Бесплатный доступ к журналу

Коммерческий директор

Как бороться со сплетнями на работе: инструкция и советы

  • 8 января 2019
  • 94
Как бороться со сплетнями на работе: инструкция и советы

Разговоры и сплетни происходят в любом офисном пространстве. Существует несколько стратегий борьбы с посторонними слухами на работе. Расскажем, как правильно реагировать на сплетни и как их можно предотвратить.

Вы узнаете:

  • Какие существуют стратегии борьбы со сплетнями на работе.
  • Как обернуть слухи и сплетни в свою пользу.
  • Как избежать возникновения сплетен в коллективе.

Виды сплетен на работе

Перед тем, как реагировать на сплетни на работе, рассмотрим подробнее, что они собой представляют. Можно выделить 3 вида:

  • Обычное обсуждение, подшучивание. Говорящий не ищет проступки другого человека, он распространяет факты и информацию о свершившемся поступке, чтобы ознакомить с этим поступком весь коллектив.
  • Сплетня. Распространение информации, способной подорвать репутацию, доверие и симпатию к определенному человеку. Внимание слушателей зачастую акцентируется на маловажных деталях, значение которых преувеличивается в зависимости от того, какую цель преследует человек, который распространяет эту информацию.
  • Ложный слух. Сплетня, которая часто связана с какими-то изменениями, происходящими на работе. Особенно, когда руководство не предоставляет необходимой информации и люди распространяют догадки разной степени вероятности. Это не сплетня, от которой страдает один конкретный человек, но вреда от ложного слуха может быть больше: он деморализует весь коллектив.

Как выявить сплетника в коллективе

Сплетника можно определить по нескольким характерным чертам:

  • Этот человек пытается выделиться и доказать, что именно его предложение и проект принесет пользу компании.
  • Он докладывает обо всех замеченных ошибках руководству компании.
  • Он может быть не лучшим специалистом, но первоклассным общественником.

Такой человек редко говорит прямо. Он преподносит какие-либо сведения, порочащие других сотрудников, под видом случайно услышанного.

Как реагировать на сплетни на работе

Психологи разработали 3 основные стратегии поведения по отношению к сплетням и сплетникам. У каждой есть свои особенности, достоинства и недостатки. Рассмотрим их подробнее.

Стратегия первая – не замечать

Если сплетни не наносят ущерб ничьей карьере и репутации, не стоит обращать на них особого внимания. Некоторым работникам даже нравится, когда о них говорят – если о них сплетничают, значит, замечают.

Стратегия вторая – бороться со сплетнями на работе

Делать это можно по-разному, вплоть до запрета личной переписки и личных разговоров на рабочем месте. Не стоит поощрять чрезмерную открытость и откровенность в коллективе. Главное – чтобы сотрудники работали и выполняли свои служебные обязанности.

Стратегия третья – участвовать, обращать в свою пользу

Иногда это становится частью корпоративной политики: руководитель «сливает» какую-либо информацию сотруднику, в тот же день она становится известна всему коллективу. Например, руководитель может пустить слух, что в течение ближайших недель сотрудники IT-отдела будут отслеживать активность работников в интернете с последующими кадровыми выводами – на ближайший месяц сотрудники забудут о социальных сетях.

Инструкция по борьбе со сплетнями на работе

Стоит проанализировать мотивы возникновения сплетен. Разговоры никогда не начинаются внезапно, им всегда что-то предшествует. Задача руководителя – исключить возможность перехода разговоров в целенаправленные интриги.

  • Разберитесь в ситуации. Руководитель, не разобравшись в ситуации, может уволить невиновного сотрудника. Приме: на фирму приходит успешный сотрудник, приводит собственных клиентов и в разы поднимает продажи. Через некоторое время на него совершается донос генеральному директору, что сотрудник берет откаты. Руководитель увольняет работника, который в свою очередь переходит к конкуренту и поднимает продажи там. В дальнейшем оказывается, что откатов он не брал.
  • Оцените свои действия, как начальника. Возможно, в возникновении сплетен есть и вина директора. Если у руководства нет психологического контакта с работниками, последние будут компенсировать недостаток эмоций там, где им будет интересно, в том числе общаясь со сплетниками.
  • В некоторых случаях единственный выход – избавиться от сплетника. Это необходимо, если он пытается взять себе часть власти. Если сотрудник остается работать на своем месте, есть риск возникновения серьезных конфликтов, нарушающих трудовую дисциплину, и компания, особенно небольшая, в конечном счете погибнет.
  • Уберите основные причины, которые могут вызвать сплетни. В коллективе не может быть информационного вакуума – люди должны знать о том, что происходит вокруг, в противном случае они будут стремиться восполнить недостаток информации. Важно давать лишь проверенные данные, в которых вы не сомневаетесь, можете обосновать и доказать.
  • Сделайте «старшего по сплетням». В каждом коллективе есть неформальный лидер. Все зависит от того, откровенничает он с вами, или за вашей спиной. Его можно отблагодарить за предоставленные факты, но при этом подчеркнуть, что вам нужны именно факты, а не домыслы. В этом случае весь возможный негатив будет направлен в нужное компании русло. Данный пункт имеет смысл, если в коллективе много сплетен.

