Бесплатный доступ к журналу

Коммерческий директор

Коммерческие издержки предприятия: виды и способы расчета

  • 17 декабря 2018
  • 32
Коммерческие издержки предприятия: виды и способы расчета

Что представляют собой коммерческие издержки? Как они соотносятся с коммерческими расходами? Разберемся в этом материале.

Вы узнаете:

  • Какие виды издержек различают.
  • Как рассчитать издержки коммерческого предприятия.
  • Какие издержки относятся к коммерческим расходам.

Коммерческие издержки – это совокупность всех расходов и затрат, которые несет организация для производства товаров, работ, услуг.

Виды коммерческих издержек

Различают следующие издержки коммерческого предприятия: постоянные, переменные, общие. Постоянные и переменные издержки – это затраты, которые организация несет при производстве продукции или оказании услуг. Планирование издержек позволяет эффективнее использовать имеющиеся ресурсы, а также прогнозировать деятельность компании на будущее. Аналитика заключается в том, чтобы выявить наиболее затратные направления расходов и сэкономить на производстве.

Постоянные издержки

Такие затраты не зависят от объемов производства. Компания несет их, даже если не выпускает продукцию и не оказывает услуги. Например, в случае простоя в результате поломки оборудования или болезни работника, забастовки, отключения электроэнергии на производстве. Постоянные издержки часто обозначаются аббревиатурой FC – fixed costs. К ним можно отнести:

  • плата за аренду помещений, оборудования, земельных участков и т.д.;
  • амортизационные отчисления;
  • оплата труда персонала;
  • управленческие расходы;
  • некоторые виды налогов (земельный, транспортный);
  • страховые выплаты;
  • оплата процентов по кредитам и займам и т. д.

Понятие постоянных издержек актуально только в перспективе краткосрочного периода. В долгосрочной перспективе возможны кардинальные изменения в производстве. Например, в случае расширения производства или штата административного персонала издержки возрастут.

Постоянные издержки остаются неизменными, даже если организация уменьшает объем производства. В этом случае, на 1 единицу произведенной продукции будет расти доля постоянных расходов. И наоборот – при увеличении объемов производства, доля постоянных затрат на 1 единицу произведенной продукции будет уменьшаться. Этот показатель – средние постоянные затраты (AFC).

Представить можно в виде формулы:

AFC (средние постоянные затраты) = FC (постоянные затраты) / Q (объем производства)

Графически постоянные издержки представляют собой прямую линию, так как остаются неизменными при любых изменениях в производстве.

Переменные издержки

Переменные издержки находятся в полной зависимости от увеличения или уменьшения объемов производства. Если увеличивается количество выпускаемой продукции, то возрастают затраты на необходимые материалы и ресурсы. Обозначают переменные издержки буквами VC – variable costs.

К переменным издержкам можно отнести:

  • заработная плата работников со сдельной системой оплаты труда;
  • затраты на сырье и материалы;
  • транспортные расходы на доставку готовых товаров до потребителя;
  • затраты на электроэнергию и т.д.

Переменные издержки меняются в зависимости от объемов производства. При росте числа произведенной продукции переменные затраты также будут расти. Если уменьшится количество произведенного товара, уменьшатся и затраты компании.

На начальном этапе развития бизнеса рост переменных затрат напрямую связан с увеличением количества единиц выпускаемой продукции. Со временем рост переменных расходов будет замедляться. Это связано с оптимизацией затрат при массовом производстве.

Общие коммерческие издержки

Общие издержки коммерческого предприятия – это совокупность всех расходов, постоянных и переменных, которые несет фирма при производстве товаров или оказании услуг. Обозначается эта величина как TC – total costs.

Общие издержки – это не постоянный, изменчивый показатель, который зависит от количества выпускаемой продукции и стоимости затраченных на производство ресурсов.

Как снизить коммерческие издержки, сохранив качество: кейс 

Когда в компании наступают трудные времена, руководство сокращает персонал, меняет рабочий график, уменьшает зарплату, закрывает торговые точки, принимает другие непопулярные меры. Это сказывается на качестве производимых товаров, оказываемых услуг и предоставляемого сервиса. Что не нравится клиентам, их удовлетворенность падает.

