чем заключаются правила корпоративного поведения в коммерческой организации.
  • Какие разделы следует включить в кодекс корпоративной этики.
  • Какую структуру имеет локальный акт, регламентирующий правила корпоративного поведения.

Многие иностранные акционеры и инвесторы требуют от российских компаний разработать и внедрить политику соответствия поведения корпоративным правилам. В современном бизнес-сообществе это является неотъемлемым элементом регулирования деятельности компании.

Что такое корпоративный комплаенс

Комплаенс – это политика соответствия нормам, правилам и стандартам, разработанным и принятым в компании. При несоблюдении кодексов корпоративного поведения в данном случае подразумевается особая ответственность сотрудников. С юридической точки зрения корпоративный комплаенс предполагает разработку официальной внутренней политики, процедур, мер контроля и действий для выявления и предотвращения нарушений законов, положений, стандартов.

Особенности правил корпоративного поведения на государственной службе

Для сотрудников, находящихся на службе в государственных учреждениях, данный вопрос строго регламентирован. Кодекс служебной этики – обязательный элемент регулирования их труда. В ряде нормативных актов, регулирующих работу чиновников, закреплены требования к поведению и моральному облику. Если госслужащий не соблюдает эти положения, он портит свою репутацию и подрывает авторитет государственного органа, который представляет. Поэтому нарушение норм служебной этики — самостоятельное основание отстранения от работы и прекращения трудового договора.

Пример

Работника прокуратуры уволили за то, что во время рабочей командировки он сел на борт самолета с пивом. После неоднократных замечаний командир воздушного судна вызвал полицию. Сотрудникам МВД нарушитель показал удостоверение и отказался выполнять их законные требования. Только после прибытия сотрудника следственного комитета прокурор покинул самолет. В итоге его уволили со ссылкой на ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 за «…совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника…» (решение Ленинградского районного суда по делу №2-5621/2010 от 14.12.2010г).

Корпоративные правила поведения сотрудников коммерческой организации

Коммерческие организации призывают сотрудников следовать нормам этики. Для реализации издаются локальные акты — кодексы корпоративной этики, с которыми работники знакомятся на момент заключения трудового договора. Данному кодексу сотрудники обязаны следовать в течение всего срока исполнения своих трудовых обязанностей.

Для того чтобы придать кодексу корпоративной этики юридическую силу, работодатель должен его разработать, принять как локальный нормативный акт и ознакомить с ним работников под подпись ст. 8, абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК.

Если работник нарушает правила и нормы корпоративного поведения, то у работодателя появляется основание привлечь его к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Пример

Менеджер компании была ознакомлена с локальным актом «Корпоративная этика для работников предприятия» и поставила под ним подпись. В нем среди прочего были такие пункты, как «недопустимость грубого тона в беседе с клиентами», «стандарты ведения общения по электронной почте». За неоднократное нарушение данных правил работодатель уволил сотрудницу по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК. Суд признал увольнение законным, ведь работница была ознакомлена с локальными актами и должна была выполнять их требования.

Увольнение, как и наложение иного дисциплинарного взыскания, возможно за нарушение любого из условий корпоративного поведения. Чтобы мера ответственности была признана обоснованной, достаточно, чтобы:

  • нарушенное условие содержалось во внутреннем нормативном акте компании;
  • с этим локальным актом работник-нарушитель был ознакомлен предварительно и под роспись.

Согласно письму Минтруда от 16.09.2016 № 14-2/В-888, работодатель может уволить сотрудника по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса, если он уже имеет неснятое или непогашенное дисциплинарное взыскание и продолжает совершать оскорбительные или иные некорректные поступки. К сотруднику можно применить дисциплинарное взыскание, если он оскорбляет и некорректно ведет себя с клиентами и партнерами, при этом требование вести себя корректно предусматривают должностные обязанности сотрудника.

Корпоративные правила поведения: дресс-код сотрудников

Внешний вид сотрудников – часть имиджа работодателя. Одежда офисных работников должна быть строгой, деловой и опрятной. Особенно это касается сотрудников, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами, общаются в процессе работы с партнерами компании, выезжают представлять интересы фирмы в суд, налоговую инспекцию и другие государственные органы. Тогда появление на работе в одежде неустановленного образца может быть поводом для дисциплинарного взыскания. Однако для этого следует закрепить приемлемую форму одежды в локальных корпоративных правилах и ознакомить работника с требованием дресс-кода под роспись.

Работодатель вправе устанавливать нормы поведения и стиль одежды, которые работник должен соблюдать, а сотрудник обязан им следовать.

Корпоративные правила поведения: общение сотрудников с СМИ

Важное правило, которое в последнее время закрепляют в своих внутренних нормативах многие коммерческие компании. Работник, дающий интервью в СМИ, отвечающий на вопросы, высказывающий свое субъективное мнение на публику, воспринимается зрителем и читателем как официальный представитель компании. Однако довольно часто личное мнение работника может резко расходиться с позицией по тому или иному вопросу работодателя. Кроме того, многие сотрудники допущены к коммерческой тайне, секретам ноу-хау, производственным секретам организации, поэтому публичное высказывание в СМИ может навредить бизнесу.

