Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Этапы карьеры: как выстроить и управлять

  • 4 марта 2019
  • 43
Этапы карьеры: как выстроить и управлять

Карьера – это реализация сотрудника в выбранной профессии. Чтобы она оказалась успешной, нужно уметь грамотно выстраивать этапы ее развития.

Вы узнаете:

  • Какие этапы карьеры существуют.
  • Как происходит планирование и управление карьерой.
  • Какие существуют мотивы для карьерного роста у сотрудников.

По какому принципу может развиваться карьера

Деловая карьера означает поступательное развитие работника, рост его статуса, роли, знаний, навыков и вознаграждения

  • Карьера может быть вертикальной или горизонтальной. Вертикальная карьера – это то, с чем большинство ассоциирует само понятие карьеры. Это продвижение на более высокие ступеньки корпоративной иерархии, повышение в должности и т.д. Горизонтальная карьера не связана с переходом на более высокую ступень. Это перемещение сотрудника в другой отдел, другую область, расширение и усложнение его рабочих задач. Человек может оставаться на прежней должности, но по совместительству выполнять обязанности, например, руководителя подразделения.
  • Карьера может быть внутриорганизационной и межорганизационной. В первом случае предполагается, что все этапы карьеры работника проходят в одной компании. Как пример – человек пришел на завод в 18 лет на должность слесаря, ушел на пенсию с того же завода в должности начальника цеха. Межорганизационная карьера предполагает такое же развитие, но проходящее в разных компаниях.
  • Вне зависимости от того, в одной или нескольких компаниях проходят этапы построения карьеры, она может быть специализированной и неспециализированной. Специализированная карьера подразумевает, что человек развивается внутри одной профессии. Он может работать в одной или разных организациях, но заниматься одним делом, в нем и совершенствоваться. Неспециализированная контора подразумевает, что специалист может владеть несколькими профессиями. Иногда смежными, иногда кардинально противоположными. Работать он может как в одной, так и в нескольких организациях.

Неспециализированная карьера – типичная реалия для Японии. Японцы считают, что руководитель должен сам уметь работать на любом участке и досконально знать все производство. Работник поднимается по служебной лестнице, не задерживается более двух-трех лет на одной должности и постепенно изучает компанию со всех сторон. Например, замначальника отдела снабжения может стать руководителем отдела сбыта. Подобный подход приводит к тому, что сотрудник получает небольшой объем специализированных знаний, но получает полноценное представление о том, как работает компания. Этапы становления карьеры такого работника опять-таки могут проходить как в одной, так и в нескольких организациях.

Основные этапы развития карьеры

Знание того, на каком этапе построения карьеры сотрудник находится в данный момент, поможет разобраться с целями его деятельности и индивидуальной мотивацией. Рассмотрим основные этапы карьеры, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый работник.

Предварительный этап

Предварительный этап развития карьеры – это профессиональная «история» человека до 25 лет. Он учится в школе, получает образование, меняет первые несколько мест работы и ищет «свой» вид деятельности, в рамках которого он хочет развиваться в дальнейшем. В некоторых случаях вид деятельности находится очень быстро, и стартует процесс самоутверждения личности.

Предварительный этап – это период, когда закладывается база для дальнейшей карьеры, основные знания и навыки сотрудника.

Становление

Второй этап – становление карьеры. Он длится примерно до 30 лет. Человек осваивает профессию, получает специфические знания, формирует квалификацию. Как правило, у работника появляется семья и дети, что стимулирует его потребность в высокой зарплате и продвижении по карьерной лестнице.

Как выбить зарплату, которой вы достойны, и не поссориться с начальством: алгоритм

Компания вам недоплачивает. Не верите — узнайте, сколько вы должны получать из специального исследования портала hh.ru. Изучите алгоритм, который поможет поднять зарплату, даже если директор скупердяй. Помогут интерактивный расчетчик и зарплатомер.

Получить алгоритм

Продвижение

Примерно до 45 лет происходит активное продвижение работника по карьерной лестнице. Нарабатывается квалификация, накапливается опыт, человек самоутверждается через достижение высокого статуса и большой независимости.

Сохранение

От 45 до 60 лет человек закрепляет достигнутые результаты. Это его пик. Сотрудник досконально изучил все, что связано с его работой, и может при желании подключить творческий подход к своей рутинной работе. К этому возрасту у человека появляется потребность передать накопленные знания другим, и у него могут быть ученики. По-прежнему есть потребность в увеличении заработной платы. Так как человек уже достиг пика на одном месте, он может обратить внимание на дополнительные источники дохода.

