Ваш доступ к журналу

Коммерческий директор

Изменения в работе компании без сопротивления сотрудников: как подготовить персонал

  • 14 марта 2019
  • 25
Изменения в работе компании без сопротивления сотрудников: как подготовить персонал

О том, как подготовить персонал к нововведениям и сделать процесс обновления работы компании безболезненным, читайте в этом материале.


Вы узнаете:

  • Как сотрудники чаще всего сопротивляются изменениям в компании.
  • Почему происходит сопротивление: технические, политические, культурные и психологические причины.
  • Какие существуют рекомендации и советы по работе с сопротивлением сотрудников.

Изменения рано или поздно происходят в любой компании. Но далеко не всегда сотрудники, привыкшие к определенному укладу, реагируют на них положительно.

Основные факторы сопротивления сотрудников изменениям в компании

Без определенных изменений невозможно развитие, рост и в целом существование компании. Не всегда и не все сотрудники осознают необходимость изменений, особенно если не видят в них личной выгоды.

Сопротивление сотрудников – это осознанное непринятие изменений и препятствие их реализации различными способами: отказ подчиняться требованиям, забастовка, негативное влияние на производственные процессы, нарушение атмосферы в коллективе.

Существует множество факторов, которые влияют на принятие сотрудниками изменений в работе компании. Даже при одинаковых вводных данных результат внедрения нововведений будет различным. Представим три компании, в которых планируется ввести новую организационную структуру. Больших средств на реорганизацию и точного видения будущего компании нет. Благодаря действиям руководителя и сочетанию различных факторов в первой компании изменения не прижились совсем, пришлось вернуться на несколько шагов назад, к старой форме управления. Во второй задуманное получилось осуществить наполовину – отделы сформированы, но общая система управления очень похожа на старую. В третьей компании получилось безболезненно внедрить изменения, потому что руководители учли сопротивление сотрудников изменениям в общей формуле и сумели к нему подготовиться, нивелировав негативный эффект. Чтобы сделать это, необходимо понимать причины, которые приводят к возникновению сопротивлений.

Причины возникновения сопротивления сотрудников изменениям в компании

Технические причины

Технические причины чаще всего связаны с механикой и алгоритмами работы. Когда изменения затрагивают привычные действия и приводят к возникновению новых паттернов, это чаще всего вызывает стресс и естественную защитную реакцию. Технические причины сопротивления изменениям можно разделить на 3 категории:

  • Привычки.
  • Страх перед новым.
  • Финансовая неопределенность.

Привычки

Каждый работник, выполняя свои задачи, продумывает алгоритм, в рамках которого ему удобно действовать. Нововведения нарушают этот алгоритм и заставляют искать его новые точки, за которые можно зацепиться. Трудности возникают на моменте отказа от привычного, когда требуется искать новый подход или добавлять что-то в список привычных действий.

Страх перед новым

Когда человек впервые переходит на какой-либо новый формат работы, он еще не знает, как будет себя чувствовать. Страх перед неизвестностью заставляет нервничать, вызывает тревогу – так возникает естественное желание вернуться в привычный и понятный ритм. Например, когда у сотрудника появляются новые обязанности, он еще не знает, насколько тяжело будет их выполнять, соблюдать ответственность или как лучше подойти к решению задач, которыми он раньше не занимался. Часто возникает страх перед нововведениями в технологическом плане – оборудование и его использование требует специальной подготовки и времени на приспособление.

Финансовая неопределенность

Изменения – это всегда затраты, поэтому необходимо тщательно продумать план их внедрения и донести его до сотрудников, которые могут опасаться снижения зарплаты и различных проблем, связанных с финансовыми затратами. Кроме того, финансовые затраты сопровождают весь процесс изменений и затрагивают благополучие и экономическую устойчивость компании. Это может привести к лишним волнениям в коллективе и сопротивлению изменениям.

Политические причины

Стоит отметить, что политические проблемы рассматриваются в рамках компании, то есть речь идет о взаимодействии между различными уровнями в организации. Может возникнуть конфликт между приверженцами старого уклада и сторонниками нововведений. Конфликт не только затягивает процесс внедрения изменений, но и негативно сказывается на атмосфере в коллективе, усложняя работу.

Часто проблемы могут возникнуть на почве изменений, которые производились ранее и прошли неудачно. Негативный опыт служит барьером и препятствует восприятию новых возможностей. Обвинения руководства в неудавшихся изменениях также достаточно частый случай, причем с обеих сторон: сотрудники обвиняют руководителя и руководитель обвиняет сотрудников.

Еще одним аспектом является то, что изменения редко бывают равномерными: обычно та или иная группа работников оказывается в приоритете, в результате чего возникает конфликт с другими участниками. Например, оборудование было закуплено только в один отдел, или реорганизация коснулась только верхних уровней предприятия.

