Бесплатный доступ к журналу

Коммерческий директор

Субординация на работе: правила, принципы и рекомендации

  • 9 января 2019
  • 87
Субординация на работе: правила, принципы и рекомендации

Рекомендации из этой статьи помогут сделать организацию более устойчивой и конкурентоспособной.


Вы узнаете:

  • Что включает в себе понятие субординации.
  • На кого распространяются принципы субординации.
  • Чем регламентируется деловой этикет в компании.
  • Какие существуют виды субординации.
  • Как руководителям правильно выстраивать отношения с сотрудниками.
  • Какие ошибки приводят к нарушению субординации.
  • Последствия несоблюдения субординации.

Чтобы обстановка в рабочем коллективе оставалась доброжелательной и здоровой, все сотрудники компании, в том числе высшее руководство, должны придерживаться базовых правил служебной субординации.

Понятие субординации

Субординация на работе – это свод правил делового этикета, регулирующих служебные взаимоотношения между начальством и подчиненными, а также между сотрудниками одного уровня. Соблюдение субординации в узком смысле ассоциируется с иерархией власти и выполнением приказов. Понятие субординации включает в себя поддержание начальственного авторитета, установление четкой системы правил поведения в компании, создание условий для проявления личной инициативы и занятие каждым работником определенной ниши.

Принцип субординации соответствует принципу иерархической лестницы:

  • Младшие сотрудники должны признавать авторитет старших по должности сотрудников, беспрекословно выполнять их указания, не забывая при этом проявлять инициативу в рамках компетенции, вовремя докладывать о результатах своей работы.
  • Вышестоящие работники должны уважать своих подчиненных, придерживаться этики поведения и находить корректные формулировки для приказов.

Добросовестное выполнение правил субординации позволяет добиться четкого и понятного разграничения обязанностей среди сотрудников. В результате может повыситься слаженность работы коллектива, а также эффективность и производительность труда в компании. В то же время несоблюдение субординации может стать причиной конфликтов и привести к нарушению рабочей атмосферы в компании, что будет сказываться на результатах ее работы.

Соблюдение субординации

Субординация свойственна не только подчиненным. Соблюдать принципы деловой этики обязан также любой руководитель. Распоряжения начальства должны иметь корректную форму, исключать попытки унижения младших по должности сотрудников и критику их личных качеств.

Каждый сотрудник должен четко представлять, какие формы общения и докладов о проделанной работе приняты в конкретной организации. В некоторых случаях сотрудник, занимающий более низкое положение на иерархической лестнице, может обжаловать действия своего непосредственного начальства.

Такая система деловых отношений в компании позволяет сделать обстановку в коллективе более здоровой, исключить проявления фамильярности, конфликты и пренебрежительные обращения в коллективе.

Чем регламентируется субординация

Порядок соблюдения субординации регламентируется соответствующей документацией. К таким документам относят:

  • Устав предприятия.
  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Должностные инструкции работников.
  • Трудовое соглашение между работником и работодателем.
  • Коллективный договор.

Ознакомить нового сотрудника с корпоративной этикой, принятой в организации, следует сразу при приеме на работу, на этапе обсуждения его служебных обязанностей и полномочий.

Часто обязанности и права работников утверждаются в виде устной договоренности. В первую очередь это относится к небольшим компаниям, которые ведут документацию в упрощенной форме. Однако в небольших коллективах, где есть только один руководитель, гораздо проще придерживаться принципов субординации.

Нарушение установленных правил может повлечь за собой дисциплинарную ответственность. В соответствии с Трудовым кодексом РФ выделяют следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • Замечание.
  • Выговор.
  • Увольнение на основании аморального проступка.

Причиной вынесения замечания может быть однократное нарушение субординации, после этого руководитель должен тщательно проверить качество исполнения работником своих обязанностей. Выговоры могут быть как устными, так и с занесением в личное дело. Они выносятся на основании как единичных, так и постоянных дисциплинарных проступков.

Увольнение – крайняя мера, которая допускается при совершении грубого однократного нарушения субординации, потенциально попадающего под статью по административному или уголовному нарушению, либо при совершении регулярных нарушений, игнорирующих правила работы в коллективе.

Важная новость для подписчиков!

Виды субординации

Система субординации распространяется на служебные взаимоотношения 2 типов:

  • Вертикальные.
  • Горизонтальные.

Вертикальные взаимоотношения

Это отношения между сотрудниками компании сверху вниз и снизу вверх. В первом случае речь идет об отношениях начальника с подчиненными, во втором случае – сотрудника низшего звена с руководством. При этом основным принципом вертикальных взаимоотношений является подчинение приказам руководителя структурного подразделения или организации.

Чтобы избежать проблем в работе, начальнику следует держать дистанцию и следить за тем, чтобы она сохранялась и с другой стороны.

