Ваш доступ к журналу

Коммерческий директор

Рынок автозапчастей: успеть за переменами

  • 15 января 2019
  • 1417

Средний возраст автомобилей, колесящих по российским дорогам, продолжает расти. К началу позапрошлого года он составлял 12,9 лет, по состоянию на 1 января 2018 поднялся до 13,1 года. Резко, до рекордных показателей, выросло число иномарок в возрасте от 3 до 10 лет, то есть в том сегменте, который приносит наибольшую прибыль торговцам автозапчастями и станциям техобслуживания: прирост к 2017 году – более 750 тысяч автомобилей. Поэтому, несмотря на продолжающееся падение уровня доходов населения, на рынке автозапчастей заметно некоторое оживление.

О том, как реагируют на изменившуюся ситуацию игроки рынка, рассказывает коммерческий директор УК «Карвиль» Петр Нечипоренко.


Рынок автозапчастей: успеть за переменами- Старение автопарка, ослабление курса рубля, падение доходов населения… Каким образом эти и другие неблагоприятные факторы влияют на поведение конечных потребителей – владельцев подержанных автомобилей?

- Основная тенденция, которая прослеживается на протяжении нескольких последних лет, - отказ от оригинальных автозапчастей, поиск альтернатив, которые удовлетворяли бы потребителей по соотношению цена\качество. Как один из крупнейших игроков на рынке автозапчастей, мы пристально наблюдаем за структурой спроса и видим, что это не какое-то временное явление, в обозримой перспективе спрос на автозапчасти независимых производителей будет только расти.

- Почему? Вы пессимист и считаете, что экономическая ситуация будет только ухудшаться, что все большее количество автолюбителей будет вынуждено отказываться от оригинальных автозапчастей просто в силу отсутствия денег?

- Нет, тенденция наметилась гораздо раньше, задолго до 2014 года, экономические сложности лишь ускорили уже идущие процессы.

Смотрите, что происходит. У крупных автопроизводителей есть как минимум два конкурентных преимущества по сравнению с независимыми производителями автозапчастей. Во-первых, защищенные каналы сбыта – через дилерскую сеть, через сети официальных СТО, которые просто не имеют права предлагать потребителям неоригиналы. Во-вторых, огромная номенклатура оригинальных автозапчастей просто не имеет аналогов, вы можете купить только оригинал – другого выбора нет. Поэтому даже на фоне экономических кризисов автогиганты не идут на сколько-нибудь значительное снижение цен: десять, пятнадцать, максимум двадцать процентов скидки – вот, пожалуй, все, на что могут рассчитывать потребители.

Стоимость неоригинальных автозапчастей, как правило, гораздо ниже – на 50, на 70 процентов…

… И, как в той рекламе, у покупателя поздно или рано возникает вопрос: «Если качество такое же, зачем платить больше?»

- Верно. Мы научились соответствовать европейским стандартам качества, у потребителя появилась возможность не переплачивать за бренд – без риска, что запчасть не подойдет или не отслужит свой срок.

Спрос, сформированный снижением доли оригинальных автозапчастей для иномарок, настолько велик, что многим производителям не хватает ресурсов, чтобы за ним успевать. Для торговых сетей, для СТО это означает увеличение сроков поставок, отсутствие тех или иных позиций на складах. Возникают и перекосы другого рода. Например, какое-то время назад возник серьезный дефицит на запчасти к корейским автомобилям. Природа не терпит пустоты, и множество компаний решили на этом сыграть. Пошел перекос в обратную сторону: образовались избыточные запасы, начались ценовые войны. В итоге рынок рухнул, часть позиций импортеры были вынуждены продавать ниже себестоимости.

- Расскажите на примере компании, которую вы представляете, на примере компании «Карвиль», какую стратегию выбирают производители, чтобы соответствовать новым запросам рынка?

- Несколько лет назад в нашем ассортименте было чуть больше ста позиций. Сейчас их число выросло почти до восьми тысяч. Это огромная цифра. Поэтому главное, на чем были сосредоточены наши усилия на протяжении последних 3-4 лет, - автоматизация работы с данными. Сейчас мы фактически в режиме реального времени контролируем все, что касается наличия на складах, логистики, цен, прогнозирования спроса – по всему ассортименту. Второе стратегическое направление – формирование такой структуры инвестиций, которая позволяла бы нам решать одновременно две задачи: расширение производства, поддержание широкой и гибкой линейки ассортимента и развитие складской сети. Минимальные сроки поставок – серьезный козырь в конкурентной борьбе. Поэтому в ближайших планах – открытие собственных крупных складов в Москве и на юге России.

Рынок автозапчастей: успеть за переменами

- Насколько велика конкуренция со стороны китайских производителей? Китаю удалось сделать огромный технологический рывок, серьезно поднять качество местной продукции. Способны ли отечественные производители противостоять натиску с Юго-Востока?

- Есть несколько направлений, по которым Китай проигрывает и проигрывает с большим счетом. Качественный китайский продукт уже не может быть дешевле качественного продукта из России:  по уровню зарплат наши соседи нас обогнали, ресурсов для удержания цен не осталось. Но остались огромные расстояния между китайскими производителями и российскими потребителями, остались высокие логистические издержки.

Однако и это не главная преграда для китайских автозапчастей. Автогиганты декларирут единые стандарты производства для своих заводов, расположенных в разных странах мира. Одна и та же модель автомобиля, произведенная, допустим, в Америке, в России и в Китае – это три разных автомобиля, это разные запчасти: не по качеству, по нюансам в производстве, по кодировке. Унификация никогда не бывает 100-процентной. Мы – локальный производитель, мы знаем российский автопарк. В Китае такого знания нет.

Справка о компании

Компания LUZAR существует с 2003 года. Сфера деятельности – производство и реализация радиаторов и других деталей системы охлаждения для автомобилей отечественного и импортного производства. Бренд LUZAR принадлежит УК «КАРВИЛЬ».

УК «КАРВИЛЬ» – эксклюзивный представитель группы брендов LUZAR, AIRLINE, TRIALLI, СтартВОЛЬТ, Carville Racing в России и странах СНГ.

Место расположения головного офиса: г. Санкт-Петербург

Число брендов в портфеле УК «КАРВИЛЬ»: 5

Численность работников: более 130 человек

Годовой оборот LUZAR: 3 000 000 000 рублей

Производство и продажа авторадиаторов: около 1 млн. штук в год

Сайт: www.luzar.ru

Около 7% выручки инвестируется в развитие (в том числе НИОКР)

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.