Бесплатный доступ к журналу

Коммерческий директор

Уровень конкуренции: какие факторы на нее влияют

  • 11 декабря 2018
  • 36
Уровень конкуренции: какие факторы на нее влияют

В этом материале расскажем, как оценивать уровень конкуренции, определять степень ее интенсивности, а также выявлять факторы рынка, влияющие на конкурентоспособность.

Вы узнаете:

  • От каких факторов зависит уровень конкуренции в отрасли.
  • Какой характер у факторов группы «ситуация в отрасли».
  • Какой характер у факторов групп «влияние потенциальных конкурентов» и «влияние фирм-поставщиков».
  • Какой характер у факторов групп «влияние потребителей» и «влияние продукции, заменяющей определенные товары».
  • Как оценивают уровень конкурентной борьбы.
  • Какие существуют разновидности рыночной конкуренции.

Изучение уровня рыночной конкуренции

Первой стадией изучения рыночной конкуренции считается сбор и исследование данных, которые позволят выбрать стратегию конкурентной борьбы. От того, насколько полными и качественными окажутся подготовленные данные, зависит степень эффективности последующего анализа.

При определении уровня конкуренции необходимо оценить, насколько отрасль подвержена конкурентным процессам. Для этого нужно исследовать ключевые факторы, оказывающие влияние на жесткость конкуренции.

Чтобы проанализировать рыночную конкуренцию, требуется принять во внимание факторы, относящиеся к следующим категориям:

  • Ситуация в отрасли.
  • Влияние продукции, заменяющей определенные товары.
  • Влияние потенциальных конкурентов.
  • Влияние фирм-поставщиков.
  • Влияние потребителей.

Каждая из перечисленных категорий по-разному воздействует на ситуацию. Взаимодействуя, факторы влияют на такие показатели:

  • Уровень конкуренции в отрасли.
  • Доходность.
  • Позиция фирмы на рынке.
  • Успешность компании.

Факторы, влияющие на уровень конкуренции в отрасли

Рассмотрим основные факторы рыночной конкуренции.

Ситуация в отрасли

Факторы:

  • Количество и мощность организаций, которые конкурируют. Есть несколько одинаковых по мощности компаний, но есть компания, которая значительно превосходит вашу по мощности.
  • Изменение спроса. Если спрос на товары уменьшается, то прогноз неблагоприятен.
  • Уровень стандартизации продуктов. Организации не специализируются по типам продукции. Продукция вашей компании является взаимозаменяемой с продукцией конкурентных организаций.
  • Издержки перехода потребителя с товаров одного изготовителя на продукцию другого. Шанс того, что потребитель предпочтет продукцию вашей фирмы товарам конкурентов (и наоборот), достаточно высокий.
  • Унифицированность услуг по отраслевой продукции. Набор услуг конкурентных предприятий по определенному продукту является идентичным аналогичным услугам вашей организации.
  • Барьеры ухода с рынка. Расходы на уход компании с рынка определенного товара достаточно большие: переобучение сотрудников, потеря сети сбыта, утрата основных фондов.
  • Барьеры входа на рынок. Стартовые вложения для входа на рынок небольшие, рыночная продукция является стандартизированной.
  • Ситуация на смежных рынках. Уровень конкуренции на рынках смежных товаров высокий. Например, для мебельного рынка смежными будут считаться рынки строительных материалов.
  • Стратегии конкурентов. Некоторые компании агрессивно укрепляют собственное положение на рынке.
  • Привлекательность рынка определенного товара. Если спрос на продукцию постоянно увеличивается, то прогноз благоприятен.

Влияние потенциальных конкурентов

Факторы:

  • Сложности входа на рынок. Начальные вложения для входа на рынок невысокие. Налаживание эффективного производственного процесса не занимает много времени. Компании не используют агрессивные стратегии конкурентной борьбы.
  • Доступность каналов распределения. На отраслевом рынке присутствует много посредников, не связанных с изготовителями. Формирование своей сети распространения либо обращение к посредникам не предполагает больших расходов.
  • Преимущества отрасли. Компании отрасли не располагают перед новыми конкурентными фирмами существенными преимуществами, которые связаны с доступностью сырьевых источников, патентами, местоположением.