Руководители, использующие авторитарный стиль управления, часто подавляют инициативу персонала. Когда начальник отдает только приказы и распоряжения, работники перестают вникать в суть происходящего процесса и слепо следуют инструкции. Такой подход особенно негативно сказывается на решении внештатных вопросов.

Руководитель, соблюдающий принципы субординации, в некоторых случаях может отступить от установленных правил. Например, если ему необходимо выслушать независимую точку зрения на проблему. Временное отступление от правил также оправдывает себя в тех случаях, когда нужно выявить и поддержать наиболее инициативных и ценных сотрудников.

Горизонтальные взаимоотношения 

Горизонтальные взаимоотношения в организации выстраиваются между коллегами по работе, как правило, занимающими равное положение в служебной иерархии.

Между работниками низшего звена или линейными специалистами приветствуются отношения, построенные на равноправии, взаимопомощи, взаимоуважении и хотя бы частичной взаимозаменяемости.

Следует следить, чтобы отношения между сотрудниками оставались в меру ровными, не выходили за рамки личной ответственности и сохраняли дистанцию во всем, что относится к рабочим моментам.

Сложнее выстроить линию горизонтальных отношений между руководителями одного уровня. В таком случае необходимо учитывать личные амбиции каждого, а также их стиль управления. Руководители, которые отдают приказы чужим подчиненным, могут спровоцировать возникновение конфликтных ситуаций с их непосредственным начальником. С другой стороны, такая помощь может быть принята как знак благодарности и внимания. Выбор той или иной модели поведения и договоренность о ней достигаются между руководителями в устной форме.

Правила субординации на работе

Поддержание строгого порядка в отношениях с сотрудниками – не всегда эффективное решение для организации. Завоевать авторитет у подчиненных можно, придерживаясь нескольких рекомендаций:

  • Адекватная и достойная оценка результатов труда работников и эффективная система стимулирования персонала.
  • Способность руководителя в критический момент взять на себя всю ответственность за ведение бизнеса.
  • Справедливое распределение рабочих обязанностей между подчиненными.
  • Корректная форма обращений к работникам и исключение панибратских отношений.
  • Материальное и иное вознаграждение только по результатам выполненной работы.
  • Отдавать приказы только в исключительных случаях или если сотрудник не выполняет взятых на себя обязательств.

Узнайте, какой вы руководитель: диктатор, товарищ или авторитет

От того, как руководитель общается с подчиненными и ставит задачи, зависят эффективность сотрудников и коммерческие успехи компании.

По данным портала HeadHunter за 2016 год, некомфортная атмосфера в организации занимает четвертое место в списке причин увольнения.

Аналитики выделяют 6 базовых типов лидерства, которые по‑разному влияют на настроения сотрудников. 

Узнайте из статьи журнала «Коммерческий Директор», к какому типу относитесь вы, чтобы эффективнее выстроить систему субординации и наладить отношения между сотрудниками вашей компании. 

Узнать из статьи

Ошибки, приводящие к невыполнению субординации

Нарушить правила субординации могут следующие ошибки:

  • Вышестоящий руководитель отдает распоряжение сотруднику в обход его непосредственного начальника. Это может привести к снижению авторитета руководителя подразделения, что нарушит управляемость системы.
  • Функции по контролю выполнения заданий переносятся от руководителя к другому человеку. Со временем этот контролирующий сотрудник может заняться самоуправством и требовать выполнения задач по своему усмотрению.
  • Меры наказания исполнителей, реализуемые в обход непосредственного начальства. Во-первых, высшее руководство может не владеть ситуацией. Во-вторых, такое поведение негативно сказывается на авторитете младшего руководителя.
  • Обращение работников к вышестоящему руководству в обход непосредственного начальника. При возникновении проблемы о ней должен быть уведомлен в первую очередь руководитель подразделения.
  • Отсутствие приоритета при постановке задач. В таких случаях исполнитель может отдать приоритет менее важным задачам.
  • Критика личностных, а не служебных качеств сотрудника. Отрицательная оценка труда должна быть основана на стремлении улучшить деятельность организации, а не на желании унизить работника или показать свою власть.
  • Подчиненный не отчитывается о выполненном задании перед начальником, от которого оно было получено.
  • Делать замечание или наказывать сотрудника на глазах у его коллег.
  • Критика коллег за их спиной, особенно в присутствии подчиненных. Подчиненные также не должны публично обсуждать руководителя, подрывая его авторитет.

Последствия несоблюдения субординации

Несоблюдение базовых принципов субординации может привнести в коллектив беспорядок и несобранность, сломать четкое разграничение обязанностей, подорвать трудовую дисциплину и дискредитировать начальство в глазах подчиненных и высшего руководства. То же самое относится к руководителям, которые позволяют себе оскорблять и унижать подчиненных. Нарушение правил субординации влечет за собой определенное наказание.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.