Как в таких условиях сохранить качество? Узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий Директор». 

Смотреть кейс

Расчет коммерческих издержек производственного предприятия

Для наглядности представим пример расчета постоянных и переменных издержек. Компания ООО «Авангард» занимается производством светотехники. В течение 2017 года организация понесла следующие издержки.

Вид издержек

Сумма

Аренда производственных площадей, склада, офиса

150 000 руб. в мес.

Амортизационные отчисления по данным бухгалтерского учета

48 000 руб. за год

Проценты по банковским кредитам организации

180 000 руб. за год

Коммунальные расходы на оплату электроэнергии, водоснабжения

20 000 руб. в мес.

Расходы на комплектующие материалы и сырье

500 000 руб. за год

Оплата труда производственных рабочих

1000 000 руб. в год

Оплата труда административного персонала

1000 000 руб. в год

Стоимость дополнительного оборудования

500 000 руб. за год

Из данной таблицы к постоянным затратам относятся:

  • арендная плата за площади;
  • отчисления на амортизацию;
  • выплата процентов по банковским кредитам;
  • стоимость дополнительного оборудования;
  • оплата труда административного персонала.

Исходя из этого, рассчитаем постоянные издержки компании «Авангард»:

FC = 150 000 * 12 + 48 000 + 180 000 + 500 000 + 1 000 000 = 3 528 000 руб. в год

Далее следует рассчитать средние постоянные издержки:

AFC = 3 528 000 руб. / 5 000 единиц = 705,6 рубля на 1 единицу продукции

К переменным издержкам относятся расходы на комплектующие материалы и сырье, оплату труда работников производства и оплату коммунальных расходов.

VC = 500 000 + 1 000 000 + 20 000 * 12 = 1 740 000 рублей

Рассчитаем средние переменные издержки следующим образом:

AVC = 1 740 000 рублей / 5 000 единиц продукции = 348 рублей на 1 единицу продукции

Общие издержки на производство всей продукции получаем, суммируя постоянные и переменные затраты:

TC = 3 528 000 + 1 740 000 = 5 628 000 рублей

А средние общие издержки рассчитываем по формуле:

ATC (средние общие издержки) = TC (общие издержки) / Q (объем производства) = 5 628 000 рублей / 5 000 единиц = 1053,6 рубля на единицу готового товара

Принимая во внимание, что ООО «Авангард» арендует складские, производственные и офисные помещения, приобретает в кредит оборудование и несет другие подобные затраты, величина постоянных издержек на этом этапе будет достаточно значимой. Также объем произведенной продукции – 5 000 единиц готового товара. Поэтому постоянные издержки пока преобладают над переменными. При увеличении объемов производства постоянные издержки останутся неизменными, зато вырастут переменные.

Анализ и планирование издержек коммерческого предприятия

Анализ и планирование издержек является важной частью работы финансового подразделения коммерческого предприятия. Аналитика и дальнейшее планирование затрат компании позволяет рационально и с большей эффективностью использовать имеющиеся ресурсы, а также сделать прогностические расчеты на краткосрочный и долгосрочный периоды.

Анализ необходим для определения затратных направлений расходов и принятия решений о возможных методах оптимизации. Экономия на постоянных и переменных затратах снижает себестоимость продуктов. Так компания может устанавливать более низкую цену, что повышает конкурентоспособность продукции на рынке и увеличивает привлекательность в глазах потребителей.

Процесс оптимизации расходов следует начать с инвентаризации всех издержек компании. Эту работу можно поручить работникам финансовой службы организации. Затем необходимо определить, насколько могут быть сокращены те или иные затраты без ущерба общему процессу.

Производя оптимизацию издержек, стоит предусмотреть выделение разных категорий затрат:

  • Издержки, напрямую влияющие на качество выпускаемой продукции.
  • Расходы, не влияющие на качество продукции.

Постоянные и переменные издержки имеют место только в отчете о финансовых результатах, так как в бухгалтерском балансе отражаются только активы и пассивы. В отчете о финансовых результатах нет понятия издержек – все расходы подразделяются на прямые и косвенные.

