Бесплатный доступ к журналу

Коммерческий директор

Монетизация бизнеса: 10 моделей для стартапов и соцсетей

  • 6 декабря 2018
  • 71
Монетизация бизнеса: 10 моделей для стартапов и соцсетей

Как найти новые источники прибыли? Каким образом внедрить их, чтобы получить больший доход? Узнайте об этом из нашей статьи.

Вы узнаете:

  • Что означает термин «монетизация бизнеса».
  • Какие существуют модели монетизации бизнеса.
  • Какими способами монетизируется стартап.
  • Как монетизировать бизнес в социальных сетях.

Монетизация бизнеса – набор действий, направленных на поиск и внедрение способов для увеличения прибыльности предприятия. В монетизации заинтересован каждый бизнесмен, стремящийся к большему заработку и развитию компании.

Прочитав этот материал, вы сможете выбрать ту модель монетизации своего бизнеса, которая принесет наибольшую прибыль.

5 моделей монетизации стартапов

Стартапы нуждаются в монетизации не меньше, чем полноценные бизнес-проекты. В США, где формируется большая часть всех стартапов мира, применяются свыше 50 действенных моделей монетизации бизнеса. В России методик значительно меньше. К проверенным относятся 5 моделей, которые показали реальную эффективность в условиях российской экономики.

Freemium

Модель оптимальна для получения прибыли от цифрового продукта, аудитория которого равна как минимум 1 млн человек. Это может быть сайт, мобильное приложение, игра для компьютеров или других платформ. Суть в том, что базисный функционал продукта предлагается бесплатно, на дополнительные опции устанавливается конкретная цена. Альтернатива – показ пользователям рекламных объявлений.

Конверсия модели Freemium составляет в среднем от 1 % до 3 %. Эту систему используют:

  • Социальные сети. Сервисы зарабатывают на демонстрации рекламных объявлений, на комиссии с оплат пользователей в приложениях, играх, покупок подарков, привилегий. Средняя конверсия у социальных сетей равна от 0,02 % до 0,06 %, но годовая выручка исчисляется миллионами.
  • Поисковые сервисы. Более 90 % заработка таких гигантов, как Yandex и Google, составляет доход с показа контекстной рекламы. Эффективность рекламных показов во многом зависит от релевантности запроса и показанного объявления. Чем выше релевантность, тем выше конверсия. CTR достигает 20-25 %.
  • Игры и приложения. Платформенные/мобильные игры и приложения зарабатывают ограниченным доступом или продажей подписки на конкретный период пользования. В модели F2P пользователи могут вообще не платить, но дополнительные возможности доступны только за деньги.

Модель Freemium используется для монетизации досок объявлений, сайтов знакомств, мессенджеров, сервисов IP-телефонии. Для малоизвестных бизнес-проектов выбирайте альтернативные способы увеличения дохода. Для начинающего бизнеса – сотрудничество с рекламодателями для показа рекламы пользователям.

Subscribe

Модель предполагает внедрение подписки на продукт. Подходит для бизнес-проектов, которые не имеют большой аудитории, при этом актуальные, ценные, востребованные. Примеры проектов:

  • Проекты с аналитической информацией. Эти сервисы в ходу у пользователей, которым требуется узнать актуальные, достоверные и точные сведения. Ресурсы ориентированы на узкую аудиторию: экономистов, трейдеров, деятелей банковской сферы. Пример – проект Bloomberg.
  • Сайты с вакансиями и работодателями. Сайты получают доход с соискателей и с фирм, которые ищут работников. Для первых предлагается платное размещение или поднятие резюме в поиске. Для вторых – платный доступ к базе пользователей на конкретный срок.
  • Онлайн развлекательные порталы. Кинотеатры и музыкальные сервисы в интернете продают подписки на конкретный период. Известные проекты – Netflix, Spotify, ivi.ru и другие. В России такие сайты используют модель Freemium, показывая людям рекламу и предоставляя бесплатный доступ к контенту.