Как выделиться среди конкурентов

Сегодня многие товарные рынки попали в зону коммодитизации. Выпуск большинства товаров становится настолько массовым, что потребители уже не видят между ними никакой разницы – за исключением разве что цены. Однако жесткая ценовая конкуренция негативно влияет на бизнес: производители и розничные магазины теряют прибыль, так как вынуждены снижать цены, а маржи уже не хватает для поддержания необходимого темпа развития. Как в таких условиях нарастить продажи продукции широкого потребления?

Ответ: дифференцировать продукт – выделить его среди конкурентов. Сделать это можно с помощью одного из способов, которые подробно описаны в статье журнала «Коммерческий Директор». Узнайте о каждом из них и подберите тот, который подходит именно вашему бизнесу. 

Узнать 10 способов

Влияние фирм-поставщиков

Факторы:

  • Уникальные каналы поставок. Уровень дифференциации товаров поставщиков настолько высокий, что смена поставщика требует существенных финансовых затрат.
  • Значимость клиентов поставщиков. Отраслевые компании не считаются значимыми клиентами для поставщиков.
  • Доля определенной фирмы-поставщика. Доля одной фирмы-поставщика определяет расходы на поставки при изготовлении продукции (монопоставщик).

Влияние потребителей

Факторы:

  • Статус потребителей. Потребителей в отрасли мало, большая их часть представлена крупными заказчиками, покупающими продукцию оптом. Объем их покупок составляет существенную долю от всех продаж.
  • Значимость продукции для потребителя. Продукция фирмы и конкурентных предприятий не считается значимым элементом номенклатуры закупок потребителя.
  • Стандартизация продукции. Продукция стандартизирована. Переход потребителя от одного продавца к другому не влечет для покупателя существенных расходов.

Влияние продукции, заменяющей определенные товары

Факторы:

  • Стоимость. Сниженные расценки и существование товарных заменителей образуют ценовой потолок для товаров отраслевых компаний.
  • Цена перехода на товарный заменитель. Покупатель не несет существенных затрат при переходе на товар-заменитель.
  • Качество продукции. Производство продукции вашей фирмы стоит дороже, чем изготовление товарного заменителя.

Учитывая перечисленные факторы и выявляя их признаки, вы сможете составить представление о том, каков уровень рыночной конкуренции на данный момент.

Уровень конкуренции: какие факторы на нее влияют

Характер факторов группы «ситуация в отрасли»

Степень конкуренции зависит от количества конкурентных компаний и их мощности. Конкурентная борьба является высокоинтенсивной, если на рынке имеется множество фирм примерно одинаковой силы. Однако данное правило не универсально. К примеру, с большой компанией, которая располагает мощными ресурсами и множеством преимуществ, конкурировать способны лишь аналогичные организации. Для средней или маленькой компании наличие даже одной крупной конкурентной фирмы может затруднить сбыт.

Измененный платежеспособный спрос приводит к усилению/ослаблению значимости предыдущего фактора. Повышение спроса ослабляет конкурентную борьбу, тогда как снижение усиливает.

От уровня стандартизации продукта, который предлагается покупателям, зависит жесткость конкурентной борьбы. Когда каждый изготовитель реализует собственную модель изделия либо оказывает особый комплекс услуг, конкурентная борьба значительно ослабляется. Если все изготовители выпускают одинаковые продукты, предназначающиеся для любых покупателей, конкурентная борьба обостряется.

Издержки перехода покупателя с одного изготовителя на другого могут несколько ослабить конкурентную борьбу. Барьеры ухода с рынка усиливают конкуренцию. Если переключение на другую отрасль связано с существенными затратами, то компании будут упорно защищать свое место на рынке.