Важная новость для подписчиков!

Какие издержки относятся к коммерческим расходам

Коммерческие расходы следует отражать в учетных данных компании отдельно от других типов издержек. Они являются внепроизводственными и связаны с процессом реализации готовой продукции. Их можно включать в состав себестоимости полностью или частично.

Коммерческие расходы включают затраты по:

  • упаковке готовой продукции, предназначенной для реализации;
  • доставке товара до потребителя;
  • проведению рекламных и маркетинговых акций, исследований и прочего.

Если речь идет о промышленном предприятии, дополнительно к перечисленному добавляется:

  • содержание складских помещений и оборудования в точках реализации товаров;
  • начисленная заработная плата нанятым продавцам;
  • представительские затраты;
  • возмещение командировочных издержек сотрудникам из отдела сбыта.

В сельскохозяйственной деятельности коммерческие расходы включают затраты по содержанию и обслуживанию:

  • заготовительных подразделений;
  • приемных пунктов;
  • объектов, сооруженных для выращивания скота или птиц.

В бухгалтерском учете коммерческие расходы – это издержки, накапливаемые на 44 счете и подлежащие списанию в размере и с периодичностью, утвержденными локальными актами. Управленческий тип затрат формирует стоимость услуг охранных организаций, цена пользования интернетом и связью, сумма по счетам за ЖКХ.

Рентабельность производства тесно связана с объемом ресурсов, вкладываемых в изготовление товаров и их продвижение на рынке. Увеличение коммерческих расходов говорит о понижении прибыльности осуществляемой деятельности и необходимости оптимизировать издержки на продажу.

Рассчитать коммерческие расходы можно в форме коэффициента рентабельности следующим образом:

Коммерческие расходы = Значение валовой прибыли / Сумма показателей коммерческих и управленческих издержек

Коммерческие расходы в балансе не выносятся в отдельную строку. Они находят свое отражение в отчете о финансовых результатах, их показывают по строке 2210. 

Для наглядности приведем пример учета производственных коммерческих затрат.

Для расчета коммерческих расходов стоит брать только не относящиеся к производственному циклу затраты.

ООО «Авангард» ведет производственную деятельность по изготовлению светодиодных изделий. В ноябре 2018 года заработная плата работникам начислена на сумму 200 000 руб. Взносы в ПФ — 15 000 руб., ФОМС – 5 000 руб., ФСС – 3 500 руб., ФСС — 300 руб. Для информирования целевых потребителей была проведена рекламная кампания на сумму 30 000 руб. Бухгалтерия выполняет такие проводки:

  • Дт26 Кт70 – 200 000 руб., начислена оплата труда сотрудникам;
  • Дт26 Кт69 – 23 800 руб., начислены взносы в ПФ, ФОМС и ФСС;
  • Дт26 Кт60 – 30 000 руб., отражена сумма услуг рекламной кампании;
  • Дт60 Кт50,51 – 30 000 руб., произведена оплата рекламных услуг;
  • Дт20 Кт26 – 253 800 руб., списаны затраты на основное производство.

ООО «Авангард-плюс» ведет торговую деятельность по продаже светотехники. В ноябре 2018 года были произведены следующие затраты:

  • Начислена заработная плата в размере 120 000 руб.;
  • Оплачены рекламные услуги в сумме 20 000 руб.;
  • Оплачены транспортные услуги поставщиков в размере 25 000 руб.;
  • Начислена амортизация основных средств 6 000 руб.

Отражение указанных операций в бухучете торговой компании определяются такими проводками:

  • Дт44 Кт70 – 120 000, начислена оплата сотрудникам организации;
  • Дт44 Кт60 – 20 000, затраты за услуги по рекламе;
  • Дт44 Кт60 – 25 000, начислены издержки за транспортировку поставщикам;
  • Дт44 Кт02 – 6 000, сумма начисленной амортизации;
  • Дт90.02 Кт44 – 171 000, списаны затраты на продажу.

Суммы коммерческих издержек отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности: Приложение «Отчет о финансовых результатах» в строке 2210.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.