Бесплатный доступ к журналу

Коммерческий директор

Субординация на работе и последствия за ее нарушение

  • 19 декабря 2018
  • 73
Субординация на работе и последствия за ее нарушение

Расскажем, как урегулировать взаимоотношения между руководителем и его подчиненными, чтобы настроить коллектив на плодотворную работу и достижение целей компании.

Вы узнаете:

  • Чем регулируется субординация на работе.
  • Какие существуют формы субординации для различных сотрудников.
  • Каких правил субординации следует придерживаться.
  • Какие взыскания применяют за нарушение субординации.

Субординация – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения между начальниками и подчиненными.

Нормативная база, регулирующая субординацию

Основные правила субординации, принятые в компании, оговариваются во внутренней документации:

  • Коллективный договор, в котором рассматриваются основные правила взаимодействия сотрудников между собой.
  • Правила внутреннего распорядка. Здесь оговариваются не только график и условия труда, но и основные правила, которые необходимо соблюдать на рабочем месте.
  • Должностная инструкция. С этим документом должен в обязательном порядке ознакомиться каждый сотрудник. Здесь прописываются права и обязанности сотрудника, а также его место в общей иерархии фирмы.
  • Трудовое соглашение. В этом документе прописываются индивидуальные правила для отдельного работника.

Правила субординации большинство компаний разрабатывают самостоятельно. В основе всех подобных правил лежит соблюдение базовых этических норм. Возможны также приказы руководства и иные документы, однако информация, которая в них содержится, чаще всего включается в правила внутреннего распорядка.

Все сотрудники должны быть в обязательном порядке ознакомлены с правилами субординации и особенностями поведения в компании.

Субординация между представителями фирмы

Нормы и правила субординации зависят от иерархии. Она может быть 2 типов:

  • Вертикальная. Высшее звено – руководитель, низшее звено – сотрудник. Руководитель выполняет главную роль, сотрудник – подчиненную. Субординация во многом зависит от того, как ведет себя руководитель.
  • Горизонтальная. Статус сотрудников примерно равен. В этом случае строгих требований к субординации нет, ее определяют внутренние правила.

Сложнее всего выстроить отношения, которые предполагают прямое подчинение одного сотрудника другому. Между начальником и подчиненным периодически могут появляться скрытые конфликты, усложняющие работу. Избежать подобных проблем можно с помощью строго соблюдения правил субординации.

Конкретные правила и особенности зависят от того, какие отношения необходимо регулировать. В каждом случае есть свои нюансы, которые необходимо учесть при планировании рабочих отношений. Рассмотрим основные связки.

Подчиненный – руководитель

Наиболее частый тип отношений, где требуется строгая субординация. Главная роль отводится руководителю, от него по большей части и зависит, как будет протекать общение. Существуют следующие правила субординации между подчиненным и руководителем:

  • Отсутствие панибратских отношений.
  • Корректное отношение со стороны подчиненного.
  • Взаимная вежливость и отсутствие оскорблений.
  • Строгое соблюдение иерархии.

Субординация между начальниками

Иерархия начальников также может быть горизонтальной и вертикальной. В первом случае они находятся примерно в одном статусе. Во втором случае отношения могут складываться в рамках «начальник – подчиненный»: есть руководитель компании, есть начальник подразделения, есть руководитель отдельно взятого проекта. Здесь также есть свои устоявшиеся правила субординации:

  • Необходимо экономить время. Разговоры должны быть о деле, работе, проекте.
  • Корректное отношение. Данное правило особенно важно при общении вышестоящего и нижестоящего начальства. Если необходимо отчитать работника, указать на недочеты и ошибки, его можно вызвать в свой кабинет, или просто отойти в сторону и поговорить без третьих лиц.
  • При общении с партнерами важно заранее продумать аргументацию, разработать предложения по решению того или иного вопроса.

Если начальство не может работать без конфликтов, то они неизбежно появятся и у рядовых сотрудников.

Отношения между исполнителями

Строгих требований к субординации между сотрудниками фирмы, которые находятся на одной иерархической ступени, нет. Есть несколько правил, которые рекомендуются, но не обязательны:

  • Недопущение конфликтов в коллективе, в перспективе они могут привести к его распаду.
  • Атмосфера в коллективе должна быть дружелюбная.
  • Если работа в офисе связана с продажами, не стоит перехватывать клиентов у коллег.
  • Не нужно давать невыполнимые обещания.

