Ваш доступ к журналу

Коммерческий директор

Какие виды рыночной конкуренции различают

  • 5 марта 2019
  • 20
Какие виды рыночной конкуренции различают

Число конкурентов ежегодно увеличивается. Клиенты становятся требовательнее, и продавцам приходится предвосхищать их запросы, чтобы сформировать лояльных потребителей.

Выделиться среди других помогут узкая специализация, эксклюзивный продукт, активное продвижение и знание видов рыночной конкуренции.

Вы узнаете:

  • Какие основные виды рыночной конкуренции различают.
  • Что грозит за использование недобросовестного вида конкуренции.
  • Как максимально защитить компанию от любого вида конкуренции.

Какие виды рыночной конкуренции различаютИнфографика: как российские компании борются с конкурентами

Виды рыночной конкуренции в зависимости от равновесия рынка

Совершенная конкуренция

Представляет собой состояние рынка, при котором есть много потребителей и продавцов. Каждый продавец занимает небольшую часть рынка, не может диктовать условия сбыта продукции. При подобной конкуренции у продавцов нет власти над рынком. Расценки определяются не продавцами, а через функцию спроса и предложения.

Совершенный вид конкуренции – это идеальная модель рыночной экономики. На данный момент ближе всего к этой модели находится сельскохозяйственная отрасль. Характерными признаками рынка совершенной конкуренции считается следующее:

  • отсутствуют барьеры входа/выхода в производственных отраслях;
  • отсутствуют ограничения на число участников рынка;
  • продаваемая продукция является однородной;
  • свободные расценки;
  • отсутствует давление со стороны крупных фирм.

Несовершенная конкуренция

Представляет собой конкуренцию, при которой изготовители регулируют расценки на товары. Признаками этого вида конкуренции рыночных отношений считаются следующие:

  • демпинговые расценки;
  • создаются барьеры входа для новичков;
  • один и тот же продукт продается по различным ценам;
  • используется либо разглашается конфиденциальная информация фирм;
  • умалчивается значимая для покупателя информация.

Какие виды рыночной конкуренции различают

Недостатки несовершенной конкуренции:

  • неоправданно растут расценки;
  • увеличиваются издержки обращения;
  • замедляется технический прогресс;
  • снижается конкурентоспособность на международном рынке;
  • падает эффективность экономики.

Виды рыночной конкуренции в зависимости от баланса спроса и предложения

Монополия

При монополии одна фирма располагает исключительным правом на изготовление и продажу какой-либо продукции. Монополии появляются, когда капитал и производственные мощности централизуются. Цель создания монополии – извлечь максимальную прибыль. Цель достигается сверхвысокими либо сверхнизкими расценками.

Монополия как вид рыночной конкуренции провоцирует подавление конкурентного потенциала экономики рынка, увеличение цен. Государственные структуры могут принимать меры, препятствующие появлению монополий.

Признаки монополии:

  • 1 продавец;
  • отсутствуют товарные заменители;
  • диктуемые расценки. Монополист может сам решать, какие цены устанавливать.

Монополистическая конкуренция

При такой конкуренции множество продавцов конкурируют, чтобы сбыть дифференцированный товар. При этом на рынке могут появиться новые игроки. Признаки монополистической конкуренции следующие:

  • продукт каждой компании, которая торгует на рынке, считается несовершенным товарным заменителем продукции, продаваемой прочими организациями;
  • участники рынка не учитывают реакцию собственных конкурентов при установке расценок;
  • отсутствуют входные/выходные барьеры.

Олигополистическая конкуренция

При олигополии лидирующие позиции на рынке занимает несколько предприятий (обычно три и больше). Контроль над расценками очень высок, имеются барьеры для входа на рынок. Одним из видов олигополии считается дуополия, когда основными участниками рынка являются две организации. Примерами олигополий являются провайдеры мобильной связи, рынок недвижимого имущества.

Виды рыночной конкуренции в зависимости от характера развития. Таблица

Ценовые методы

Неценовые методы

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

Эффективны при решении тактических задач (проникновение на новый рынок, увеличение доли на рынке и т. д.)

Истощают компанию. Постоянно снижается прибыль, соответственно, нужно непрерывно увеличивать объем продаж

Более долговременные и устойчивые преимущества перед конкурентами

Высокие требования к квалификации персонала отделов маркетинга и продаж

Дают быстрый эффект

Нестабильность достигнутых результатов и низкая лояльность клиентов

Больше прибыли при меньшем объеме продаж. Достигнутые результаты более стабильны

Дополнительные издержки в результате внедрения неценовых методов конкуренции

Простота продажи товара или услуги (дешевый товар продавать просто)

Всегда найдется товар дешевле, большие затраты на мониторинг цен конкурентов

Высокая лояльность клиентов и большое количество повторных продаж

 

Инструкция для мониторинга цен конкурентов

Кому поручить сбор информации и в каком формате хранить и анализировать данные, рассказала редакция журнала «Коммерческий директор» в статье-инструкции.

Получить инструкцию

Что грозит за недобросовестный вид рыночной конкуренции: 3 примера

«Лукойл»: монопольно высокие цены

Комиссия ФАС России признала ОАО «Лукойл» нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением) посредством установления и поддержания монопольно высоких цен на дизельное топливо в четвертом квартале 2010 — январе 2011 года.

Решение в отношении ОАО «Лукойл» второе в рамках третьей волны дел против вертикально интегрированных нефтяных компаний, занимающих доминирующее положение на российском оптовом рынке нефтепродуктов. Ранее ФАС России признала ОАО «Газпром нефть» нарушившим ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции» — компания согласилась с фактом нарушения и добровольно устранила его последствия. В производстве ФАС России находится также дело в отношении ОАО «НК «Роснефть».

В 2008–2009 годах ФАС рассмотрела две волны дел в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов. Суммарный объем начисленных штрафов составил порядка 15 млрд руб.

«Почта России»: штраф за злоупотребление доминирующим положением

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа 27 июля обязал ФГУП «Почта России» перечислить в бюджет штраф в размере 6,559 млн руб. по факту злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг почтовой связи в Хабаровском крае. Поводом для наложения штрафа стали действия ФГУП «Почта России» по навязыванию ОАО «Ростелеком» невыгодных условий договора на оказание услуг почтовой связи, предусматривающих дополнительную оплату доставки заказных (регистрируемых) почтовых отправлений.

Кроме того, ФГУП «Почта России» направило проекты договоров с условием дополнительной оплаты доставки заказных (регистрируемых) почтовых отправлений юридическим лицам на территории города Хабаровска (заключено 198 договоров).

ФГУП «Почта России» обжаловало постановление антимонопольного органа, но Федеральный арбитражный суд ДВО оставил в силе постановление о наложении административного штрафа.

Сбербанк: высокие тарифы на счета юридических лиц

Западно-Уральский банк Сбербанка России был в 2010 году оштрафован на сумму чуть менее 1 млн руб. за злоупотребление доминирующим положением путем установления необоснованно высокой цены на услуги по открытию и ведению банковских счетов (без использования электронного документооборота) юридических лиц. Так, на момент рассмотрения дела цены, установленные отделениями банка на услуги «открытие счета» и «ведение счета», отличались от среднерыночных цен на аналогичные услуги в 5,89 и 2,48 раза, то есть на 489 и 148 % соответственно, что является существенным отклонением в силу норм закона «О защите конкуренции» и Налогового кодекса РФ.

Какие виды рыночной конкуренции различаютКак защититься от конкуренции в рыночной системе

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.