Система ТРИЗ. 3 инструмента для принятия логичных решений

5452
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
Рано или поздно любая компания оказывается в жестких условиях выживания на высококонкурентном рынке. Необходим стремительный рост продаж. Один из самых эффективных способов решения подобных задач — применение методик ТРИЗ. Именно благодаря им наши партнеры в короткий срок увеличили оборот компании на 500%. Как грамотно использовать ТРИЗ-модели в управлении продажами?
Павел Володин,
консультант, «Биллион»
В этой статье вы узнаете:
  • Где применима система ТРИЗ
  • Три инструмента для принятия логичных решений

Система ТРИЗ1 в продажах — это оригинальные и, по возможности, бюджетные решения. С ее помощью крупной компании удалось увеличить оборот продаж в 6 раз. Когда возникла проблема с продажами, можно было пойти по обычному пути — нарастить пул клиентов и увеличить объем поставки. Однако выбор пал на приемы и методы ТРИЗ. Аналитики выяснили, что в данной ситуации достаточно стабилизировать денежный поток. Для этого необходимо, чтобы деньги поступали 24 часа в сутки (у компании с различными поставщиками возникала разница в часовых поясах, в работе появлялся «мертвый» временной интервал и возникали перебои с перечислением денег). Решили организовать несколько складов в других регионах, поближе к проблемным поставщикам. Практически все коммерческие директора используют ТРИЗ, но чаще всего делают это по наитию. Давайте рассмотрим три инструмента ТРИЗ, применяемые в управлении продажами.

1 —ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) разработана изобретателем Генрихом Альтшуллером. Исследует механизмы развития технических и иных систем с целью создания практических методов, позволяющих решать задачи любого уровня сложности. — Ред.

Система ТРИЗ. Инструмент 1. Причинно-следственная цепочка

Эффективна при создании графической модели решения задачи с построением определенной иерархической структуры. Два года назад в статистике продаж крупной компании (электротехническая продукция) по Санкт-Петербургу наблюдался резкий перекос по сравнению с продажами в других регионах. Дорогая продукция реализовывалась в Петербурге намного лучше, а оборудование более низкого ценового сегмента, продажи которого в остальных офисах составляли львиную часть оборота, уходило плохо. Такие скачки негативно сказывались на годовом планировании и торговой логистике — периодически возникали проблемы на складах (дефицит продукции высокого ценового сегмента и затоваривание склада малобюджетными изделиями).

Необходимо было понять, как увеличить объем продаж в малобюджетном сегменте. Начали с использования маркетингового ресурса: компания провела в регионе несколько конференций совместно с партнерами, вложила существенные бюджеты в рекламу. Была разработана и запущена программа дополнительных скидок на продукцию данного сегмента. Особое внимание руководство уделило и работе менеджеров, но тут промахов не выявилось. Однако принятые меры не дали требуемого результата.

Компания привлекла к решению задачи специалистов по методу ТРИЗ. Прежде всего требовалось ответить на вопрос, почему оборудование низкого ценового сегмента в Санкт-Петербурге продается плохо. Эксперты перечислили несколько возможных причин. Представленные варианты образовали дерево мини-задач (рисунок 1). Часто ветви дерева соединялись и пересекались — это совершенно нормальное явление, которое позволило сгруппировать мини-задачи. Для каждой группы был сформулирован вопрос «Как решать эту мини-задачу?», который лег в основу интервью с клиентами компании. Интервью помогло ответить на два вопроса: «Нужно ли решать эту задачу?» и «Если нужно, то как именно?». В ходе интервью были выявлены дополнительные мини-задачи, важные для клиентов. В результате анализа выяснилось, что огромное значение для данного сегмента оборудования имела близость к «большой воде» — Балтике. Большинство электротехнической продукции устанавливалось на улице. Малобюджетные устройства имели низкий коэффициент пылевлагозащиты — в них накапливался конденсат из-за повышенной влажности воздуха, и они чаще выходили из строя. Поэтому многие потребители предпочитали покупать более дорогостоящие приборы, которые дополнительно защищены от проникновения влаги. Глубинное понимание причины проблемы помогло компании найти недорогое и эффективное решение — грамотно распланировать насыщение склада в этом регионе, что отразилось на изменениях в складских запасах и логистике.

Приемы и методы ТРИЗ. Инструмент 2. Девятиэкранная матрица

Некоторое время мы работали с компанией, которая занимается поставками дорожно-строительной техники. Это сложный и высококонкурентный рынок, который компания начала осваивать недавно, но уже успела занять там свое место. Однако работы по расширению охвата рынка не остановила, напротив, стала прилагать к этому дополнительные усилия, что потребовало инвестиций. Необходимо найти такие конкурентные преимущества, которые могли бы представить технику в неоспоримо более выгодном для заказчика свете.

