Ваш доступ к журналу

Коммерческий директор

Как мотивировать сотрудников на обучение, чтобы вывести компанию на новый уровень

  • 14 марта 2019
  • 47
Как мотивировать сотрудников на обучение, чтобы вывести компанию на новый уровень

В этой статье разбираемся, как руководителю подойти к системе мотивации и стимулировать персонал на получение новых знаний.


Вы узнаете:

  • В чем заключаются плюсы и минусы мотивации сотрудников к обучению.
  • Как организовать процесс обучения сотрудников вашей компании.
  • Какие существуют способы мотивации сотрудников к обучению.

Обучение новым навыкам и компетенциям – важная часть личного роста любого сотрудника и необходимый элемент для развития компании в целом: чем компетентнее работники, тем эффективнее производственные процессы. Важное условие обучения – сотрудник должен быть замотивирован на получение новых знаний, чтобы время и деньги не были потрачены зря.

Плюсы и минусы мотивации работников на обучение

Мотивация на обучение – это персональная характеристика каждого сотрудника, которая зависит от множества факторов. Некоторые изначально нацелены на прогресс в личном плане и охотно идут на получение новых навыков, другие просто не заинтересованы и нуждаются в стимуле, а третьи вовсе относятся к обучению негативно. Причем не всегда отношение сотрудника совпадает с позицией компании.

Полезным с точки зрения организации является стремление к обучению ради карьерного роста, получения новых компетенций, надежда на признание и статус среди других сотрудников, деловые связи и эффективные контакты. Эти качества заставляют работника трудиться ради собственного профессионализма и опыта, что ценно для компании. Иногда учеба становится ценной сама по себе, а сотрудник идет на повышение квалификации ради смены деятельности, повышения стоимости на рынке труда или из-за простого желания отдохнуть от работы. Для организации это может иметь как нейтральные последствия, так и негативные.

Если отказ сотрудника от обучения обоснован и целесообразен, это поможет сэкономить средства и отдать на обучение другого, более мотивированного сотрудника. Кроме того, отправлять на обучение важного сотрудника, от чьих задач в данный момент критически зависит благополучие компании, также нецелесообразно, поэтому отказ в данном случае имеет положительный эффект. Но когда работник не хочет развиваться или ставит во главу угла свои личные мотивы, отказываясь от предложенной программы, стоит задуматься, нужно ли тратить деньги на такого работника.

Чтобы результат обучающей программы был максимально продуктивным, нужно не только продумать и проработать саму программу, но и выбрать для ее реализации подходящего кандидата. Повышение мотивации к обучению является следствием продуманной работы руководства, нацеленной на улучшение взаимодействия с сотрудниками путем разработки образовательных и мотивационных программ. Управление мотивами является важнейшим элементом для обеспечения успешного прохождения обучения.

6 методов мотивации сотрудников к обучению

Существуют различные способы для развития мотивации на обучение у сотрудников. С помощью этих простых приемов можно сделать обучающие программы выгодным бонусом, стимулирующим на активную работу и вызывающим интерес у работников.

Обмен опытом

Чем разнообразнее образовательные программы, тем больше шансов вызвать интерес у сотрудников. Повысить навыки можно не только курсами и программами, но и хорошей базой обучающих роликов, библиотекой полезных материалов, тренингами, языковыми школами и т.д. Так возрастает вероятность, что каждый найдет обучение по своему вкусу. Понять, насколько эффективна та или иная программа и составить о ней представление позволит обмен мнениями между сотрудниками. Новые знания стоит сразу же применить на практике, разработав рекомендации по улучшению работы.

Ставка на лидеров

В компании руководящее звено является примером для подражания. Благодаря им формируется корпоративная культура, создаются определенные мотивации и примеры. Если вы не знаете, как внедрить не совсем популярную программу обучения – начните с лидеров. Они вдохновят остальных своим примером и повысят собственную квалификацию. Кроме того, хороший специалист должен регулярно развиваться. Поможет также обмен опытом, который создаст взаимодействие между разными уровнями сотрудников.

Связь работы и обучения

Мотивация сотрудников на обучение будет сильнее, если вы привяжете ее к ключевым показателям эффективности. Получение новых навыков – это бонус не только для сотрудников, но и для организации в целом. Поэтому полезно применять полученные навыки в работе на практике и интегрировать обучающие программы в работу. Свяжите новые навыки и показатели эффективности. Например, прохождение курса по таргетированной рекламе должно привести к увеличению конверсии рекламных кампаний. Полезным также будет постановка целей, связанных с пройденной обучающей программой.

Выбор и приоритеты

Существуют разные подходы к обучающим программам: в одних организациях принято определять только сумму, которую сотрудник может потратить на обучение. Другие специально разрабатывают подробные и разнообразные обучающие программы, включающие различные формы получения новых навыков. Некоторые уделяют внимание не только профессиональным навыкам, но и личным компетенциям, здоровью и благополучию работников – тайм-менеджмент, управление финансами. Определитесь, какой подход больше подходит вашей организации и составьте программы повышения квалификации в соответствии с интересами и приоритетами.

Обучение и традиции

Постоянное использование обучения для развития корпоративной культуры ведет к формированию определенных традиций, а традициям проще следовать. На их создание нужно время, но при правильном подходе обучение можно сделать частью корпоративной культуры. Обмен мнениями, регулярность и системность в распределении программ обучения позволит мотивировать сотрудников и улучшить их отношение к получению новых знаний.

