Ваш доступ к журналу

Коммерческий директор

Модель DISC: как определить поведенческий тип сотрудника

  • 13 марта 2019
  • 23
Модель DISC: как определить поведенческий тип сотрудника

В этом материале разбираем основные критерии и принципы классификации популярного подхода к определению модели поведения.


Вы узнаете:

  • В чем суть поведенческой модели DISC.
  • Какие компоненты и ключевые факторы включает в себя DISC.
  • Как осуществляется применение данной модели.
  • Какие существуют поведенческие типы.

Для руководителей полезно уметь определять тип поведения подчиненных в различных ситуациях. Например, чтобы оценить соответствие человека поставленной задаче.

Что такое модель DISC

Модель DISC – это система, состоящая из четырех направлений, которая описывает поведение индивидов в определенных условиях или конкретных поведенческих ситуациях. Эта модель описывает различные поведенческие паттерны и индивидуальные приоритеты, но не учитывает уровень интеллекта, эмоциональное развитие, степень образованности и наличие жизненного и профессионального опыта.

В основном при использовании модели ориентируются на 2 подхода: быстрая диагностика и интерпретация критериев. Первый инструмент позволяет сделать определённые выводы о человеке в формате краткого анализа, не более 20 минут. Второй нацелен на более глубинное понимание его мотивов, шаблонов поведения, приятных и отталкивающих факторов.

DISC – это аббревиатура, состоящая из четырех составляющих:

  • Доминирование (англ. – Dominate).
  • Влияние (англ. – Influence).
  • Стабильность (англ. – Steadiness).
  • Соответствие (англ. – Compliance).

Модель DISC: как определить поведенческий тип сотрудника

Если расположить эти категории с левого верхнего угла по часовой стрелке, то получим схему из четырех секторов. Доминирование и влияние образуют сферу активных действий, влияние и постоянство – комфортную среду, постоянство и соответствие – комплекс поведенческих реакций, а соответствие и доминирование – враждебные условия. Собственно, модель ориентирована на оценку факторов окружения и поведения. Определяется среда, в которой человек функционирует (комфортная или враждебная) и его поведенческий стиль (активные действия или реакция на окружающую среду).

Доминирование определяет то, как персона отвечает на возникающие проблемы и подходит к решению задач. Чаще всего люди с данным поведенческим вектором отличаются практически молниеносным принятием решений и активными действиями, настойчивым нравом, энергией, отсутствием терпения и привычки ждать. Также они не против рисков и часто могут бросить вызов, а также без труда его принять.

Влияние определяет взаимодействие с окружающими. Людей этого типа отличает эмоциональность, открытость, неординарные идеи и мысли. Таких персон часто называют чувствительными и творческими, они без особого труда завязывают контакты, довольно обаятельны и разговорчивы, дружелюбны и открыты. Из негативных качеств – рассеянность, необязательность, слабое чувство времени, импульсивные поступки. Зато такой сотрудник легко заводят друзей, быстро начинают доверять людям и в целом достаточно часто считаются «душой компании».

Стабильность характеризует человеческую реакцию на изменения. Люди с преобладающим коэффициентом постоянства являются хорошими слушателями, внимательны к собеседнику. Иногда даже слишком внимательны: легко могут распознать ложь или почувствовать скрытые мотивы, поэтому часто обижаются. Им трудно отойти от сложившегося распорядка – в размеренности и покое заключаются их основные приоритеты. Чаще всего такие люди строят планы, хорошо работают в команде, редко меняют стиль жизни или место работы. Делают все для сохранения сложившегося уклада вещей: идут на примирение, охотно помогают другим, сопереживают и сочувствуют.

Соответствие определяет степень следования правилам. Люди, приверженные этому типу поведения, отличаются высоким уровнем дисциплины, они собраны, организованы и предусмотрительны. При этом они довольно закрыты, не стремятся заводить новые знакомства и друзей, но могут пойти на компромисс ради решения конфликтной ситуации. Люди с таким поведенческим типом хорошие аналитики, могут просчитывать чужие действия и различные алгоритмы поведения. Мыслят системно и часто имеют наготове запасной план. Но из-за излишней предусмотрительности часто зацикливаются на негативе и неудачном варианте развития событий.