Завершение

В 60-65 лет работник готовится к выходу на пенсию, подбирает замену, обучает «молодое поколение». Человек старается сохранить прежний уровень заработной платы, но при этом не забывает и о других источниках дохода, которые обеспечили бы качественный уровень жизни после выхода на пенсию.

Вопрос пенсии решается в индивидуальном порядке. Некоторые стараются уйти пораньше, как только у них появляется юридическое право. Другие работают до тех пор, пока они востребованы на работе и им позволяет здоровье. В Японии, например, считается в порядке вещей, если руководителю компании «немного за 80».

Большинство сотрудников российских компаний относятся к этапам карьеры неосознанно, то есть не контролируют и не форсируют их. Они уверены, что вопросом продвижения по службе должен заниматься руководитель. Тем временем западные компании пользуются услугами специальных консалтинговых фирм, которые помогают работникам раскрыть свои способности и использовать их максимально выгодным образом.

Мотивы для перехода на новый этап построения карьеры

Цель перехода на новый этапы профессиональной карьеры может меняться: то, что было важно в начале карьерного пути, через 15-20 лет становится менее актуальным. К числу наиболее распространенных движущих мотивов можно отнести:

  1. Независимость и возможность делать по-своему. В крупной компании некоторую независимость могут дать должность, авторитет, большие заслуги.
  2. Профессиональный рост, обеспечивающий переход на более высокооплачиваемые и, возможно, руководящие должности.
  3. Власть, лидерство и другие характеристики, относящиеся к руководящей должности.
  4. Возможность пользоваться более статусными привилегиями.
  5. Возможность напрямую влиять на результаты работы фирмы, проявлять деловую хватку и предприимчивость.

Важная новость для подписчиков!

Планирование и управление этапами развития карьеры

В большинстве западных компаний управление этапами карьеры персонала входит в должностные обязанности топ-менеджеров. Кадровые службы и консалтинговые агентства, работающие с сотрудниками, составляют схему возможных перемещений, учитывая возможные вакансии, и стимулируют работников на планирование и развитие личной карьеры. Возможны следующие варианты:

  1. Повышение либо понижение в должности. Соответственно, расширяется или сужается круг профессиональных прав и обязанностей.
  2. Повышение квалификации и выполнение более сложных задач с сохранением прежней должности.
  3. Кардинальная смена профессии, смена прав, задач и обязанностей, без повышения в должности и зарплате, возможно даже с понижением.

Программа постепенного развития карьеры должна повышать степень заинтересованности сотрудников в достижении определенного результата и выявлять людей, имеющих высокий потенциал. Отражается несколько важных моментов:

  • Выявление сотрудников с большим потенциалом. Здесь учитывается не только их готовность к повышению в данный момент времени, но и возможности в перспективе, с учетом образования, опыта, возраста.
  • Разработка индивидуальных карьерных планов.
  • Увязка карьеры с непосредственными результатами деятельности сотрудника.
  • Создание наилучших условий для развития – обучение, кураторство, выполнение отдельных индивидуальных заданий.
  • Создание системы повышения квалификации.
  • Ротация кадров и ее возможные направления.
  • Ответственность руководства за развитие персонала.

Первое, что делает работник при планировании собственной карьеры – это выявляет потребности, интересы и возможности. Потребности и интересы – это должность, которую он хочет занять, и доход, который его устроит. Возможности – это его soft и hard skills (знания, навыки, опыт, возраст и образование).

На основе индивидуальных представлений составляются цели карьеры. На следующем этапе деловой карьеры разрабатываются варианты дальнейшего продвижения по карьерной лестнице – как внутри компании, так и вне ее. Также указываются меры, которые необходимо предпринять для дальнейшего продвижения.

На предприятии на перспективных работников заполняются специальные формы, которые отражают их результативность, квалификацию, уровень знаний и навыков, опыт руководящей работы, перспективы на ближайшие несколько лет и предельно возможный уровень должности. До сведения работника эти данные доносятся лишь в общих чертах, сама форма передается вышестоящему начальству, которое и принимает решение о дальнейшем продвижении по карьерной лестнице.

Одним из основных документов планирования карьеры может стать карьерограмма. Она составляется на длительный промежуток времени и содержит взаимные обязательства. Компания обязуется продвигать работника по карьерной лестнице. Работник обязуется постоянно развиваться, повышать квалификацию, совершенстствовать профессиональные знания и навыки, если необходимо – получать еще одно образование.

Планирование карьеры тесно связано с этапом, на котором работник находится в настоящий момент. Если человек только начинает свою деятельность, он является перспективным сотрудником. Если человек уже достиг своего пика и хочет тихо-мирно доработать до пенсии, в его обязанности можно включить обучение молодых – при условии, что его знания и навыки соответствуют требованиям рынка.

logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.