Бесплатный доступ к журналу

Коммерческий директор

Как создать систему повышения сотрудников компании

  • 17 декабря 2018
  • 32
Как создать систему повышения сотрудников компании

В этой статье расскажем, почему вашей компании нужна система повышения персонала, как ее создать и эффективно использовать.

Вы узнаете:

  • Как создать на предприятии систему повышения сотрудников.
  • Как повысить сотрудника в должности в рамках одного предприятия.
  • Как аттестация и повышение квалификации сотрудника влияет на карьерный рост.
  • Как обеспечить повышение эффективности сотрудников.
  • Какие ошибки при повышении сотрудников допускает работодатель.
  • Как документально оформить повышение сотрудника.
  • Что делать, если повышение сотрудника решено отложить.

Повышение работника в должности – одна из ключевых управленческих функций. Возможность профессионального роста внутри фирмы мотивирует сотрудника на повышение личных результатов, улучшает климат внутри фирмы, ее имидж, менеджмент, укрепляет конкурентоспособность на рынке.

Ресурс по подбору вакансий hh.ru провел исследование, результаты которого показали, что для большинства молодых специалистов при выборе работодателя на первом месте стоит возможность развития, карьерного роста, а также комфорт на рабочем месте. Только потом респонденты обращают внимание на престиж коммерческой фирмы, стабильность на рынке, наличие социальных гарантий и прочих благ.

Статистика говорит о том, что молодые и перспективные работники ждут от потенциального работодателя возможности профессионального роста и развития внутри компании.

Как создать систему повышения сотрудников компании

Для мужчин возможность обучения и развития важнее, чем для женщин (72 % / 57 %). Относительно комфортных условий труда и гибкого графика ситуация обратная: на эти аспекты девушки обращают внимание на 11–14 % чаще. Размер компании-работодателя безразличен для 43 % респондентов, 24 % хотели бы работать в крупной корпорации, 23 % – в компании среднего размера, 5 % – в маленькой организации.

40 % опрошенных готовы сменить место работы, если карьерный и профессиональный рост в компании медленный или вовсе отсутствует.

Варианты повышения сотрудников

Вопрос о повышении сотрудника в должности принимается руководителем. Согласно Трудовому кодексу РФ работника можно повысить либо по итогам проведенной аттестации, либо в соответствии с квалификацией, качеством и количеством выполняемой работы, возложенными функциями и ответственностью.

Аттестация работников

Аттестация – это комплекс мероприятий по диагностике и оценке профессионального уровня сотрудников, выявлению оптимальных способов для его повышения. Существуют профессии, в которых регулярная аттестация обязательна, без ее успешного прохождения работник не может быть допущен к выполнению своих обязанностей. Каждый работодатель вправе разработать и внедрить систему аттестации сотрудников на своем предприятии.

Критерии оценки:

  • Уровень образования.
  • Теоретическую подготовленность и практические навыки.
  • Деловые качества.
  • Дополнительные компетенции, имеющие отношение к занимаемой должности.

С помощью аттестации работодатель может выявить уровень скрытого потенциала работника. Это необходимо для дальнейшего его продвижения по карьерной лестнице внутри компании.

Повышение квалификации сотрудников

Каждый работодатель принимает решение об обучении и повышении квалификации своих сотрудников самостоятельно. Чтобы сотрудник получил реальные навыки и знания, при выборе курсов повышения квалификации руководителю стоит обращать внимание на следующие моменты.

  • Организация, которая проводит обучение, должна существовать на рынке образовательных услуг не менее 5 лет. Важно проверить ее лицензию на ведение образовательной деятельности.
  • Набор обучающих программ не должен быть узким. Сотрудникам могут потребоваться не только курсы повышения квалификации, но и оперативные краткосрочные семинары по изменениям законодательства. Содержание программы должно предусматривать не только теорию, но и часы практики.
  • Круглосуточный доступ к программе обучения. Так специалист не будет оторван от работы и сможет организовать процесс комфортным для себя образом.
  • Чем престижнее учебное заведение, тем цена выше, но не всегда это оправдано качеством программ.
  • При выборе курсов повышения квалификации сотрудников стоит обратить внимание на авторов курсов и лекторов семинаров. Идеально, если среди них будут представители ключевых для специалиста ведомств.
  • Руководителю следует изучить отзывы. Им не стоит доверять на 100 %, но нельзя и пренебрегать. Если большая часть откликов положительная, велика вероятность, что с организацией и ее программами все в порядке.