Применение модели DISC для определения поведения

Чаще всего использование модели DISC можно встретить в бизнесе и на различных тренингах личностного и командного характера. Она применяется для составления эффективных рабочих групп, при разработке алгоритмов коммуникаций между сотрудниками и с клиентами. Оценить кандидата по модели поведения можно при трудоустройств, чтобы наиболее точно определить ожидания и нивелировать конфликтные ситуации. В бизнесе данная модель также применяется для разработки управленческих рекомендаций, анализа деятельности руководителей, контроля климата и атмосферы в коллективе.

Полезно определить свой тип поведения для понимания собственных слабых и сильных сторон и разработки мер по их корректировке. Осознание поведенческого типа позволяет более эффективно взаимодействовать с коллегами и окружающими людьми в различных ситуациях, делать акцент на собственных сильных сторонах и нивелировать слабые. С помощью поведенческой модели можно разработать целую стратегию действий для улучшения собственных навыков и повышения квалификации, эффективней использовать уже имеющиеся компетенции или сменить вид деятельности в соответствии с привычным поведенческим типом. Например, если ваш тип – влияние, а работаете вы в сфере аналитики и почти не контактируете с людьми, то, скорее всего, часто чувствуете себя не на своем месте. Смена работы на более творческую или связанную с общением позволит вам значительно быстрее достичь успеха.

Кроме того, поведенческий тип часто определяет мотивацию человека. Если вы стремитесь к достижению собственных целей и подчеркиванию статуса, то вам будет интересен карьерный рост и саморазвитие, а если у вас в приоритете постоянство, то ориентироваться стоит на стабильную зарплату и бонусы.

Поведенческие типы по модели DISC

Поведенческая модель DISC делит людей на 4 основных типа, которые мы кратко описали в предыдущем разделе. Доминирование относится к активному или ведущему поведенческому стилю, соответствие – к аналитике, постоянство представляет собой мягкий стиль реакции на происходящее, а влияние характеризуется экспрессивностью и эмоциональностью. Разберем каждый из четырех типов более подробно.

Доминирование, или активный поведенческий стиль

Самым важным для людей с доминирующим типом является демонстрация статуса. Они ведут себя уверенно, иногда даже агрессивно. Такие персоны легко добиваются поставленных целей, какими бы амбициозными они ни были.

К их сильным сторонам можно отнести:

  • Сила воли.
  • Продуктивность в своих интересах.
  • Азарт, пристрастие к соревнованиям.
  • Настойчивость и упорство.
  • Отсутствие страха перед трудностями.
  • Оперативное принятие решений.

Их же отличают следующие слабые стороны:

  • Грубость и слишком резкая реакция.
  • Поверхностное внимание к некоторым аспектам.
  • Спешка и суета.
  • Отсутствие терпеливости.
  • Агрессия и негативное отношение к окружающим.

Чтобы нивелировать свои слабые стороны, люди с доминирующим поведенческим типом могут разработать свою систему предотвращения конфликтных ситуаций. Например, прежде чем вспылить – уделить время дыханию или досчитать до 10, чтобы снизить градус обстановки или внести дополнительным пунктом проверку тех моментов, которые часто становятся результатом невнимательности.

Влияние, или социальный тип поведения

Чаще всего такие люди выделяются из толпы необычным стилем в одежде или яркостью в различных аспектах, про них часто говорят «неординарная личность». При этом главным мотивом их действий является получение одобрения окружающих.

Сильные качества:

  • Оптимизм.
  • Инициативность.
  • Хорошие способности к коммуникации.
  • Доброжелательность и дружелюбие.
  • Нестандартный тип мышления.
  • Творческий подход к решению задач.
  • Быстрая адаптация к новым условиям.

К слабым сторонам этого поведенческого тип относится:

  • Чрезмерная эмоциональность.
  • Отсутствие способности планировать действия и время.
  • Неусидчивость, пренебрежение организационными моментами.
  • Импульсивное поведение.
  • Неприязнь к рамкам и ограничениям.

