Ваш доступ к журналу

Коммерческий директор

Практические рекомендации по повышению финансовой устойчивости бизнеса

  • 16 января 2019
  • 42
Практические рекомендации по повышению финансовой устойчивости бизнеса

Рассказываем, как добиться высокой финансовой устойчивости вашей компании, а также о других видах устойчивости бизнеса.


Вы узнаете:

  • Что такое финансовая устойчивость бизнеса.
  • В чем заключается актуальность понятия финансовой устойчивости.
  • Какие показатели финансовой устойчивости применяются на практике чаще всего.
  • Какие существуют виды устойчивости бизнеса.
  • В чем состоят основные рекомендации специалистов, направленные на повышение устойчивости бизнеса.

Финансовая устойчивость бизнеса является существенным параметром, показывающим текущее состояние компании и наличие возможностей для дальнейшего развития. Поэтому на объективную оценку этого показателя и разработку комплекса мероприятий по его повышению грамотным руководителем всегда выделяется достаточное количество как финансовых, так и кадровых ресурсов.

Финансовая устойчивость бизнеса

К числу наиболее важных показателей деятельности любого предприятия относится финансовая устойчивость бизнеса. Она характеризуется соотношением величины активов и пассивов компании, то есть возможностью погашения имеющихся обязательств, и определяет наличие перспектив дальнейшего развития организации.

Исходя из этого, становится понятным, почему повышение устойчивости бизнеса является одной из ключевых задач, стоящих перед руководителем компании или частным предпринимателем.

Термином «финансовая устойчивость бизнеса» обозначается стабильность текущего положения компании с точки зрения возможности беспроблемного исполнения имеющихся у нее обязательств. Высокий уровень этого параметра показывает платежеспособность и кредитоспособность хозяйствующего субъекта, а также его инвестиционную привлекательность.

При рассмотрении такого понятия как устойчивость развития бизнеса, необходимо выделить 3 важных аспекта.

  • Прибыльность работы предприятия. Чем выше значение этого показателя, тем более стабильным является его текущее финансовое состояние.
  • Соотношение активов и пассивов компании. К первым относятся товарные запасы, оборотные средства и другие фонды организации, к последним – заемные средства, задолженность перед поставщиками и другими контрагентами, а также полученные авансы.
  • Структура активов и пассивов предприятия (их качественный состав). Не всегда наличие в компании активов, превышающих размер пассивов, означает стабильность ее положения. Огромную роль при этом имеет ликвидность активов, то есть способность их быстрого превращения в денежные средства, а также срочность имеющихся обязательств.

Пример. Предприятие имеет объект недвижимости стоимостью 1 млн ₽ и обязательства перед поставщиком на аналогичную сумму. С точки зрения математики, размер актива покрывает величину пассива, следовательно, компания является финансово устойчивой. Однако долг контрагенту требуется вернуть в течение недели, а получить средства от реализации недвижимости или оформления ее в залог с целью получения кредита для последующей оплаты долга можно не раньше, чем через 1-2 месяца. С учетом дополнительных обстоятельств положение в организации трудно назвать стабильным, а саму компанию – платежеспособной.

Критерии устойчивости бизнеса

В практической деятельности для определения финансовой устойчивости бизнеса применяются самые различные показатели. Это объясняется тем, что на значение этого параметра оказывает влияние множество факторов.

Наиболее часто в ходе оценки устойчивости развития предприятия используются следующие показатели:

  • Коэффициент капитализации. Рассчитывается как соотношение величины заемного капитала к собственному. Рекомендуемое значение показателя – не более 1,5.
  • Коэффициент обеспеченности. Определяется делением разницы между размером собственного капитала и величиной внеоборотных активов на сумму оборотных активов. Минимальное значение этого показателя – 0,1, а оптимальное – равно или превышает 0,5.
  • Коэффициент независимости. Вычисляется по формуле в виде отношения величины собственного капитала к размеру валюты баланса. Рекомендуемое значение коэффициента должно находиться между 0,4 и 0,6.
  • Коэффициент финансирования. Рассчитывается путем деления размера собственного капитала к величине заемного. Минимальное рекомендуемое значение – 0,7, а оптимальным считается величина коэффициента на уровне близком к 1,5.
  • Коэффициент финансовой устойчивости. Вычисляется путем деления суммы собственного капитала и долгосрочных обязательств на величину валюты баланса. Рекомендуемое значение коэффициента должно равняться или превышать 0,6.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия целесообразно рассчитывать все перечисленные коэффициенты, причем делать это регулярно. Динамика их изменения с течением времени позволит определить перспективы развития компании и существующие тенденции в плане стабильности ее финансового положения.

Критерии устойчивости бизнеса применяются в качестве ключевых параметров при определении необходимости банкротства предприятия. На основании расчета финансовых коэффициентов, в том числе перечисленных выше, принимается одно из трех возможных решений:

  • Признание компании неплатежеспособной и запуск процедуры банкротства.
  • Выявление потенциального риска утраты организацией платежеспособности.
  • Определение возможности для восстановления платежеспособности предприятием.

