Ваш доступ к журналу

Коммерческий директор

Деловые отношения руководителя с подчиненными: как выбрать верный подход к коллективу

  • 29 января 2019
  • 47
Деловые отношения руководителя с подчиненными: как выбрать верный подход к коллективу

Избежать возникновение многих проблем с подчиненными поможет грамотно выстроенная стратегия взаимодействия, которую мы рассмотрим в этой статье.


Вы узнаете:

  • В чем заключается этика отношений начальника и подчиненных.
  • Какие проблемы в отношениях начальник-подчиненный могут возникнуть.
  • Каковы основные характеристики хорошего руководителя.
  • Как выявить личные потребности сотрудника для мотивации его труда.
  • Какие существуют правила и стили отношений руководителя и подчиненного.

Неумение выстроить правильные деловые отношения с подчиненными – одна из самых распространенных причин провалов молодых руководителей, которая встречается чаще, чем недостаток профессиональных знаний или низкая квалификация.

Этика отношений руководителя и подчиненных

На протяжении практически всей мировой истории люди трудились сначала бесплатно, будучи рабами, потом – с ненормированным графиком без нормальных условий труда, получая за это минимальную оплату и выдерживая в лучшем случае пренебрежительное, а в худшем – и жестокое отношение своих начальников.

Даже сегодня многие руководители не учитывают законные права и интересы сотрудников, пользуются ситуацией безработицы, а подчиненные готовы работать на любых условиях: без официального оформления, отпусков и больничных.

Публичные «разносы», переход на личности вместо сбора и обсуждения информации по конкретной проблеме, концентрация на недостатках, мелочные придирки – нередки и такие случаи поведения руководителей, которые полностью дискредитируют их, подрывают уважение со стороны сотрудников.

Но если вы читаете эту статью, то вы осознаете, что от правильных и доверительных отношений с подчиненными будет зависеть как эффективность личного труда каждого работника, так и результативность работы предприятия в целом.

Трудовые отношения регулируются Трудовым кодексом и рядом законодательных актов. Но знания законодательства и обязанностей, описанных в трудовом договоре, недостаточно для того, чтобы выстроить грамотное взаимодействие с сотрудниками, создать благожелательную атмосферу и благоприятный психологический климат в коллективе.

Основные характеристики хорошего руководителя:

  • Ровные и беспристрастные отношения со всеми сотрудниками, отсутствие симпатий и антипатий. Предвзятое отношение начальника к подчиненным – гарантия провала.
  • Открытость и доступность к обсуждению возникающих вопросов, инициатив и разрешению конфликтных ситуаций. Любой сотрудник должен иметь возможность в любой момент пообщаться с вами.
  • Отсутствие фамильярности во время работы и чрезмерной отстраненности от сотрудников. Руководитель должен уметь найти баланс между дружбой с подчиненными и требованием ответственного и серьезного отношения, когда речь идет о принятии решений, соблюдении сроков, оценке результатов. Когда отношения с сотрудниками переходят в дружеские, важно в этом случае оставаться лидером: не искать одобрения, не делиться проблемами, не демонстрировать свою слабость подчиненным, иначе они перестанут воспринимать вас как руководителя.
  • Планирование задач и расстановка приоритетов. Устные договоренности о том, что данную задачу нужно «выполнить побыстрее» должны остаться в прошлом. Составление грамотного плана с четким указанием сути, объемов задач и сроков их выполнения облегчит задачу как руководителю, так и сотрудникам.
  • Профессионализм и самосовершенствование. Хороший руководитель должен делать свою работу качественно, уметь принимать взвешенные решения, конструктивно воспринимать критику. Даже при высокой квалификации никогда не помешает получение новых знаний, поощрять к этому стоит и своих сотрудников.

Выявление личных потребностей для мотивации труда подчиненных

Часто конфликты между начальниками и подчиненными возникают потому, что сотрудник не находит в поставленных задачах выгоды лично для себя.

Деньги и работа сами по себе – это не цель, а только средство для достижения настоящих целей, которые не всегда выбираются человеком осознанно, но всегда существуют.

Для большинства людей работа – это не просто место, где можно получить гарантированную сумму денег, даже если на поверхности лежит именно такой мотив. Работа позволяет раскрывать потенциал, прикладывать свои способности, видеть профессиональный рост и результаты своего труда, чувствовать себя ценным.

Среди ведущих мотивов можно отметить:

  • Потребность в общении (и находиться в коллективе).
  • Самоутверждение (в результате карьерного роста).
  • Самостоятельность (достижение руководящего поста).
  • Стабильность (обеспечение уверенности в завтрашнем дне).
  • Соревновательность (потребность доказывать себе и окружающим, что он – лучший).

Существуют различные методы определения ведущих целей и мотивов сотрудников, например, опросник Смекала-Кучера или методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Потемкиной.