Некоторые сплетни лучше оставить без внимания. Особенно, если они заведомо абсурдны.

Совет: Еще один способ справиться с последствиями слухов – создать их альтернативную версию. Данный способ работает в случаях, когда сплетни отрицательно влияют на психологический климат в компании, но серьезного вреда не приносят. В данном случае важно, чтобы альтернативная версия была достаточно продуманной и правдоподобной.

Также стоит восполнить информационный вакуум. Во многих случаях сплетни возникают в случае недостаточной информации и отсутствия качественных коммуникаций.

Пример: Слух о возможном снятии генерального директора с поста или сокращение большей части сотрудников коллектива. В этом случае стоит выступить перед работниками, объяснить ситуацию и все нюансы, которые с ней связаны. Люди будут знать, что их ожидает в ближайшей перспективе, и слухи прекратятся.

Тест для диагностики пороков команды

Сплетни, недоверие между сотрудниками, боязнь конфликта, безответственность и безразличие к результату делают коллектив вашей компании неэффективным. Поэтому важно во время диагностировать все эти пороки команды.

Сделать это удобнее всего с помощью теста, который вы можете пройти в статье «Недоверие, конфликты и еще три проблемы, из-за которых компания разорится» электронного журнала «Коммерческий Директор».

Пройти тест

Как избежать возникновения сплетен на работе

Есть несколько простых советов, которые позволят избежать возникновения сплетен в любом коллективе. Следуя этим советам, можно контролировать ситуацию и предпринимать своевременные меры.

  • Внутренний пиар. Рассказывайте сотрудникам обо всех планируемых событиях и мероприятиях, их особенностях и последствиях. Не нужно делиться специфической информацией, например, представлять полный отчет о финансовой деятельности компании. Однако можно раз в неделю собираться и обсуждать основные новости и итоги работы. Благодаря этому появляется чувство стабильности и открытости, повышается уровень доверия сотрудников руководству. Можно разработать в локальной сети компании специальный форум, где сотрудники смогут общаться на различные темы.
  • Кадровая политика. В некоторых случаях сплетни могут перевесить полезные профессиональные качества работника. Чтобы этого не произошло, необходимо создать идеально сбалансированный коллектив. При необходимости, придется перераспределить обязанности.
  • Главное – объективность. Если подчиненные видят симпатии руководителя к конкретному сотруднику, а другой в то же время подвергается безосновательным взысканиям, это может послужить почвой для обид, недовольства, зависти. Если вы достаточно требовательны в плане объективности к себе, можно требовать того же и от сотрудников. Если же вы думаете, что сами дали повод сплетничать за спиной, переговорите с сотрудниками и решите накопившиеся вопросы, в большинстве случаев этого достаточно.
  • Не говорите о сотрудниках того, что вы не можете сообщить им при личном общении. И требуйте того же от других.
  • Для сотрудников можно устраивать тимбилдинги и психологические тренинги, нацеленные на улучшение взаимоотношений в коллективе, выявление возможных недостатков и их последующее устранение.

Как получить пользу от сплетен на работе

Сплетни нельзя отнести исключительно к отрицательному явлению. В некоторых случаях от них есть и определенная польза. С их помощью можно уведомить сотрудников о готовящемся сокращении штата или переезде. Можно пустить слух о проведении аттестации, по итогам которой сотрудники, не добившиеся заранее определенных результатов, будут сокращены.

Сплетни можно расценивать как своеобразный тест: кому можно доверять, а кому нет.

Документ о неразглашении конфиденциальной информации как способ борьбы со сплетнями на работе

Во многих компаниях работник, имеющий доступ к каким-либо конфиденциальным данным, подписывает документ о неразглашении. К конфиденциальным данным можно отнести практически все, что может послужить источником для сплетен: обсуждение заработных плат и премий, служебных перестановок и их причин, личной жизни руководства и т.д. Можно включить общее понятие – «разглашение информации, которая наносит ущерб репутации фирмы».

В этом документе прописывается и ответственность работников за разглашение информации. В дальнейшем это позволит провести серьезную беседу с сотрудником, распространяющим слухи.

Универсального метода защиты и борьбы со сплетнями не существует. Многое зависит от коллектива, объекта слухов, отношений между руководством и персоналом. Если слухи выходят за определенные рамки – нужно выявить инициатора и работать с ним, вплоть до увольнения.

Важная новость для подписчиков!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.