Ваш доступ к журналу

Коммерческий директор

Тренинги для сотрудников: виды, способы организации и идеи проведения

  • 15 января 2019
  • 122
Тренинги для сотрудников: виды, способы организации и идеи проведения

Черпайте идеи проведения эффективных тренингов для ваших сотрудников из этой статьи.


Настоящие расходы не там, где обучают персонал,
а там, где этого не делают.

— Филип Уилбер, менеджер из США

Вы узнаете:

  • В чем состоит необходимость проведения тренингов.
  • Каковы особенности проведения тренингов для сотрудников.
  • Какие имеются плюсы и минусы у разных способов организации тренинга.
  • Какие виды тренингов для персонала проводятся чаще всего.
  • Каковы основные методы обучения, применяемые на тренингах.
  • Какие идеи используются для проведения наиболее популярных видов тренинга и в чем их характерные особенности.

Постоянное обучение сотрудников является одним из залогов успешной работы любого предприятия. Рост профессиональных навыков и знаний позволяет повышать эффективность деятельности как отдельного работника, так и компании в целом. Проведение тренинга для сотрудников считается одной из самых популярных форм обучения, доказавшей на практике свою эффективность.

Суть тренингов для сотрудников

Персонал компании относится к числу наиболее важных ресурсов. Поэтому вложение финансовых средств в повышение его квалификации считается выгодным и эффективным.

Среди различных видов профессионального обучения серьезной популярностью пользуются тренинги для развития сотрудников. Преимущества этой формы образования и совершенствования навыков и умений заключаются в разумной величине необходимых расходов, оперативности в плане сроков проведения и высокой эффективности обучения.

Необходимость и особенности проведения тренингов для сотрудников

Под тренингом понимается интенсивное обучение штатного персонала компании, которое проводится в сжатые сроки для определенной категории работников. В числе характерных особенностей этого способа профессиональной подготовки следует выделить такие:

  • Интенсивность. В большинстве случаев тренинг представляет собой несколько насыщенных занятий, которые проходят по тщательно спланированной и продуманной программе.
  • Оперативность. Как правило, обучение занимает 1-2, в крайнем случае – 3-4 дня, что не мешает ему быть эффективным.
  • Интерактивность. Обучение проходит в группах, что позволяет сотрудникам общаться между собой в ходе занятий. Часто программой тренинга предусматривается коллективное решение задач, что стимулирует совместную работу обучающихся.
  • Нацеленность. Особенной популярностью пользуются тренинги для отдельных категорий работников. Типичный пример – тренинг для новых сотрудников. Его задача – как можно быстрее познакомить принятых на работу специалистов с корпоративной культурой и внутренними правилами, установленными на предприятии.

Сочетание перечисленных особенностей делает тренинги для персонала эффективной и востребованной формой обучения. Принимая решение об их проведении, руководителю компании следует определиться со способом их организации.

Непрерывное обучение – ключ к успеху в XXI веке. Учеба в течение всей жизни – обязательное требование для успеха в любом виде деятельности.
— Брайан Трейси, бизнес-тренер из Канады

Способы проведения тренингов для сотрудников

На практике применяется 2 основных варианта проведения тренинга. Первый предполагает организацию мероприятия собственными силами, а второй – привлечение для этого специалистов. Каждый из вариантов заслуживает детального рассмотрения.

Самостоятельное проведение тренинга для сотрудников

В этом случае в качестве тренера выступает один или несколько опытных и грамотных сотрудников компании, которые делятся своим опытом и профессиональными знаниями. Плюсы такого подхода заключаются в следующем:

  • Работник предприятия, выступающий тренером, хорошо знает специфику деятельности компании, что крайне полезно в том случае, когда проводится, например, тренинг по адаптации сотрудников к новому месту работы.
  • Упрощается процедура подготовки к тренингу, так как согласовать программу обучения с собственным сотрудником намного быстрее и удобнее, чем со специалистом, приглашенным со стороны.
  • Профессиональная подготовка может быть продолжена и после завершения тренинга в рамках наставничества или других способов обучения.
  • От компании-организатора требуется относительно небольшое по размерам финансирование.

