Ваш доступ к журналу

Горячая линия: 8-800-222-1592

Коммерческий директор

Этапы карьеры: как выстроить и управлять

  • 4 марта 2019
  • 42
Этапы карьеры: как выстроить и управлять

Карьера – это реализация сотрудника в выбранной профессии. Чтобы она оказалась успешной, нужно уметь грамотно выстраивать этапы ее развития.

Вы узнаете:

  • Какие этапы карьеры существуют.
  • Как происходит планирование и управление карьерой.
  • Какие существуют мотивы для карьерного роста у сотрудников.

По какому принципу может развиваться карьера

Деловая карьера означает поступательное развитие работника, рост его статуса, роли, знаний, навыков и вознаграждения

  • Карьера может быть вертикальной или горизонтальной. Вертикальная карьера – это то, с чем большинство ассоциирует само понятие карьеры. Это продвижение на более высокие ступеньки корпоративной иерархии, повышение в должности и т.д. Горизонтальная карьера не связана с переходом на более высокую ступень. Это перемещение сотрудника в другой отдел, другую область, расширение и усложнение его рабочих задач. Человек может оставаться на прежней должности, но по совместительству выполнять обязанности, например, руководителя подразделения.
  • Карьера может быть внутриорганизационной и межорганизационной. В первом случае предполагается, что все этапы карьеры работника проходят в одной компании. Как пример – человек пришел на завод в 18 лет на должность слесаря, ушел на пенсию с того же завода в должности начальника цеха. Межорганизационная карьера предполагает такое же развитие, но проходящее в разных компаниях.
  • Вне зависимости от того, в одной или нескольких компаниях проходят этапы построения карьеры, она может быть специализированной и неспециализированной. Специализированная карьера подразумевает, что человек развивается внутри одной профессии. Он может работать в одной или разных организациях, но заниматься одним делом, в нем и совершенствоваться. Неспециализированная контора подразумевает, что специалист может владеть несколькими профессиями. Иногда смежными, иногда кардинально противоположными. Работать он может как в одной, так и в нескольких организациях.

Неспециализированная карьера – типичная реалия для Японии. Японцы считают, что руководитель должен сам уметь работать на любом участке и досконально знать все производство. Работник поднимается по служебной лестнице, не задерживается более двух-трех лет на одной должности и постепенно изучает компанию со всех сторон. Например, замначальника отдела снабжения может стать руководителем отдела сбыта. Подобный подход приводит к тому, что сотрудник получает небольшой объем специализированных знаний, но получает полноценное представление о том, как работает компания. Этапы становления карьеры такого работника опять-таки могут проходить как в одной, так и в нескольких организациях.

Основные этапы развития карьеры

Знание того, на каком этапе построения карьеры сотрудник находится в данный момент, поможет разобраться с целями его деятельности и индивидуальной мотивацией. Рассмотрим основные этапы карьеры, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый работник.

Предварительный этап

Предварительный этап развития карьеры – это профессиональная «история» человека до 25 лет. Он учится в школе, получает образование, меняет первые несколько мест работы и ищет «свой» вид деятельности, в рамках которого он хочет развиваться в дальнейшем. В некоторых случаях вид деятельности находится очень быстро, и стартует процесс самоутверждения личности.

Предварительный этап – это период, когда закладывается база для дальнейшей карьеры, основные знания и навыки сотрудника.

Становление

Второй этап – становление карьеры. Он длится примерно до 30 лет. Человек осваивает профессию, получает специфические знания, формирует квалификацию. Как правило, у работника появляется семья и дети, что стимулирует его потребность в высокой зарплате и продвижении по карьерной лестнице.

Как выбить зарплату, которой вы достойны, и не поссориться с начальством: алгоритм

Компания вам недоплачивает. Не верите — узнайте, сколько вы должны получать из специального исследования портала hh.ru. Изучите алгоритм, который поможет поднять зарплату, даже если директор скупердяй. Помогут интерактивный расчетчик и зарплатомер.

Получить алгоритм

Продвижение

Примерно до 45 лет происходит активное продвижение работника по карьерной лестнице. Нарабатывается квалификация, накапливается опыт, человек самоутверждается через достижение высокого статуса и большой независимости.

Сохранение

От 45 до 60 лет человек закрепляет достигнутые результаты. Это его пик. Сотрудник досконально изучил все, что связано с его работой, и может при желании подключить творческий подход к своей рутинной работе. К этому возрасту у человека появляется потребность передать накопленные знания другим, и у него могут быть ученики. По-прежнему есть потребность в увеличении заработной платы. Так как человек уже достиг пика на одном месте, он может обратить внимание на дополнительные источники дохода.