Барьеры входа на рынок ослабляют конкурентную борьбу. Связано это с потребностью в крупных вложениях, переобучении работников. Жесткая конкурентная борьба на смежных рынках провоцирует усиление конкуренции на основных рынках.

Характер факторов групп «влияние потенциальных конкурентов» и «влияние фирм-поставщиков

Значимость данных факторов зависит от высоты барьера, то есть тех сложностей и расходов, которые требуется преодолеть для входа на рынок. Факторами, которые снижают вероятность появления новых конкурентных фирм, считаются:

  • Необходимость крупных вложений для входа на рынок.
  • Производственные масштабы, которых новая компания не сможет достигнуть.
  • Отсутствие у новичка доступа к каналам распределения.

Фирмы-поставщики, взаимодействующие с продавцами продукции, обостряют конкурентную борьбу при:

  • Сильной дифференциации либо уникальности продукции, когда продавцу трудно найти нового поставщика.
  • Ситуации, когда продавцы товаров не имеют большой значимости для поставщика.
  • Высоких расходах на смену поставщика.

Влияние компаний-поставщиков можно снизить, создав альтернативные каналы поставок.

Характер факторов групп «влияние потребителей» и «влияние продукции, заменяющей определенные товары»

Потребители усиливают конкуренцию при:

  • Стандартизации товаров, отсутствии дифференциации.
  • Ситуации, когда продаваемая продукция не имеет большого значения для потребителя.
  • Наличии данных о других продавцах.

Влияние потребителей снижается, когда границы рынка расширяются, товары дифференцируются, изготовители координируют свои силы.

Технический прогресс провоцирует возникновение товарных заменителей, которые способны выполнять функции привычной продукции. Давление компаний, изготавливающих товарные заменители, проявляется в том, что стоимость их продукции провоцирует образование ценового потолка.

Конкуренция со стороны производителей товарных заменителей зависит от того, насколько сложно покупателям переключиться на другую продукцию. Чем меньше стоимость товара-заменителя и чем лучше его качество, тем мощнее давление со стороны его изготовителя.

Важная новость для подписчиков!

Оценка уровня конкуренции

Каждый из факторов рыночной конкуренции подвергается экспертной оценке по балльной шкале. Оценивать факторы могут менеджеры и высококвалифицированные сотрудники фирмы. Если фактор, по мнению специалиста, не имеет признаков проявления на рынке, ему ставится оценка в 1 балл. При слабом проявлении ставится оценка в 2 балла, при четком проявлении – 3 балла.

Перечисленные факторы по-разному влияют на степень конкурентной борьбы. Чтобы учесть значимость определенного фактора, эксперт присваивает ему показатель «веса».

При исследовании уровня конкуренции эксперты вычисляют средневзвешенный балл по следующему алгоритму:

  • Единица делится на произведение количества факторов и числа экспертов.
  • Полученный результат умножается на сумму «весов» всех факторов.
  • Полученный результат умножается на сумму оценок всех факторов.

Далее вычисляются 5 показателей:

  • bмин – средневзвешенный балл для случаев, когда факторы не проявляются.
  • bср – средневзвешенный балл для случаев, когда факторы слабо проявляются.
  • bмакс – средневзвешенный балл для случаев, когда факторы четко проявляются.
  • b1 – сумма bмин и bср, деленная на 2.
  • b2 – сумма bср и bмакс, деленная на 2.

Оценка уровня конкуренции зависит от того, в какой промежуток попадает вычисленный экспертами средневзвешенный балл:

  • От bмин до b1 – низкая.
  • От b1 до bср – средняя.
  • От bср до b2 – высокая.
  • От b2 до bмакс – повышенная.

На стадии изучения факторов конкуренции прогнозируется развитие конкурентной борьбы. Эксперты основываются на прогнозировании изменения действия всех факторов. Оценка выставляется так:

  • +1 – произойдет усиление влияния фактора.
  • 0 – влияние фактора не изменится.
  • -1 – произойдет ослабевание влияния фактора.

Средневзвешенная прогнозная оценка вычисляется аналогично расчету средневзвешенной оценки факторов.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.