Субординация между коллегами в рамках одного коллектива зависит от специфики конкретной компании. Молодой и креативный коллектив предпочитает теплую дружескую обстановку, в других компаниях приветствуется принцип «каждый сам за себя».

Как исправить нарушение субординации: упражнения

Редакция журнала «Коммерческий Директор» рассказывает, как управлять персоналом, а не манипулировать им, объясняет, почему не всегда нужно быть любезным с подчиненными, и учит с помощью специальных упражнений налаживать здоровые отношения в коллективе. 

Узнать 4 упражнения

Наказание за нарушение субординации

Ни одна компания не может работать без четкой вертикали с выстроенной системой субординации. Нарушение субординации может повлечь дисциплинарную ответственность, личную или коллективную.

Все виды дисциплинарных взысканий рассмотрены в статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно Трудовому кодексу, нарушение субординации на рабочем месте может повлечь за собой следующие виды наказаний:

Замечание

Последствия за несоблюдение субординации связаны с тем, насколько работник пренебрегает правилами, принятыми в компании. В некоторых компаниях за однократное нарушение субординации и делового этикета следует замечание от непосредственного начальства. Руководитель указывает, что именно сотрудник сделал неправильно, и рекомендует исправиться. После этого начальник периодически наблюдает за работой сотрудников. В случае повторных нарушений может последовать повторное замечание.

Выговор

Выговор может быть вынесен за один или несколько дисциплинарных проступков, постоянное нарушение трудовой дисциплины и т.д. Чтобы применить взыскание в виде выговора, руководитель обязан зафиксировать факт нарушения и доказать вину. Это требует нескольких действий:

  • С работника необходимо затребовать объяснительную записку.
  • В течение 2 дней работник обязан предоставить объяснения.
  • Если есть уважительная причина, руководитель не имеет права делать взыскание.

Выговор за нарушение субординации может быть применен к работнику на основании приказа. Приказ разрабатывается на основе письменных объяснений, которые работник предоставляет начальству. Если причинно-следственная связь между действиями работника и виной доказана, работодатель вправе наложить взыскание в виде выговора.

Выговор может быть объявлен за проступки «средней тяжести»: периодическое несоблюдение субординации, дисциплинарные нарушения и т.д. Выговор считается действительным в течение года с момента приказа.

В ряде случаев взыскание снимается досрочно:

  • Если получена письменная просьба сотрудника.
  • Решение работодателя.
  • Письменное ходатайство непосредственного руководителя сотрудника.

Информация о выговорах заносится в личное дело сотрудника. В трудовой книжке данные отсутствуют, однако наличие выговоров может послужить одной из причин для увольнения сотрудника.

Увольнение

Увольнение – это крайняя мера дисциплинарного воздействия. Нельзя уволить человека за нарушение субординации. Чаще всего увольнение происходит в следующих случаях:

  • Если сотрудник совершает дисциплинарное нарушение в период действия обычного или строгого выговора.
  • Если сотрудник уже имеет несколько выговоров, но продолжает нарушать дисциплину и субординацию.

Увольнение – это окончательная мера, поэтому основания должны быть действительно серьезными. Например, если сотрудник распускает сплетни, которые порочат деловую репутацию руководителя, оскорбляет коллег или руководство.

Важная новость для подписчиков!

Частые ошибки и нарушения субординации

Можно перечислить несколько основных примеров нарушения субординации:

  • Нарушение последовательности подачи распоряжений.
  • Самоуправство руководителя. Обязанности и полномочия каждого сотрудника предприятия должны быть оговорены заранее.
  • Назначение на одну и ту же работу двух сотрудников. Необходимо распределить между сотрудниками обязанности по выполнению проекта. Это поможет им стремиться к достижению общей цели.

Последствия нарушения субординации

Огромную роль при нарушении субординации играет то, о каком общении идет речь. Сотрудник при нарушении субординации рискует лишь потерять рабочее место. Руководитель компании при этом рискует потерей репутации и уважения в деловых кругах.

Если предпринимателю важна репутация компании, он должен сам стремиться к утверждению и соблюдению этических стандартов и субординации.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.