Ваш доступ к журналу

Коммерческий директор

12 способов повышения уровня вовлеченности сотрудников

  • 21 января 2019
  • 350
12 способов повышения уровня вовлеченности сотрудников

В этом материале рассмотрим, как измерить и увеличить уровень вовлеченности ваших сотрудников в работу компании.


У компаний, которые высоко ценят вовлеченность в работу,
производительность лучше и чистая прибыль выше.
— Гэри Хэмел, автор книги «Leading the Revolution»

Вы узнаете:

  • Что такое вовлеченность сотрудников.
  • Какие существуют уровни вовлеченности.
  • Как повысить вовлеченность работников, не превышая бюджет.

Исследования показали, что у фирм с высокой вовлеченностью работников производительность и доход в среднем выше, чем у конкурентов на 20 %. Такие компании легче удерживают лучших сотрудников и лучших клиентов.

Что такое вовлеченность сотрудников

Вовлеченность – это степень лояльности сотрудника к компании. Полностью вовлеченный сотрудник заинтересован в успехе компании, удовлетворен своей работой и имеет определенные перспективы для роста. Он выкладывается на 100 %, старается выполнять свои обязанности с максимальной эффективностью и находится в постоянном поиске новых идей.

Агентство Gallup провело исследование, которое показало, что если число вовлеченных сотрудников в компании составляет 40-50 %, компания не поднимается выше среднего уровня. Если процент поднимется до 60 и выше, то фирма входит в число стабильно развивающихся. У лидеров рынка данный показатель практически не опускается ниже 90 %.

Повышение вовлеченности сотрудников и их лояльности к компании может привести к важным результатам:

  • Повышение производительности труда работников.
  • Возможность внедрения новых технологий и разработок, базирующихся на доскональном знании определенного производства.
  • Поиск новой аудитории и максимальное расширение рынков сбыта.
  • Сотрудники не стремятся искать новую работу, благодаря чему достигается существенная экономия на адаптации, поиске и обучении новых работников.

Важная новость для подписчиков!

Как оценить вовлеченность сотрудников

Одна из самых популярных методик – это заполнение анкеты Q12, которую разработала все та же компания Gallup. Работнику предлагается ответить на 12 вопросов, каждый из которых предполагает два варианта – «да» или «нет». Для примера приведем несколько вопросов из этой анкеты:

  • Знаете ли вы, чего от вас ожидают?
  • Проявляет ли руководитель заботу о вас, как о личности?
  • Считаются ли с вашим мнением?
  • Беседовали ли с вами о вашем прогрессе в работе в течение последнего полугодия?
  • Была ли у вас в течение последнего года возможность для дополнительного обучения и профессионального роста?

Ответы тщательно анализируются, по итогам делаются выводы. Например, если большинство сотрудников считает, что у них не было возможности для дополнительного обучения и повышения квалификации, то стоит организовать корпоративное обучение.

Индекс вовлеченности сотрудников можно определить по средним показателям положительных ответов. Если данный показатель превышает 80 % – результат считается хорошим, ниже 50 % – плохим.

Чтобы правильно оценить вовлеченность сотрудников и получить от них максимально полную и достоверную информацию, стоит соблюдать 3 основных правила:

  • Анонимность. Все, что требуется от сотрудников – указать пол, возраст, отдел. Не все работники готовы открыто высказывать свое недовольство теми или иными моментами в работе.
  • В опросе должно участвовать не менее половины работников предприятия. В противном случае выборка будет недостаточно полной.
  • Исследование следует проводить не реже раза в год. Это позволяет отслеживать результаты изменения тех или иных факторов, влияющих на лояльность.

Уровни вовлеченности сотрудников в работу

Наряду с расчетом индекса существует разделение на 7 уровней вовлеченности персонала в деятельность компании:

  • Вовлеченность. На этом уровне работник постоянно совершенствуется, работает с лучшей производительностью и приносит компании доход, многократно превышающий вознаграждение.
  • Лояльность. Сотрудник работает, выполняет все, что нужно и немного больше, однако до полной вовлеченности еще далеко.
  • Удовлетворенность. Человек добросовестно выполняет свою работу, но не стремится к большему.
  • Терпение. Особого энтузиазма нет, но «в других местах еще хуже».
  • Неудовлетворенность. Работник выполняет отдельные задачи, не требующие особых сил и времени, имитирует рабочую деятельность и ищет другое место работы.
  • Нелояльность. Неудовлетворенность переходит в открытую фазу. Сотрудник активно осуждает политику и цели компании, переходит на личности, собственных функций не имеет.
  • Вредительство. Явное и осознанное саботирование деятельности с вовлечением других сотрудников.

Как изменить отношение сотрудников к компании

Практически с каждым уровнем, за исключением вредительства, можно работать. Если человек дошел до явного саботажа с вовлечением коллег, результатом может быть только увольнение. На прочих уровнях сотрудник постепенно вовлекается в дела компании:

  • На уровне вовлеченности его статус постепенно повышается в зависимости от собственных заслуг, опыта и т.д.
  • Лояльность. В зависимости от опыта, способностей, собственных пожеланий работника можно повысить до уровня руководителя или до уровня наставника, дав ему право обучать менее опытных коллег.
  • Удовлетворенность. Если человек не стремится к большему, дайте ему цель, заставьте соревноваться с коллегами.
  • Терпение. Человек должен чувствовать свою причастность к развитию компании.
  • Неудовлетворенность. Если сотрудника что-либо не устраивает, он должен об этом сказать. Если его доводы и предложения будут достаточно взвешены и обдуманны, возможно, его стоит задействовать в исправлении ситуации.
  • Нелояльность. Здесь многое зависит от того, насколько ценен конкретный сотрудник. Возможно, ему стоит дать отпуск или перевести на другое место работы.