Часто малоизвестные проекты сперва монетизируются путем продажи подписок, после переходят на другую модель. Методика подбирается на основании специфики, платежеспособности аудитории. Учитывайте, что в России не каждый человек понимает, зачем платить за музыку, фильмы и другой контент, если можно найти его бесплатно. Но в этом отношении Россия становится все ближе к США.

Транзакции

Проект занимается оказанием услуг или выступает в роли посредника, и получает за это процент комиссии. Этот вариант монетизации подходит для бизнес-проектов в интернете с оборотами, которые превышают 10 000 000 рублей в год. Воспользоваться вариантом могут и менее прибыльные сервисы. Но в этом случае устанавливается более высокая комиссия. Проекты:

  • Биржи покупателей и продавцов. Площадки похожи на доски объявлений. На них люди ищут поставщиков товаров или услуг, платят за это определенный процент. Поставщики предлагают продукты, выплачивая площадке деньги за эту возможность. Размер комиссии составляет от 5 % до 10 %. С поставщиков удерживается более высокие проценты, чем с покупателей.
  • Платежные системы. Сервисы оказывают услуги денежных переводов из кошельков пользователей в банки, интернет-магазины, другим частным и корпоративным лицам. За услуги взимается комиссия с каждого платежа. Средний размер – от 1 % до 5 %. Популярные проекты – PayPal, Webmoney, Robokassa.

Главная задача при внедрении транзакционной модели монетизации бизнеса – выбрать размер комиссии, при которой доход будет достаточным, а недовольство клиентов минимальным. На разные услуги ставятся разные проценты за исполнение. Еще один вариант – внедрение тарифов с разными возможностями и ценами. Человек выбирает подходящий тарифный план в соответствии с требованиями к функционалу и с размером бюджета.

Рекламная модель

Такая модель считается самой распространенной среди стартапов и начинающих бизнес-проектов. Людям демонстрируется закупленные у рекламодателей объявления. Такой вариант не требует больших первоначальных вложений, работает в автоматизированном режиме. Первая прибыль появляется быстро. Примеры проектов, которые пользуются такой моделью:

  • Агрегаторы основных тем. В России представлены порталами Mail.Ru, Yahoo, Яндекс. Их основной заработок строится на демонстрации рекламы. Многомиллионная аудитория с различными интересами дает возможность зарабатывать на рекламных объявлениях из разных сфер.
  • Агрегаторы информации. Это лидогенераторы, которые собирают информацию по одной конкретной теме. Это медицинские, юридические порталы, сайты на кредитную и страховую тематики. Заработок строится на получении комиссионных с людей, на участии в партнерских программах.

Если бизнес-проект был основан недавно, но хочется получать прибыль, рассмотрите эту модель монетизации. Пусть доход меньше, чем в других моделях, но получать его проще. Количество рекламы должно быть таким, чтобы пользователи не стремились сразу уйти с сайта. Без тестов и экспериментов обойтись не получится.

Перепродажа

Самый простой по содержанию вариант монетизации стартапа или молодого бизнес-проекта. Суть в закупке товаров по одной цене и последующей перепродаже по более высокой стоимости. Конкуренция в сфере высокая, а маржинальность низкая. Метод привлекателен возможностью получать стабильный доход. Для постоянного использования не подходит, особенно, если планируется дальнейшее развитие бизнеса.

Монетизация российских компаний в соцсетях: статистика

Социальные сети, созданные для межличностного общения, уверенно превращаются в опору для бизнеса. Чтобы использовать соцсети максимально эффективно, нужно знать, как их используют крупные российские компании, какие форматы публикаций самые популярные и чего ожидают подписчики от аккаунтов компаний в соцсетях.

Поэтому журнал «Коммерческий Директор» делится с подписчиками полезной статистикой, которая поможем выбрать платформу для монетизации бизнеса.

Смотреть статистику

Монетизация бизнеса в Вконтакте и Facebook

В связи с ростом популярности социальных сетей многие стали интересоваться способами их монетизации. Для этого требуется организовать собственный бизнес в интернете на выбранной площадке. Но это не единственный способ монетизировать социальные сети. Предлагаем рассмотреть примеры монетизации бизнеса в Вконтакте, Facebook и других популярных сервисах.