Фокус на интересующихся сотрудников

Чтобы обучение было максимально эффективным, его стоит предлагать заинтересованным сотрудникам. Существует тип работников, которые сами по себе заинтересованы в получении новых знаний, для них обучение само по себе является бонусом и стимулом к развитию и повышению эффективности. Для таких сотрудников обучающая программа будет хорошим бонусом, даже более эффективным, чем денежное вознаграждение. А своей вовлеченностью они подадут пример другим и вызовут интерес к обучению.

Обучение сотрудников: советы Yota

Если в компании нет четкой и понятной системы обучения сотрудников, то отслеживать инвестиции в персонал сложно.

Одни организации проводят тренинги стихийно или точечно: поступил запрос или жалоба – отработали проблему. В этом случае руководство не может заранее планировать ресурсы и затраты, а работники – время. Другие обучают сотрудников планово, без учета индивидуальных потребностей. Тогда продавцы не видят пользы от занятий, а компания зря вкладывает деньги.

Журнал «Коммерческий директор» советует использовать те же подходы к повышению квалификации персонала, что и компания Yota, чтобы эффективно планировать обучение сотрудников на разных этапах.

Узнать советы Yota

Приемы в мотивации сотрудников на обучение

На популярность обучения и интерес сотрудников к нему влияет множество факторов: личные, социальные, демографические. Оказать влияние на большинство из них можно только косвенно, но есть аспекты, которые можно регулировать. Например, экономический аспект: влияние материальной составляющей оказывает прямое воздействие на интерес и организацию обучения. После прохождения обучения сотрудник может получить более высокооплачиваемую должность или бонусы за выполнение работы с применением новых навыков. Важным фактором является и нематериальный аспект повышения квалификации – повышение статуса, получение авторитета и уважения коллег.

Достичь наилучшего результата позволяет системный подход к обучению. Полезным дополнением к формированию мотивации может стать финансовое вознаграждение, которое будет бонусом для обучения. Также образовательные программы можно проводить в соревновательном формате. Демонстрируйте ценность получения новых навыков для повышения авторитета и важности сотрудника в организации. Контролируйте добровольность и заинтересованность персонала. Организуйте обучение таким образом, чтобы оно стало важным и ценным бонусом, частью корпоративной культуры. Поддерживайте сотрудников и подчеркивайте важность получения новых навыков.

Если способы мотивации к обучению нацелены только на первоначальное привлечение сотрудников, то существует риск утраты их интереса к образовательным программам по истечению срока. Поддерживайте мотивацию и во время обучения, и после, чтобы сохранять заинтересованность и активность работников. Необходимо подавать знания таким образом, чтобы у обучаемых возникал не только интерес к процессу, но и к применению полученных знаний.

Существуют также приемы, которые позволяют сделать обучение более эффективным. Например, подача его в соревновательной или игровой форме. Если есть цели, определенные уровни продвижения, заработанные баллы и бонусы, то это повышает интерес. Вовлеченности способствует также разнообразие – никому не интересно постоянно слушать лекции, так теряется концентрация и внимание.

Кроме того, нужно разработать систему контроля навыков, чтобы оценивать результативность обучения. Например, после прохождения мастер-класса по переговорам стоит оценить, как работник применяет полученные навыки в процессе. Или организовать тестирование по результатам – это позволит выяснить эффективность обучающих программ. Вид тестирования зависит от способа обучения: оно может проводиться как на тренингах и курсах, так и онлайн. Дистанционное обучение вообще является полезным способом сэкономить средства и время, так что стоит рассмотреть его применение в общей образовательной структуре.

Обязательно проводите взаимосвязь между проходимым обучением и рабочими задачами. Повышение компетенций и получение новых навыков должно иметь позитивный и полезный эффект для развития компании. Отправляя сотрудника на обучение, вы рассчитываете на применение полученных им навыков в рабочих процессах, поэтому все программы должны быть ориентированы именно на текущие производственные задачи. Также стоит внимательно относиться к подбору сотрудников для обучения – они должны иметь не только личный интерес в повышении компетенций, но и осознавать свою ценность для компании. Иначе деньги и время будут потрачены зря.

Проводя обучение, обязательно контролируйте успеваемость и понимание сотрудниками материала. Если вы грамотно будете доносить информацию и контролировать ее усвоение, мотивация к получению новых знаний будет значительно выше.

Стоит помнить, что хорошая обучающая программа не рождается спонтанно: ее нужно предварительно продумать и разработать, ориентируясь на нужды и потребности организации. Стоит сбалансировать количество и формат подаваемой информации, продумать этапы тестирования и контроля, очертить примерную область применения полученных знаний и донести это до сотрудников. Практические задания и обратная связь также являются важными элементами обучающих программ. Можно использовать:

  • Применение в обучении реальных кейсов из практики компании.
  • Тестирование новых методик для решения уже давно существующих задач.
  • Презентацию проектов и результатов.
  • Составление обратной связи и отзывов о курсах и обучающих программах.
  • Обмен опытом между сотрудниками, проходившими одну и ту же или разные программы обучения.

Образование для сотрудников – это не только шанс улучшить собственные навыки и получить знания, оно также может стать дополнительным преимуществом в конкурентной борьбе, повысить ценность специалиста на рынке труда и дать возможность для карьерного роста.

Вывод

Мотивация работников на обучение – комплексный и систематический процесс. Он позволяет вывести образование на уровень бонуса или привилегии, сформировать аспект корпоративной культуры и повысить интерес сотрудников к приобретению новых навыков и компетенций. Мотивировать сотрудников можно различными способами: личным примером, привлечением к образовательным программам лидеров организаций, составлением разнообразной и интересной программы, фокусом на вовлеченных работников. Со временем продуманная и систематическая программа обучения может стать частью корпоративной культуры.

Важная новость для подписчиков!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.