Рекомендуется выбрать образовательную организацию для длительного сотрудничества и заключить с ней договор.

Повышение сотрудника в 4 этапа: кейс

По данным портала HeadHunter за октябрь 2012 года, 75 % подчиненных хотели бы стать начальниками. Есть 2 способа достичь этой цели – смена места работы и вертикальный рост внутри компании.

Если ваша компания готова эффективно развивать кадровый потенциал, то воспользуйтесь кейсом четырехэтапного продвижения сотрудников по карьерной лестнице от журнала «Коммерческий Директор». 

Смотреть кейс

Повышение эффективности сотрудников

Мотивация только повышением заработка часто ведет к профессиональному выгоранию, стрессу, болезням, в результате – к текучке кадров, снижению производительности труда. Чтобы избежать этого, работодателю необходимо грамотно организовать процесс труда, увеличить самостоятельность сотрудников при планировании рабочего времени.

Что следует учесть руководителю:

  • Комфортный для сотрудника темп работы. Не допускайте перегрузки, устанавливайте реальные сроки выполнения работы с учетом ее содержания. Вовлекайте сотрудников в процесс планирования. Организуйте в течение дня 10-минутные перерывы для отдыха и выполнения простых физических упражнений. Включайте их в рабочее время.
  • Здоровая самостоятельность. Не стремитесь контролировать каждый шаг работника, не требуйте от него отчетов по мелким задачам. Микроменеджмент отнимает время, а в перспективе убивает лояльность и инициативу, снижает уверенность в себе.
  • Гибкий график. По возможности устанавливайте индивидуальные режимы рабочего времени. Введите обязательные часы присутствия, а время начала и окончания работы оставьте на усмотрение сотрудника.
  • Контроль за использованием интернета в рабочее время. Руководитель вправе знать и контролировать то, что делают на рабочем месте его подчиненные. В этом помогут программы по мониторингу рабочего времени и блокировка доступа к отдельным сайтам. Сотрудников, которые обходят блокировку и занимаются в офисе личными делами, привлекайте к дисциплинарной ответственности.
  • Минимизация текучести кадров. Подбор и адаптация персонала – длительные мероприятия. Целесообразнее раскрывать потенциал и повышать квалификацию уже работающих сотрудников. Это окупается за счет сокращения времени на выполнение работы без ущерба качеству.

Подходы к повышению качества сотрудников, не прибегая к материальным факторам мотивации:

  • Профессиональный рост. Вертикальный карьерный рост, горизонтальное продвижение, расширение функционала или обучение также мотивируют работников.
  • Мотивация руководителей отделов. Тренинги помогут начинающим и опытным руководителям развить необходимые навыки, научат правильно взаимодействовать с подчиненными.
  • Свобода предлагать идеи, принимать решения и открытая корпоративная культура.

Важная новость для подписчиков!

Ошибки при повышении сотрудников

Принимая решение о повышении сотрудника, руководители чаще всего допускают ошибки:

  • Во внимание принимаются только амбиции человека. Повышение влечет за собой необходимость выполнять руководящие обязанности, для этого требуются определенные лидерские качества.
  • Руководитель повышает работника в должности, не интересуясь его мнением. Если человек не справляется с новыми обязанностями, вся ответственность ложится на начальника.
  • Повышение за выслугу, без привязки к конкретным результатам.
  • Повышение ценного работника как попытка удержать его в компании. Если человек не знаком с особенностями новой должности и не желает работать в новых обстоятельствах, его может не заинтересовать карьерный рост.