Предоставление товаров и услуг

Способ монетизации, который показывает максимальную результативность в сравнении с другими вариантами. Самый популярный вариант – организация интернет-магазина на базе социальной сети. Создается публичное сообщество, которое выступает площадкой для предложения товаров и услуг, для связи с клиентами и получения обратной связи. Это продолжительный и затратный путь, но у него есть достоинства:

  • При надлежащем отношении к исполнению обязанностей у бизнесмена формируется хорошая репутация среди клиентов. В дальнейшем это работает на бизнес, помогает привлекать новых покупателей.
  • Бизнес, располагающий представительством в популярных социальных сетях, более солидно выглядит в глазах партнеров и клиентов. Это работает даже если люди еще не видели сообщество компании.
  • Если дальнейшее оказание услуги или продажа товаров станет невозможной, будет шанс сменить модель монетизации и получать прибыль дальше. Какие модели можно применить, узнаете далее.

Главный недостаток этого способа – невозможность использования других способов монетизации площадки совместно с рассмотренным вариантом. В противном случае репутации будет нанесен серьезный ущерб.

Демонстрация рекламы

Один из самых сложных способов монетизировать дело в социальных сетях. На получение большого дохода рассчитывают только публичные страницы, которые имеют много подписчиков – в среднем от 100-200 тысяч пользователей. Причем роль играют только активные подписчики, а не накрученные. Большинство рекламодателей запрашивают статистику у владельцев площадок.

Монетизация за счет демонстрации рекламных объявлений имеет достоинства:

  • Пассивный доход, который формируется в процессе наполнения страницы контентом. Если тематика сообщества интересна владельцу, заработок становится не рутиной, а доходным хобби.
  • Крупная прибыль, если на сообщество подписано большое число человек – от 100 тысяч. Не меньшее значение имеет количество активной аудитории.
  • Эффективность рекламы остается высокой, даже если новый контент появляется редко.

Прибыльность такой монетизации уменьшается, если у большой части пользователей установлен блокировщик рекламы. Есть люди с «баннерной слепотой», они не обращают внимания на объявления. Навязчивая реклама в больших количествах отпугивает посетителей и сильно замедляет развитие сообщества. Еще один минус – необходимость наличия большой аудитории для получения дохода.

Дополнительные способы

К этой категории относятся модели монетизации, которые встречаются редко, но приносят доход. В первую очередь это предоставление платного контента по подписке. Вариант подходит в случае, если аудитория страницы или сообщества в социальной сети лояльна к вам, заинтересована в том, что предлагаете. Распространена модель, когда плата устанавливается не на весь контент, а только на некоторую его часть.

Если перечисленные способы монетизации в социальных сетях не подходят, выбирайте из предложений:

  • Продажа площадки. Если бизнес-идея перестала интересовать либо изжила себя, можно продать ее заинтересованному лицу. На вырученные деньги запускается новый проект либо расширяется уже действующий. Альтернативный вариант – передать ведение бизнеса на площадке опытным лицам. В это время владелец сообщества обычно занимается созданием и развитием нового бизнес-проекта.
  • Платные сервисы. Это создание механизма, который помогает продавцам и покупателям в социальных сетях встречаться друг с другом и договариваться о сотрудничестве. За это хозяин площадки получает определенную комиссию. Важно, чтобы способы оплаты были просты для всех пользователей. Комиссия за оказание услуг подбирается исходя из платежеспособности аудитории и тематики сервиса.
  • Сбор пожертвований. Такой формат популярен в развлекательной и творческой сферах. Способ не совместим с ведением бизнеса и с демонстрацией рекламы. Исключение – сбор средств на создание бизнеса. Такой вариант получил название «краудфандинг».

Важная новость для подписчиков!

Вывод

Обращайте внимание не только на успешные, но и на неудачные примеры монетизации бизнес моделей. Это поможет понять, каких ошибок следует избегать на собственном пути.

Уделите время выбору оптимального способа заработка на бизнес-проекте. Неправильный выбор в лучшем случае приведет к потере прибыли, в худшем – к потере репутации и даже банкротству. Не забывайте и о возможности поменять модель.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.