Правильная оценка вовлеченности сотрудников даст возможность сохранить кадры, повысить производительность и престиж компании.

Тест на определение вовлеченности ваших сотрудников в работу

Чтобы быстро определить процент вовлеченности ваших сотрудников в рабочий процесс, попросите их заполнить тест, состоящий из 12 вопросов.

Скачать такой тест вы можете в статье электронного журнала «Коммерческий Директор» по ссылке.

Скачать тест на вовлеченность

Как повысить вовлеченность сотрудников

Существует ряд способов управления вовлеченностью сотрудников вне зависимости от показателей и уровней:

Полная прозрачность

Работник должен знать, что происходит в компании, какие у нее есть перспективы на краткосрочную и среднесрочную перспективу, как он сам влияет на развитие фирмы. Подобный подход позволяет выстроить максимальное доверие между работниками и компанией, работники будут понимать ценность и пользу собственного труда.

Чтобы повысить уровень прозрачности, можно устраивать периодические встречи, где руководители будут вкратце рассказывать, что уже сделано за истекший период, что осталось сделать для достижения поставленных целей.

Устройство совместных праздников

Вовлеченность сотрудников в работу можно повысить с помощью праздничных дат. Если у сотрудника день рождения, можно собрать весь отдел и зачитать список его заслуг перед фирмой. Если подобных праздников в какой-то период не планируется, можно собраться просто так – например, отметить вторую субботу месяца.

Использование доски почета

Своеобразная «минута славы» за выполнение и перевыполнение плана. К этому может прилагаться дополнительный бонус – например, лишний час перерыва или возможность приходить на работу немного позже.

Дополнительный выходной

Один из лучших способов мотивировать сотрудника. Условия получения такого бонуса зависят от положения дел в компании. Где-то достаточно быть пунктуальным и ответственным работником. Где-то – выполнить план по продажам или получить комплимент от крупного клиента.

Место сотрудника в компании

Каждый человек должен знать, какова сфера его ответственности, какую роль он выполняет, какова миссия компании в целом и собственные цели каждого отдельного сотрудника. Без этого уровень вовлеченности сотрудника падает. При делегировании задач необходимо проговорить все делали и быть готовым в любой момент ответить на любой уточняющий вопрос.

Повышение уровня свободы

Несколько компаний проводили интересный опыт – они вводили четырехдневную рабочую неделю. С их точки зрения еженедельный дополнительный выходной был достаточной мотивацией для повышения производительности труда и досрочного выполнения недельного плана. Опыт показал, что при таких условиях сотрудники действительно успевают выполнять работу и делают это с большей самоотдачей. Можно разрешить сотрудникам иногда работать из дома, сделать ненормированный график и предложить дополнительные отгулы и выходные.

Обратная связь

Большинство работников не готовы прийти к руководителю и прямо сказать, что их не устраивает на рабочем месте. Имеет смысл проводить периодическое анкетирование. Список вопросов в данном случае определяется работодателем. Важно, чтобы сотрудники ощущали, что их услышали, а их пожелания хотя бы частично будут учтены.

Обучаемость

Обучать персонал необходимо не только на начальном этапе, но и в течение всего периода работы. Современный мир отличает большая скорость технического прогресса, постоянно появляются какие-либо технологические новинки, призванные оптимизировать и улучшить производственный процесс. Ваши сотрудники должны быть в курсе всех последних изменений.

Переход между отделами

Возможно, работник только пришел в компанию и еще не знает, в каком направлении развиваться дальше. Возможно, опытный работник чувствует, что он достиг своего пика в отделе. В этом случае имеет смысл позволить человеку попробовать себя в другой сфере.

Делается это следующим образом: составляется список свободных позиций в разных отделах, и всем желающим предлагается попробовать себя в новой должности в течение 1-2 дней. Подобный проект практикуется и для отдельных задач и проектов, это также повышает вовлеченность сотрудников.

План развития сотрудника

Устанавливайте совместно с работником карьерные цели. Это даст ему стимул развиваться в заданном направлении, сделает работу более осмысленной и повысит лояльность к компании.

Отсеивание немотивированных

Компания Zappos проводит интересный опыт. Каждый новый сотрудник проводит в компании неделю, знакомится, обустраивается, интересуется, начинает работать. Спустя неделю он получает предложение покинуть компанию в обмен на 1 000 $. Около 10 % сотрудников берут деньги и уходят, остальные остаются работать в компании.

Делаем из работников акционеров

Некоторые крупные компании выдают часть зарплаты работникам акциями компании, делая их сопричастными деятельности фирмы. Возможны дополнительные условия: например, сотрудник, отработавший более 10 лет сохраняет заработанные акции даже после ухода из компании, а сотрудник, отработавший менее 10 лет обязан их вернуть.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.