К недостаткам самостоятельного проведения тренинга следует отнести не всегда высокий уровень преподавания, что связано с отсутствием опыта и навыков у тренера. Также необходимо отметить, что и экономия средств в большинстве случаев оказывается весьма относительной, так как основные расходы по организации обучения, особенно в случае выездного тренинга, не связаны с приглашением специалиста со стороны.

Привлечение стороннего специалиста или организации

Второй способ проведения тренинга предполагает привлечение специализированной организации или профессионального тренера. Такой подход также имеет определенные плюсы и минусы. В числе первых необходимо выделить следующие очевидные преимущества:

  • Высокий уровень квалификации тренера. Собственный работник, занимаясь выполнением должностных обязанностей, не имеет возможности изучать новые методики обучения или какие-либо важные инновации бизнеса.
  • Наличие у тренера опыта преподавания также положительно влияет на эффективность обучения.
  • Возможность использования образовательных программ, опробованных на практике.
  • Получение от тренера «взгляда со стороны», не скованного традициями и привычками, которые сложились на предприятии.

Основные недостатки приглашения специалистов со стороны:

  • Отсутствие информации о специфике деятельности компании. Этот минус может быть сведен к минимуму грамотной работой по подготовке к тренингу.
  • Дополнительные расходы, связанные с крупными гонорарами, которые получают лучшие тренеры. Уменьшить уровень затрат может серьезный подход к выбору организации для сотрудничества или правильно проведенные переговоры с тренером.

Ошибки, которые делают тренинги для сотрудников бесполезными

Сам по себе обучающий тренинг не увеличивает объем продаж и количество сделок. Эффективным результатом обучения можно считать повышение качественного уровня работы продавцов с клиентами и расширение диапазона применяемых инструментов. Но всегда нужно помнить: увлекаясь развитием сотрудников, можно упустить развитие бизнеса.

Узнайте из статьи журнала «Коммерческий Директор», какие ошибки обычно допускают руководители при проведении обучающих тренингов для своих сотрудников. Проверьте, не допускаете ли в их в своей работе. 

Узнать 7 ошибок

Виды тренингов для развития сотрудников компании

Существует несколько классифицирующих признаков, позволяющих разделить тренинги на отдельные группы. Наиболее часто на практике применяются 3 из них. Первый – это место проведения обучения. По этому параметру различают:

  • Выездные тренинги. Проводятся либо в помещении привлеченной для организации специализированной компании, либо на территории различных баз отдыха и других подобных объектов. Главные плюсы таких мероприятий – возможность сосредоточиться на обучении, наличие специализированных средств обучения и совмещение профессиональной подготовки с активным отдыхом. Основной недостаток – необходимость дополнительных расходов.
  • Тренинги по месту работы. Помещение предоставляется компанией, чьи сотрудники проходят обучение. Плюсы такого подхода – минимум затрат, возможность участия практически без отрыва от выполнения должностных обязанностей. Главный минус – отсутствие специализированного оборудования и трудности с концентрацией внимания работников на обучении.

Второй классифицирующий признак – это категория обучающихся. В качестве примера можно привести тренинги для сотрудников продаж или для работников, только что принятых в штат компании. Главное отличие подобных мероприятий заключается в разработке специальной программы тренинга, предназначенной для решения конкретных задач, касающихся именно этой группы сотрудников.

Третий классифицирующий признак – цели обучения. Основными задачами проведения тренингов выступают:

  • Повышение навыков продажи товаров или услуг.
  • Улучшение квалификации руководителей разного уровня.
  • Создание и совершенствование корпоративной культуры.
  • Рост вовлеченности работников в деятельность предприятия. Одной из самых популярных разновидностей обучения выступает тренинг по мотивации сотрудников.
  • Адаптация новых работников к условиям труда, правилам внутреннего распорядка и т.д.

Цели проведения тренинга определяются руководством компании в зависимости от наиболее важных задач, стоящих перед предприятием. При этом крайне важно подобрать подходящую методику обучения и интересную идею тренинга.