Для решения этой задачи использовался системный оператор, или девятиэкранная модель.Чтобы работать предметно, подробно описали цикл жизнедеятельности одной из единиц строительной техники — грейдера.

Было решено провести детальное исследование матрицы по системе ТРИЗ. Вертикальный анализ (рассматриваются экраны по вертикали) позволяет понять взаимосвязь динамики изменения характеристик с условиями эксплуатации. Например, если на объекте, А (экран 4) повышенная влажность (строительство ведется на берегу озера или моря), то износ грейдера (экран 5) может происходить быстрее — повышенная влажность способна вывести из строя ряд механизмов (экран 6). Мы проанализировали грейдеры конкурентов, оказалось, что данная особенность характерна для всего класса оборудования. Но этот факт, негативный с точки зрения технических характеристик, обыграли в свою пользу. На логичный вопрос клиентов, почему китайский грейдер стоит на 20% дешевле, нашелся вполне очевидный ответ. Ремонт представляемого грейдера обходится клиенту на 30% дешевле, чем ремонт китайской техники, что связано с ценой комплектующих. Плюс простой китайского грейдера в момент ремонта (на доставку деталей необходимо определенное время). С помощью этих аргументов удалось убедить клиентов в целесообразности работы с нашей продукцией.

Анализ по горизонтали позволяет углубиться в другом направлении — эксплуатации. Например, анализируя транспортировку грейдера от объекта, А до объекта Б (экран 5 — экран 8), мы заметили преимущество технических характеристик грейдера (экран 2) по сравнению с конкурентами. Оказалось, что наш грейдер в сложенном состоянии на 0,3 м ниже, чем любой другой. Таким образом, при перевозке он проходил под мостами, находясь на обычной платформе, в то время как для транспортировки техники конкурентов требовались платформы с низким профилем. Заказ низкопрофильных платформ — это потеря времени и увеличение стоимости перевозки. Так компания получила конкурентное преимущество «из воздуха», что принесло существенный экономический эффект — не надо было менять логистику, как в случае с грейдерами конкурентов.

Система ТРИЗ. Инструмент 3. Метод пересекающихся трендов

Один из наших партнеров столкнулся со следующей ситуацией. Компания нанимала сотрудников и инвестировала средства в их образование. Со временем повышала и зарплату. Но в какой-то момент уровень квалификации этих работников достигал определенной планки, и их стоимость на рынке труда значительно повышалась. Работодатель не имел возможности увеличить им зарплату до среднерыночного уровня согласно квалификации. Как правило, такие специалисты покидали компанию. Пришедшим на их место новичкам часто приходилось начинать все сначала. Естественно, процесс сопровождался для компании потерей денег и времени, затрачиваемого на обучение и адаптацию новых сотрудников.

На помощь пришли методы ТРИЗ. Были построены два тренда — роста квалификации и ожидаемого роста заработной платы. В месте, где они пересекаются, возникает проблема. Очевидно, что в начале трудового пути в компании сотрудник не просто не ожидает повышения оклада — он считает, что ему переплачивают. Этот этап плодотворен для привязки к компании — как правило, работник понимает, что должен заслужить преференции, предоставляемые работодателем, и шанс, что он покинет это место, стремится к нулю. Очевидно, что и программа лояльности должна отличаться от подобных программ (полисом ДМС или абонементом в фитнес-клуб уже никого не удивишь), что позволит выделить компанию из массы работодателей.

Для повышения мотивации в программу были внесены такие пункты, как возможность обсудить проблему напрямую с топ-менеджером и обращение к корпоративному юристу по личным вопросам, например оформлению собственности, помощи в ДТП (юристу отдельно выплачивалась премия за оказание услуг). Каждый сотрудник мог, минуя непосредственного руководителя, в определенное время позвонить генеральному директору с тем или иным вопросом (например, касающимся взаимоотношений в коллективе).

Информация об авторе и компании


Павел Володин окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (факультет информационных технологий) в 2012 году и Московский общественный институт технического творчества (квалификация — «специалист ТРИЗ третьего уровня»). Опыт работы по технологии ТРИЗ с 2010 года.

«Биллион» специализируется на проведении маркетинговых исследований рынка, а также на разработке и проведении тренингов для компаний, реализующих технически сложный продукт и решения на его основе. На рынке с 2008 года. Партнеры: «Идеальные решения», «Визави-консалт», бизнес-школа SRC. Официальный сайт — www.10v9.ru

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"

    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас

      Рассылка




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль