Ваш доступ к журналу

Горячая линия: 8-800-222-1592

Коммерческий директор

Маркетинговое консультирование: достаточно ли компании штатного маркетолога

  • 20 марта 2019
  • 36
Маркетинговое консультирование: достаточно ли компании штатного маркетолога

Стоит ли компании прибегать к поддержке маркетинговых агентств или выбрать в помощники маркетолога-фрилансера, когда штатного отдела маркетинга недостаточно? Разберемся во всех вопросах данной области в этой статье.


Вы узнаете:

  • В чем суть и особенности маркетингового консультирования.
  • Когда нужно обращаться к внешнему эксперту и почему бывает недостаточно штатного маркетолога.
  • К кому обратиться за консультацией: к индивидуальному маркетологу или в маркетинговое агентство.
  • В чем заключается маркетинговое консультирование: реальные примеры.

Суть маркетингового консультирования

Рынок маркетингового консультирования смежен с продажей прочих управленческих и консультационных услуг, а также с рынком маркетинговых исследований. Можно сказать, что профессиональные консультации в маркетинге – это определенный вид консалтинга, к которому прибегают представители разных сфер бизнеса, молодые предприниматели и крупные давно существующие предприятия.

В чем заключается принципиальное отличие маркетингового консультирования от маркетинговых исследований? Исследование – это сбор, изучение и анализ потребительских предпочтений, а также внутренних возможностей компании по привлечению новых клиентов и удержанию старых. Консультирование в маркетинге – это работа специалиста, который пишет стратегию для компании, принимает определенные решения, которые должны привести к результату и росту прибыли. Кроме того, это внедрение на практике эффективных решений маркетолога, проработка способов внедрения.

Профессиональное и своевременное маркетинговое консультирование помогает бизнесу грамотно реагировать на изменения рыночной ситуации, направлять ресурсы в востребованные ниши, пользоваться наиболее эффективными рычагами, последовательно выстраивать общую стратегию развития компании.

Задача маркетолога-консультанта – выбрать для бизнеса оптимальное направление развития на целевом рынке.

Когда необходимо маркетинговое консультирование

К маркетинговому консультированию компании прибегают, когда в штате нет собственного отдела маркетинга, или компетенции штатных специалистов недостаточно, или использование собственного персонала невозможно. Разберем наиболее распространенные случаи:

  • Необходимо провести аудит маркетинга на предприятии или всей управленческой деятельности в целом. Штатные маркетологи вряд ли смогут дать объективную и полную оценку собственной работы, в таких случаях полезен взгляд со стороны. Привлеченный консультант не имеет личной заинтересованности в результате такого анализа.
  • Нужно провести крупномасштабное разовое мероприятие. Например, реструктуризацию предприятия, прописать стратегию выхода компании на новый рынок, представление покупателю нового товара, провести независимую экспертизу бизнес-проекта и т.д. Эти задачи на порядок сложнее, чем обычно ставятся перед рядовыми маркетологами, поэтому штатные специалисты могут с ними не справиться. Эффективнее будет привлечь консультанта, специализирующегося на подготовке масштабных стратегий и маркетинговых мероприятий.
  • У компании нет в штате собственного маркетолога, но периодически она нуждается в проведении маркетинговых мероприятий. Проконсультировать о порядке организации и проведения таких мероприятий может сторонний маркетолог-консультант.

К маркетинговым консультациям предприниматели прибегают и в других случаях, как на постоянной основе, так и разово, когда необходим профессиональный совет, а личных знаний не хватает.

Маркетинговое консультирование можно рекомендовать начинающим и развивающимся предприятиям, у которых недостаточно средств на создание собственного отдела маркетинга в структуре и самостоятельное проведение серьезных маркетинговых мероприятий, рекламных кампаний. Однако и для крупных субъектов бизнеса полезно регулярно консультироваться с внешними экспертами в сфере маркетинга, проводить аудит маркетинговой и PR-активностей.

Известными российскими агентствами в сфере маркетинга являются:

  1. Life-Marketing.
  2. Liberty.
  3. MARPIX GROUP.

В топ-10 по Москве и МО входят:

  1. MegaResearch.
  2. ГидМаркет.
  3. Concol.
  4. Русопрос.
  5. СканМаркет.
  6. Навигейт Консалтинг.
  7. Step by Step.
  8. B2B Airwaves.
  9. DISCOVERY Research Group.
  10. Агентство промышленной информации.

В Петербурге лидирующие позиции занимают компании (по рейтингу Motton Pik на 2018 год):

  1. ГидМаркет.
  2. ГРИФОН-ЭКСПЕРТ.
  3. Infowave.
  4. Mix Research.
  5. STEM.
  6. Агентство Социальной Информации Санкт-Петербург.
  7. Ворк Лайн Рисеч.
  8. Коммуникативное агентство «Правда».
  9. ШТРИХ-КОТ.

Тест: сможет ли маркетинговое агенство вас обмануть

Онлайн-тест от редакции электронного журнала «Коммерческий директор» при помощи смоделированной ситуации определит, насколько легко вас сможет обмануть маркетинговое агенство.

Ситуация: Вы хотите раскрутить сайт компании. Для этого обратились в специальное агентство. Кто перед вами: профессионалы или халтурщики? Определите это по обещаниям агентства.

Пройти тест вы можете в статье журнала, перейдя по ссылке.

Пройти тест

Что включает маркетинговое консультирование

Обычно маркетинговое консультирование включает:

  • Анализ потенциала рынка, ключевых конкурентов и актуальных тенденций развития ниши.
  • Анализ перспектив нового продукта/услуги на рынке.
  • Разработка стратегии развития предприятия, определение приоритетных направлений развития, перспектив, составление прогноза выхода компании на новые рынки.
  • Услуга брендинга и ребрендинга компании.
  • PR-деятельность различного направления.
  • Прайсинг – разработка наиболее выгодной для самого предприятия и его клиентов ценовой политики.

Этот перечень остается открытым, мы привели лишь наиболее востребованные направления маркетингового консультирования.

Консультант-маркетолог: кто он и как его найти

Услугу маркетингового консультирования оказывают как индивидуальные специалисты, так и крупные маркетинговые агентства. Разберемся, в чем недостатки и преимущества обращения к различным категориям предпринимателей в сфере маркетинга, чем отличаются специалисты и где их искать.

  • Индивидуальный консультант. Как правило такие маркетологи работают на фрилансе, занимаются обслуживанием субъектов малого и среднего бизнеса, консультируют по вопросам узкой специализации.
  • Небольшие компании-эксперты, которые оказывают ограниченный спектр консалтинговых или маркетинговых услуг. Основными их заказчиками являются представители среднего бизнеса.
  • Крупные консалтинговые компании, которые предоставляют широкий спектр управленческих, консультационных услуг, в число которых входит и маркетинговое консультирование. Их клиентами чаще всего являются представители среднего либо крупного бизнеса.

Индивидуальные консультанты обходятся гораздо дешевле, но консалтинговые компании работают быстро и точно знают, какой результат должен получиться в итоге. При обращении к отдельному консультанту, особенно если вы нашли его в сети или на биржах фриланса, есть риск встретить недостаточно компетентного или начинающего маркетолога, только набирающего клиентуру и опыт. С одной стороны, велика вероятность, что вы не сработаетесь, с другой – часто именно от таких вольных консультантов-маркетологов приходят максимально свежие идеи, новый взгляд, актуальные тенденции в маркетинге.

Более гарантированный результат вы получите от экспертных консалтинговых компаний. Даже если спектр их услуг расширен в сторону управленческого консультирования, есть множество компаний, которые успешно сочетают в себе эти направления и работают на рынке консалтинга многие годы.

Примеры маркетингового консультирования

Покажем на примере, в чем может заключаться маркетинговое консультирование для разных сфер бизнеса. Для анализа мы взяли две компании: сеть ресторанов быстрого питания и производственное предприятие.

Маркетинговое консультирование сети ресторанов

Маркетинговое консультирование: достаточно ли компании штатного маркетолога

Работа начинается с диагностики, оптимизации и повышения эффективности работы системы развития бизнеса и маркетинга уже существующей сети ресторанов. В рамках диагностики маркетолог проводит подготовку и сбор информации внутри компании с проведением внутренних интервью по теме развития бизнеса, продаж и маркетинга. Дополнительно проводится внешний анализ рынка и анализ прямых конкурентов, интервью с потребителями услуг ресторанов быстрого питания для выявления предпочтений, мотивов и ожиданий целевой аудитории.

Далее проводится работа по подготовке концепции развития сети и внутреннего бизнес-плана. Что может входить в состав концепции и бизнес-плана:

  • Определение целей и направлений изменений в концепции бизнеса.
  • Рыночное позиционирование, брендинг.
  • Типовая конфигурация ресторана (площадь, планировка, оборудование, мебель, интерьер).
  • Описание целевой аудитории ресторана, потрет потребителя.
  • Составление карты ассортимента, ценовая политика.
  • Рекомендации по развитию и повышению эффективности сети ресторанов.

Маркетинговое консультирование производственной компании

Маркетинговое консультирование: достаточно ли компании штатного маркетолога

Маркетологи проводят диагностику системы маркетинга и системы продаж на производственном предприятии. Разрабатывается план задач и мероприятий по блокам «развитие», «продукция и услуги», «план маркетинга», «продажи». Дополнительно могут быть разработаны сопроводительные документы, рекомендации, регламенты.

Вот что входит в диагностику и анализ маркетинга на предприятии:

  • Изучение системы маркетинга и продаж.
  • Общее изучение рынка, конкурентов и партнеров.
  • Изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
  • Изучение маркетинговых инструментов конкурентов.
  • Изучение партнеров и их удовлетворенности от сотрудничества.
  • Подготовка направлений действий по повышению лояльности и удовлетворенности партнеров от сотрудничества.
  • Описание неиспользуемых возможностей существующей системы маркетинга и продаж.
  • Недостатки существующей системы маркетинга и продаж.
  • Оптимальные направления изменений и рекомендации по улучшениям и изменениям в системе маркетинга и в системе продаж.

Диагностика и экспертный анализ системы маркетинга – это независимая оценка маркетолога эффективности используемых процедур и алгоритмов маркетинга и продаж в компании. В ходе диагностики используется целый ряд специализированных методик, включая методику анализа динамических показателей деятельности компании.

Вывод

Маркетинговое консультирование востребовано при различных обстоятельствах, на разных стадиях роста бизнеса и для разных компаний. Большинство российских и зарубежных компаний предпочитают комбинированный подход к решению маркетинговых задач – они имеют в штате специалиста или целый маркетинговый отдел, но в случае необходимости прибегают к консультации внешних экспертов в сфере маркетинга и продаж.

Важная новость для подписчиков!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.