Методы обучения при проведении тренинга для сотрудников

Выбор методики обучения зависит от нескольких факторов, среди которых – цели тренинга, его продолжительность, количество обучающихся и т.д. Наиболее часто используются следующие формы преподавания:

  • Кейс. Детальное рассмотрение реальной проблемы, возникшей на практике, с целью поиска путей выхода из нее.
  • Деловая игра. Бизнес-тренер вместе с обучающимися моделирует различные ситуации, которые могут возникнуть в процессе ведения профессиональной деятельности. Задача сотрудников – найти оптимальный вариант развития событий.
  • Ролевая игра. В описанный выше метод обучения добавляется введение ролей для отдельных участников тренинга. Это позволяет каждому обучающемуся получить конкретную задачу и попытаться найти наиболее эффективное ее решение.
  • Групповой семинар или дискуссия. Стандартная форма обучения, которая предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы и поиск оптимального выхода из нее.
  • Коллективный мозговой штурм. Еще один часто применяемый метод профессиональной подготовки, предусматривающий развитие творческой составляющей сотрудников.

Важная новость для подписчиков!

Тренинги для сотрудников: примеры интересных идей

Различные виды тренингов имеют характерные особенности, которые необходимо учитывать при их организации и проведении. К числу наиболее распространенных разновидностей этой формы профессионального обучения следует отнести адаптационные тренинги для новичков, мотивационные тренинги и занятия для сотрудников отдела продаж.

Тренинги для адаптации новых сотрудников

Для подобных тренингов наиболее часто выбирается вариант самостоятельной организации мероприятий. Так как в данном случае важное значение приобретает специфика деятельности предприятия. Поэтому в качестве тренера обычно приглашается один или несколько опытных экспертов, осведомленных обо всех нюансах работы компании и добившихся серьезных карьерных достижений.

Идеями для адаптационных тренингов могут быть как самые обычные темы, например, знакомство и обмен информацией друг о друге, так и оригинальные, связанные с реальными событиями, произошедшими на предприятии. На практике, как правило, проводится тренинг, сочетающий в себе несколько этапов или идей, что позволяет повысить эффективность обучения.

Тренинги по мотивации сотрудников

Наиболее часто при организации подобных мероприятий используются методы обучения, основной идеей которых являются различные игры, в частности:

  • Мотивирующее обращение. Сотрудники делятся на группы, каждая из которых разрабатывает собственное заявление к «подчиненным», целью которого выступает рост их мотивации. После озвучивания всех обращений происходит детальный разбор каждого с выделением положительных и отрицательных моментов.
  • Мотивация сотрудника. Задача деловой игры – убедить работника в необходимости совершения какого-либо действия, полезного для компании, но не входящего в круг прямых обязанностей сотрудника.
  • Разработка программы мотивации. Участники тренинга совместно составляют стратегическую программу вымышленной компании, занимая определенные должности в ее организационной структуре. Каждый из обучающихся сотрудников работает над своим разделом, что позволяет досконально изучить конкретное направление деятельности, после чего поделиться полученными знаниями с другими участниками.

Тренинги для сотрудников отдела продаж

Тренинги по продажам заслуженно входят в число наиболее востребованных видов профессионального обучения. Чаще всего проводятся следующие виды тренингов:

  • Базовый. Предназначен для новичков и содержит основные и наиболее важные сведения, наличие которых является основой для успешной работы в отделе продаж.
  • По активным продажам. Изучаются методы торговли, направленные на привлечение новых покупателей.
  • По работе с возражениями в процессе продажи. Важный аспект деятельности продавца – это умение переубедить негативно настроенного по отношению к компании или товару покупателя.
  • По жестким переговорам. Часто приходится вести переговоры с другими специалистами, например, при заключении рекламных контрактов или работе с поставщиками. В этом случае ключевое значение приобретает умение противостоять опытному переговорщику, отстаивая собственную позицию и интересы предприятия.
  • По телефонным продажам. Телефон по-прежнему остается одним из самых эффективных инструментов для ведения торговой деятельности. Однако для достижения успеха необходимо грамотно использовать особенности этого вида продаж.

Количество возможных разновидностей тренингов, а также тем и идей для их проведения, велико. Выбор конкретного варианта организации мероприятия в значительной степени влияет как на его итоговую результативность, так и на величину необходимых финансовых расходов.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.