Культурные и психологические причины

Если предприятие существует какое-то время, в нем так или иначе складывается определенная культура поведения. В организации следуют определенным ценностям, которые оказываются в приоритете и изменения могут их затронуть, что вряд ли понравится приверженцам прежних устоев.

Личные качества, которые определяют подход к переменам, также можно отнести к культурным факторам. Некоторые люди всегда открыты новому и без труда принимают все инновационное, другие в силу характера сопротивляются всему, даже если понимают целесообразность.

Желание вернуть все «как было» также связано с тем, что мы легче запоминаем позитивные события, чем негативные. На принятие изменений влияние оказывает и климат в организации – если среди коллектива преобладают консерваторы, то небольшому проценту сторонников инноваций будет сложно продвигать свою точку зрения. Если баланс достаточно равномерный, а атмосфера в коллективе хорошая, то сотрудники с разными точками видения смогут поддержать друг друга и настроиться на изменения без проблем и сопротивления.

Как найти сотрудников, которые изменят работу компании

«Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам», — Стив Джобс.

Узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор», каких кандидатов и где нужно искать, если вы хотите вывести свою компанию на новый уровень.

Узнать из статьи журнала

Как проявляется сопротивление сотрудников к переменам в компании

Выражать свое недовольство можно разными способами: одни просто затягивают выполнение рабочих задач, другие устраивают протестные акции и не стесняются громко высказывать свое недовольство. Рассмотрим основные проявления сопротивления сотрудников.

Протесты

Когда сотрудники недовольны и объединяются против руководства – это редко приводит к чему-то хорошему. Этот тип возражений лучше предупредить, чем вырабатывать меры по его регулированию. Чаще всего протесты возникают тогда, когда права сотрудников ущемляются или возникает прямая угроза, например, сокращение штата.

Конфликты

Проблемы могут возникать не только в масштабе организации, но и внутри отделов или между сотрудниками. Внутренние конфликты решить можно, но важно вовремя их заметить. Прежде чем устранить недоразумение, следует тщательно разобраться в причинах его возникновения и попытаться не допустить повторения.

Бойкот

Бойкотирование – это не агрессивная (в отличие от протеста) форма сопротивления. Например, вы ввели форму, но сотрудники отказываются ее носить. Или, например, продолжают сопротивляться инновациям, следуя прежним правилам. Чаще всего это вызвано непониманием важности инновации или недоверием к руководству, которое ввело эти новые правила. Есть также подвид такого типа сопротивления, при котором обязанности все же выполняются, но лишь «для вида», следствием чего является снижение продуктивности и общий рост недовольства в организации.

Практические рекомендации по работе с сопротивлением сотрудников

Прежде всего нужно донести до сотрудников причины, по которым происходят нововведения. Они должны быть логичными, продуманными и понятными самому руководству.

Открытость и доступность информации о нововведениях – залог того, что вы сможете ввести их на предприятии безболезненно и эффективно использовать в работе. Оповестите сотрудников, причем желательно сделать это заранее, подготовив почву для дальнейших действий. Разработайте программу внедрения изменений, определив основные группы тех, кто может стать главной угрозой. Чаще всего сопротивление возникает не среди всех сотрудников, а в определенных группах, которых эти нововведения затрагивают по фактическим или личным причинам. Ваша задача – определить слабые места и разработать комплекс мер по их устранению.

Порядок предотвращения и устранения сопротивления включает следующие этапы:

  • Подготовка и проработка степени изменений.
  • Определение проблемной группы сотрудников.
  • Выяснение основных причин возможного недовольства.
  • Разработка реакции на сопротивление.
  • Поэтапное внедрение изменений.
  • Отслеживание реакции и внесение коррективов.

Важно помнить, что ваша программа изменений должна быть четкой, продуманной и безусловной. Разработайте ее и внедрите, не ставя под сомнение свой авторитет и компетентность, но при этом учтите возможные проблемы и будьте гибкими в их решении.

Нельзя внести изменения в один момент – определенный порядок действий формировался на протяжении времени. Старайтесь, чтобы каждый ваш шаг был обдуманным – корректируйте стратегию до ее окончательного внедрения и не торопитесь с принятием решений.

Вывод

Сопротивление изменениям – естественный процесс, который вызван защитной реакцией человека на все новое. Урегулировать конфликты, которые появляются на почве сопротивления инновациям проще, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, стоит принять, что проблемы есть, и они неизбежны. Во-вторых, четко проработать сами изменения и их необходимость, чтобы у вас был готов ответ на любые ситуации, возникающие в процессе. Стоит относиться к сотрудникам внимательно, ведь именно они – тот фактор, который позволит нововведениям прижиться и пойти на пользу компании.

Важная новость для подписчиков!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.