Руководству необходимо прописать в локальных нормативных актах, а также в должностных инструкциях и в некоторых случаях в трудовом договоре, что любые комментарии для СМИ относительно деятельности компании следует согласовывать с работодателем.

Часто крупные предприятия выделяют должность пресс-секретаря, специалиста по связям с общественностью, PR-менеджера – для взаимодействия с публикой и представления мнения от лица компании. Другим сотрудникам высказываться в СМИ и каким-либо образом освещать деятельность компании запрещается.

Работники часто пренебрегают этим правилом, ссылаясь на свободу слова. Однако суды обычно встают на сторону компаний.

Как принимать корпоративные подарки, следуя правилам поведения

В корпоративной политике отдельным разделом оговариваются вопросы подарков сотрудникам и исключение возможности коммерческого подкупа. Работнику всегда следует проявлять осторожность в отношении подарков. При сомнениях советуем обратиться к руководителю по персоналу, чтобы узнать, установлен ли какой-либо приемлемый порог в отношении подарков, получаемых в связи с официальными обязанностями конкретного сотрудника в компании.

Оценки подвергается и соразмерность подарка: считается ли подарок экстравагантным или он обычный с точки зрения деловой практики.

Имеет значение и время вручения подарка: был ли он предоставлен в момент принятия какого-либо делового решения или непосредственно до него. Если это так, тогда будет трудно утверждать, что подарок был сделан не в попытке повлиять на ваше мнение.

Антикоррупционное законодательство РФ содержит ограничения по стоимости подарков в отношении лиц, занимающих государственные и муниципальные должности. Получив подарок во время официального мероприятия или командировки, чиновник в трехдневный срок обязан сообщить об этом начальству и сдать его уполномоченному лицу для проведения оценки стоимости. Только в том случае, если стоимость не превышает 3 000 ₽, подарок возвращается чиновнику.

Законодательно запрет на получение подарков и знаков делового гостеприимства распространяется только на государственных и муниципальных служащих, для остальных категорий ограничений не предусмотрено. Но руководитель любого предприятия вправе прописать эти правила во внутреннем кодексе корпоративного поведения.

Многие предприятия принимают также отдельную внутреннюю программу по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям. Особенно если деятельность фирмы связана с оборотом крупных ценностей и финансовых ресурсов.

Отдельный раздел кодекса стоит посвятить конфликту интересов. В него необходимо включить типовые ситуации, когда такой конфликт возникает. Ежегодно рекомендуется брать у сотрудников расписки о том, что за прошедший период они не имели конфликта или раскрыли его в установленном порядке. Дополнительно сотрудники должны сообщить о возможном конфликте, если есть основание предполагать его в будущем.

Какой корпоративный подарок выбрать

Как выяснилось в ходе опроса аналитического центра Rabota.ru, проведенного для журнала «Коммерческий директор», алкоголь и / или конфеты – оптимальный вариант подарка деловому партнеру. В исследовании участвовало 230 специалистов – коммерческих директоров и руководителей отделов рекламы и продаж.

Узнайте, какие еще подарки стоит дарить коллегам и партнерам, из статьи по ссылке ↓

Смотреть рейтинг подарков

Правила поведения на корпоративных праздниках

Корпоративная вечеринка является той же встречей с деловыми коллегами, на которой следует вести себя прилично и руководству, и наемным работникам.

В кодексе этики предприятия не будет лишним прописать правила корпоративного поведения в организации, в том числе на праздниках. Многие компании отказываются от спиртных напитков на своих вечеринках. Форма одежды, как правило, предусматривается более свободная по сравнению с офисной.

Участвовать в корпоративе – это право, а не обязанность сотрудника. Даже если работодатель укажет в трудовом договоре, локальном акте или приказе, что сотрудник обязан участвовать в празднике, то за отказ наложить дисциплинарное взыскание нельзя. Однако если мероприятие проходит в рабочее время и работодатель предлагает сотрудникам альтернативу: участвовать в корпоративе или работать, то сотрудники не могут отказаться и от мероприятия, и от работы. В противном случае их можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Важная новость для подписчиков!

Как документально оформить правила корпоративного поведения

Свод правил корпоративного поведения можно прописать в отдельном локальном акте, а также включить их в Правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры и должностные инструкции сотрудников.

Структура кодекса этики должна быть тщательно продумана. Как правило, в нем закрепляют: правила взаимоотношений работников с коллегами и с контрагентами, требования к личному поведению работников, стандарты внешнего вида работника.

Ниже представлена примерная структура локального акта, которую вы можете взять за основу при составлении собственного документа.

Правила корпоративного поведения в компании

Корпоративные правила поведения в компании направлены прежде всего на предотвращение конфликтов. Для этого к обязанностям работников относят: вежливое отношение к коллегам, запрет оскорбительных выражений, правила субординации в трудовом коллективе. Несоблюдение данных требований означает ненадлежащее исполнение обязанностей.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.