Чтобы адаптироваться к рабочим условиям, людям с таким поведенческим типом стоит больше внимания уделять планированию и тайм-менеджменту. Выходить на важные встречи раньше, работать над организованностью и самоконтролем.

Постоянство, или стабильность

Представители данного типа отличаются консервативностью и любовью к минимализму и комфорту. Они достаточно скромны, в приоритет ставят удобство и не любят непредсказуемых ситуаций. Боятся перемен и делают все, чтобы они не произошли.

Лидирующие стороны:

  • Надежность и постоянство.
  • Внимательность и чуткость.
  • Стремление к организованности и порядку.
  • Спокойствие в рутине.
  • Привычка адаптироваться к обстоятельствам.
  • Склонность к командной работе.

Слабые качества:

  • Чрезмерная зависимость от окружающих.
  • Неприязнь к изменениям.
  • Легко задеть или обидеть.
  • Закрытость и стремление скрывать проблемы и трудности.
  • Проблемы с отказами окружающим.

Чтобы преодолеть страх перед переменами, людям с постоянным или стабильным поведенческим типом стоит концентрироваться на хороших моментах и позитивных изменениях. Привычку говорить «нет» стоит выработать принудительно – в будущем это окажется весьма полезным.

Соответствие, или аналитический тип поведения

Люди этой категории достаточно сдержаны и аскетичны, склонны к аналитике и прогнозированию, очень болезненно относятся к ошибкам. Им важно доказать свою правоту и предусмотреть все возможные варианты развития событий.

Сильные стороны:

  • Предусмотрительность, планирование.
  • Аккуратность и сдержанность.
  • Решают задачи любой сложности.
  • Хорошо анализируют.
  • Достаточно легко распознают ложь и разбираются в людях.
  • Организованность и порядок во всем.

Слабые стороны:

  • Надменность и холодность.
  • Чрезмерный перфекционизм.
  • Критика и непринятие ошибок (в том числе чужих).
  • Линейное мышление.
  • Скрытность и замкнутость.

Представителям этого типа стоит научиться расставлять приоритеты, чтобы чрезмерный перфекционизм не стал препятствием для решения рабочих задач. Осознание себя как части общества также будет полезно в ситуациях, когда требуется командная работа или взаимоотношения с людьми.

Какой тип поведения не отталкивает клиента

Вы разговариваете с клиентом так, как удобно вам, а он слушает так, как удобно ему. Ведь каждый человек – эгоцентрик, для которого важны только собственные интересы и мнение.

Чтобы покупатели лучше понимали вас, а менеджеры легко доносили нужную информацию до клиентов, узнайте тактические приемы поведения из статьи электронного журнала «Коммерческий директор» и используйте их в своей работе.

Узнать из статьи журнала

В реальной жизни нет четких границ между разными типами людей по поведенческим привычкам. Чаще всего мы представляем собой синтез определенных параметров или выбираем тот или иной тип поведения в зависимости от ситуации. Нередко встречается сочетание двух или трех типов, которые проявляются в определенных случаях или действуют комплексно. Но преобладание одного из стилей все же более очевидно, поэтому использование модели DISC позволяет сориентироваться и предугадать поведение человека в тех или иных ситуациях.

Вывод

Модель определения поведения DISC основывается на описании стилей и принципов поведения человека в различных ситуациях. На поведение влияет множество факторов, но в основном это внешняя среда и набор черт характера, на стыке которых и образуется определенный поведенческий паттерн, который описывает модель DISC.

Модель личностных различий DISC не затрагивает большое количество факторов (образование, уровень интеллекта или социальный статус), но она дает достаточно понятное и простое представление о том, какой стиль поведения человек чаще всего выбирает в различных ситуациях.

Использовать модель поведения DISC можно как и при быстрой оценке собеседника во время короткого интервью или опроса, так и при более длительном контакте на основе его паттернов поведения в различных ситуациях.

Важная новость для подписчиков!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.