Чтобы не допустить ошибок, стоит проработать следующие решения:

  • Провести проверку всех кандидатов на открывшуюся должность, причем как сотрудников компании, так и внешних специалистов. Каждый должен пройти собственное собеседование и выполнить тестовое задание.
  • Стоит разместить объявление об открывшейся вакансии на корпоративном сайте, сообщить о ней во время собраний.
  • Новая должность связана с новыми обязанностями, ответственностью. Человек, который ее будет занимать, должен пройти обучение. Целесообразно ввести временные ограничения по зарплате.

 Для повышения сотрудника в рамках компании существуют основания:

  • Собственные заслуги, включая результаты работы и навыки. В крупнейших мировых компаниях четко оговорено, какое время должен проработать сотрудник до повышения, а также необходимые навыки, которые он должен развить.
  • Предпочтения руководителей.
  • Заявление самого сотрудника с просьбой о повышении. Все критерии оцениваются в совокупности. Потенциальный кандидат должен быть ценным, управляемым и безопасным работником.

Заявление о повышении может быть составлено как в форме ходатайства, так и служебной записки.

Скачать образец заявления о повышении вы можете тут ↓

Как создать систему повышения сотрудников компании Образец заявления о повышении

Как документально оформить повышение сотрудника

В Трудовом кодексе РФ четко писана процедура, с помощью которой оформляется повышение сотрудника в должности внутри предприятия (ст. 72.1 ТК РФ). Для перевода необходимо получить согласие самого сотрудника, сделать это необходимо до издания соответствующего приказа о переводе работника.

Алгоритм действий в этой ситуации:

  • Составляется дополнительное соглашение к трудовому договору. В нем указывается новая должность работника, новые обязанности и дата, с которой он должен приступить к работе в новом статусе. Дополнительное соглашение оформляется в двух экземплярах, подписывается работодателем и работником. Один экземпляр передается работнику, а на втором делается отметка о вручении, заверяемая собственноручной подписью сотрудника.
  • Издание приказа о переводе по унифицированной форме № Т-5, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1. В строке «с» графы «Дата перевода» нужно проставить не дату подписания дополнительного соглашения, а день, с которого, согласно этому соглашению, сотрудник должен приступить к исполнению своих новых обязанностей. Так как перевод на новую должность носит постоянный характер, в строке «по» ставится прочерк. В графе «Основание» приводятся реквизиты дополнительного соглашения. С приказом работник должен быть ознакомлен под подпись.
  • Заключительная процедура – внесение записей в личную карточку и трудовую книжку. В этих документах в качестве основания для перевода указывается не дополнительное соглашение, а приказ о переводе.

Что делать, если повышение сотрудника решено отложить

Иногда приходится отказывать в повышении работнику. Рекомендуется поговорить с сотрудником лично, если руководитель заинтересован сгладить неприятную ситуацию и сохранить специалиста в компании.

Как лучше провести такую беседу:

  • Обеспечить спокойную обстановку для разговора. Пригласите сотрудника для беседы в отдельный кабинет и отключите телефон. Не ограничивайте время беседы и не общайтесь с ним на ходу или в присутствии коллег.
  • Общаться с сотрудником может представитель администрации, HR или непосредственный руководитель. Ваша цель – не испугать сотрудника, а договориться с ним.
  • Необходимо объяснить причины отрицательного решения. Признайте важность сотрудника для компании и оцените его работу положительно. Объясните, почему вы вынуждены отложить повышение. Расскажите о сложностях, их причинах и возможных сроках решения проблем. Если возможно, подпишите соглашение о повышении, но с отложенным сроком.
  • Предложите возможные варианты компенсации. Неприятную новость может смягчить бонус. Например, более удобный кабинет, гибкий график работы, новое программное обеспечение и т. д.
  • Обязательство, закрепленное документально следует выполнить. Если у сотрудника на руках соглашение о переводе, повышения не избежать. Тут нужно только договариваться об обратном переводе. Иначе сотрудник может обратиться в суд.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.