Определение ведущей мотивации – это первый шаг в построении системы отношений руководителя с подчиненными. Понимание того, что именно мотивирует человека работать на данной позиции или, наоборот, в наименьшей степени отвечает его целям, позволяет создать для него такие условия, при которых его ведущие мотивы будут удовлетворены полностью или же он будет двигаться к их удовлетворению с видимым результатом.

Пример: Если человеку важно признание его значимости и профессионализма – возможно, вместо денежной премии он лучше воспримет премиальную поездку на какое-либо мероприятие, где собираются лучшие сотрудники.

Упражнения, которые помогут наладить отношения руководителя и подчиненного

Многие руководители стремятся максимально раскрыть потенциал сотрудников, отказываясь от директивной системы управления в пользу индивидуального подхода. Топ-менеджеры из «надсмотрщиков» превращаются в наставников, учитывающих в работе особенности характера и эмоциональный тип сотрудников. Однако сделать такой стиль управления эффективным под силу лишь эмоционально компетентному руководителю, который умеет управлять не только чужими эмоциями, но и своими. 

Повысить уровень вашего эмоционального интеллекта, а также уровень «здоровых» отношений с подчиненными, помогут специальные упражнения. Узнайте о них из статьи электронного журнала «Коммерческий Директор».

Узнать 4 упражнения

Общие правила и стили отношений руководителя и подчиненного

Не существует единственно верного для всех правила о том, какого стиля отношений с подчиненными следует придерживаться. Он может быть авторитарным, при котором приказы начальника не подлежат обсуждению. Демократичным, при котором отношения строятся на взаимном уважении и доверии, когда руководитель видит в сотрудниках не подчиненных, а партнеров. А также смешанным.

Многое зависит от сложившейся в компании корпоративной культуры, от стоящих на данный момент задач, от конкретной ситуации и взаимодействия с конкретными людьми.

Но есть несколько общих правил, которые будут актуальны при любом стиле управления:

  • Не нужно стремиться знать все лучше всех. Руководитель предприятия не должен разбираться во всех задачах лучше, чем остальные сотрудники. Его задача – использовать знания и квалификацию подчиненных для достижения определенных результатов.
  • Подбирайте команду под себя. Работать нужно с теми людьми, в которых вы уверены. И это касается не только и не столько морально-этической стороны, сколько квалификации: можете ли вы положиться на знания и опыт работника в решении конкретной задачи? Если нет, возможно, стоит направить его на курсы повышения квалификации. Если и после этого необходимая степень доверия не возникает, следует поискать ему замену.
  • Не следует бояться перспективных сотрудников. Частое заблуждение молодых руководителей – что профессионал представляет для них угрозу, так как может претендовать на их место. На самом же деле только работа с сильными специалистами позволит добиться поставленных задач.  Дайте профессионалу возможность проявлять свои качества, поощряйте его инициативы – и вы получите надежного соратника и отличного помощника.
  • Работу необходимо распределять рационально. Когда в компании есть профессионал, который гарантированно выполнит задачу на 100 %, есть большой соблазн передать ему все важные проекты. Но в этом случае получается, что за качественное выполнение работы специалиста «награждают» увеличением загрузки, а посредственных сотрудников «мотивируют» ее уменьшением. В то же время функции, которые выполняет один сотрудник, должен уметь брать на себя и другой.
  • Задачи должны быть интересными. Самый простой способ превратить рутинную работу в интересную – преподнести задачу так, чтобы подчеркнуть значимость и важную роль сотрудника для ее решения. Выявление ведущих мотивов сотрудников поможет в достижении этой цели.
  • Отдавать распоряжения следует без демонстрации превосходства. Это не означает, что начальник должен чувствовать вину, отдавая приказ (выше мы уже выяснили, что признание права на это – один из признаков хорошего руководителя). Но многое зависит от подачи и интонации. Эмоционально окрашенное распоряжение вызывает защитную реакцию мозга, так как информация воспринимается как личное отношение. Нейтральный доброжелательный тон и вопросительная форма – наиболее удачные варианты для постановки задач.
  • Следует стремиться к обратной связи. Эффективные отношения с подчиненными обязательно предполагают возникновение обратной связи. Предположим, вы объясняете своему сотруднику задачу. Эффективный обмен информацией будет возникать только в том случае, если сотрудник после этого сообщает вам, как он понимает эту задачу и как видит ваши ожидания и результат ее выполнения. Таким образом исключаются все возможные непонимания, минимизируются ошибки как руководства, так и подчиненных, обеспечивается ожидаемый результат работы.

Важная новость для подписчиков!

Вывод

Виды отношений руководителя с подчиненными могут быть различными. Это никак не влияет на то, насколько эти отношения будут успешными. Гораздо важнее видеть в своих сотрудниках больше, чем просто профессиональные качества, учиться распознавать их истинные цели и потребности для того, чтобы иметь возможность повышать их лояльность и правильно мотивировать на достижение результатов.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.