Использование показателей финансовой устойчивости при принятии решения о банкротстве предприятия наглядно показывает важность этого параметра для нормальной работы любого хозяйствующего субъекта.

Как контролировать финансовую устойчивость: алгоритм

Узнайте, как контролировать финансовое положение и финансовую устойчивость вашей компании, затрачивая всего 15 минут в неделю. В этом вам поможет подробный алгоритм от электронного журнала «Коммерческий Директор».

Смотреть алгоритм

Другие виды устойчивости развития бизнеса

Под устойчивостью бизнеса в подавляющем большинстве случаев понимается именно финансовая стабильность компании. Так как именно финансовые показатели оказывают решающее влияние на все аспекты деятельности любого предприятия.

Несмотря на это, существуют и другие виды устойчивости бизнеса. Они классифицируются по нескольким признакам:

  • По виду деятельности – финансовая, экономическая, производственная, инвестиционная и множество других.
  • По отношению к временному фактору – динамическая, статическая, прогнозная, ретроспективная.
  • По отношению к компании – внутренняя и внешняя.
  • По способу определения – качественная, количественная.

Устойчивость бизнес-процессов

Существуют и другие классификации видов устойчивости бизнеса. Особенно часто в последние годы применяется такой термин, как «устойчивость бизнес-процессов». Он связан с популяризацией современных систем менеджмента качества (СМК), разрабатываемых на основе стандартов ISO 9001 и других подобных нормативных документов.

Применительно к СМК устойчивость бизнес-процессов означает стабильность качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Она зависит от использования современных прогрессивных технологий, а также от грамотной организации производственного процесса и системы контроля качества.

Важная новость для подписчиков!

Эффективные способы повышения устойчивости бизнеса

Финансовая устойчивость бизнеса напрямую влияет на перспективы его развития, что вынуждает любого руководителя решать задачу по повышению этого ключевого в деятельности любой компании параметра. Для этого используются самые различные методы. Некоторые, из наиболее часто применяемых на практике, описаны ниже.

1. Диверсификация производства и клиентской базы

Сложно назвать устойчивым положение компании, которая ориентируется на выпуск одного товара или продажу продукции одному клиенту. В обоих случаях возникновение каких-либо проблем, например, со спросом на данный товар или во взаимоотношениях с ключевым покупателем может привести к неприятным последствиям.

Поэтому целесообразно всегда предпринимать мероприятия по диверсификации. Это в одинаковой степени касается как производства, так и реализации. Диверсификация позволит заметно повысить устойчивость компании.

2. Исключение зависимости от одного контрагента или поставщика

Практически все, сказанное выше, справедливо и для ситуации, когда компания ориентируется на одного поставщика. Даже если его продукция полностью устраивает предприятие по стоимости и качеству, целесообразно найти еще хотя бы 2-3 альтернативных канала поставки. Это крайне благотворно скажется на показателях устойчивости.

3. Всестороннее развитие системы продаж

Главный закон рыночной экономики заключается в том, что наибольшее значение имеет не произведенный, а проданный товар. Поэтому гибкая и эффективная система продаж, не завязанная на одного покупателя или ключевого сотрудника соответствующего подразделения – залог стабильного положения компании на рынке.

4. Ведение документооборота ключевых бизнес-процессов

Формализация технологических и бизнес-процессов позволяет исключить или свести к минимуму влияние человеческого фактора на деятельность предприятия. Как следствие, потеря важного сотрудника или даже уход целого отдела не повлечет за собой каких-либо чрезмерно негативных последствий для компании.

5. Оценка бизнес-модели предприятия

Объективная оценка собственной компании и используемой в ее деятельности бизнес-модели позволяет понять как конкурентные преимущества предприятия, так и его слабые места.

С каждым годом популярнее становится так называемый бенчмаркинг, под которым понимается тестирование организации путем сравнивания ее показателей с лучшими представителями рынка.

6. Применение эффективного управленческого и финансового учета

Правильно выстроенная система учета является одним из обязательных условий для обеспечения долговременной финансовой стабильности. Это объясняется тем, что она позволяет оперативно получать объективную информацию о происходящих в компании процессах и принимать на ее основе грамотные управленческие и финансовые решения.

7. Оптимизация расходов

Успешное и стабильно развивающееся предприятие обязано проводить постоянную работу по оптимизации и сокращению издержек. Целью подобной деятельности является увеличение прибыли, поэтому исключаться должны непроизводственные расходы и те затраты, которые можно без особого ущерба отложить.

8. Бережное отношение к персоналу

Несмотря на то, что для оценки финансовой и других видов устойчивости предприятия наиболее часто используются количественные показатели и коэффициенты, ключевым фактором стабильности любой компании практически всегда является трудовой коллектив. Поэтому большинство экспертов в качестве одного из главных мероприятий по повышению устойчивости бизнеса указывают сохранение и профессиональное обучение персонала компании.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.