Завершение

В 60-65 лет работник готовится к выходу на пенсию, подбирает замену, обучает «молодое поколение». Человек старается сохранить прежний уровень заработной платы, но при этом не забывает и о других источниках дохода, которые обеспечили бы качественный уровень жизни после выхода на пенсию.

Вопрос пенсии решается в индивидуальном порядке. Некоторые стараются уйти пораньше, как только у них появляется юридическое право. Другие работают до тех пор, пока они востребованы на работе и им позволяет здоровье. В Японии, например, считается в порядке вещей, если руководителю компании «немного за 80».

Большинство сотрудников российских компаний относятся к этапам карьеры неосознанно, то есть не контролируют и не форсируют их. Они уверены, что вопросом продвижения по службе должен заниматься руководитель. Тем временем западные компании пользуются услугами специальных консалтинговых фирм, которые помогают работникам раскрыть свои способности и использовать их максимально выгодным образом.

Мотивы для перехода на новый этап построения карьеры

Цель перехода на новый этапы профессиональной карьеры может меняться: то, что было важно в начале карьерного пути, через 15-20 лет становится менее актуальным. К числу наиболее распространенных движущих мотивов можно отнести:

  1. Независимость и возможность делать по-своему. В крупной компании некоторую независимость могут дать должность, авторитет, большие заслуги.
  2. Профессиональный рост, обеспечивающий переход на более высокооплачиваемые и, возможно, руководящие должности.
  3. Власть, лидерство и другие характеристики, относящиеся к руководящей должности.
  4. Возможность пользоваться более статусными привилегиями.
  5. Возможность напрямую влиять на результаты работы фирмы, проявлять деловую хватку и предприимчивость.

Важная новость для подписчиков!

Планирование и управление этапами развития карьеры

В большинстве западных компаний управление этапами карьеры персонала входит в должностные обязанности топ-менеджеров. Кадровые службы и консалтинговые агентства, работающие с сотрудниками, составляют схему возможных перемещений, учитывая возможные вакансии, и стимулируют работников на планирование и развитие личной карьеры. Возможны следующие варианты:

  1. Повышение либо понижение в должности. Соответственно, расширяется или сужается круг профессиональных прав и обязанностей.
  2. Повышение квалификации и выполнение более сложных задач с сохранением прежней должности.
  3. Кардинальная смена профессии, смена прав, задач и обязанностей, без повышения в должности и зарплате, возможно даже с понижением.

Программа постепенного развития карьеры должна повышать степень заинтересованности сотрудников в достижении определенного результата и выявлять людей, имеющих высокий потенциал. Отражается несколько важных моментов:

  • Выявление сотрудников с большим потенциалом. Здесь учитывается не только их готовность к повышению в данный момент времени, но и возможности в перспективе, с учетом образования, опыта, возраста.
  • Разработка индивидуальных карьерных планов.
  • Увязка карьеры с непосредственными результатами деятельности сотрудника.
  • Создание наилучших условий для развития – обучение, кураторство, выполнение отдельных индивидуальных заданий.
  • Создание системы повышения квалификации.
  • Ротация кадров и ее возможные направления.
  • Ответственность руководства за развитие персонала.

Первое, что делает работник при планировании собственной карьеры – это выявляет потребности, интересы и возможности. Потребности и интересы – это должность, которую он хочет занять, и доход, который его устроит. Возможности – это его soft и hard skills (знания, навыки, опыт, возраст и образование).

На основе индивидуальных представлений составляются цели карьеры. На следующем этапе деловой карьеры разрабатываются варианты дальнейшего продвижения по карьерной лестнице – как внутри компании, так и вне ее. Также указываются меры, которые необходимо предпринять для дальнейшего продвижения.

На предприятии на перспективных работников заполняются специальные формы, которые отражают их результативность, квалификацию, уровень знаний и навыков, опыт руководящей работы, перспективы на ближайшие несколько лет и предельно возможный уровень должности. До сведения работника эти данные доносятся лишь в общих чертах, сама форма передается вышестоящему начальству, которое и принимает решение о дальнейшем продвижении по карьерной лестнице.

Одним из основных документов планирования карьеры может стать карьерограмма. Она составляется на длительный промежуток времени и содержит взаимные обязательства. Компания обязуется продвигать работника по карьерной лестнице. Работник обязуется постоянно развиваться, повышать квалификацию, совершенстствовать профессиональные знания и навыки, если необходимо – получать еще одно образование.

Планирование карьеры тесно связано с этапом, на котором работник находится в настоящий момент. Если человек только начинает свою деятельность, он является перспективным сотрудником. Если человек уже достиг своего пика и хочет тихо-мирно доработать до пенсии, в его обязанности можно включить обучение молодых – при условии, что его знания и навыки соответствуют требованиям рынка.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.