Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-222-1592

Коммерческий директор

Маркетинговое консультирование: достаточно ли компании штатного маркетолога

  • 20 марта 2019
  • 46
Маркетинговое консультирование: достаточно ли компании штатного маркетолога

Стоит ли компании прибегать к поддержке маркетинговых агентств или выбрать в помощники маркетолога-фрилансера, когда штатного отдела маркетинга недостаточно? Разберемся во всех вопросах данной области в этой статье.


Вы узнаете:

  • В чем суть и особенности маркетингового консультирования.
  • Когда нужно обращаться к внешнему эксперту и почему бывает недостаточно штатного маркетолога.
  • К кому обратиться за консультацией: к индивидуальному маркетологу или в маркетинговое агентство.
  • В чем заключается маркетинговое консультирование: реальные примеры.

Суть маркетингового консультирования

Рынок маркетингового консультирования смежен с продажей прочих управленческих и консультационных услуг, а также с рынком маркетинговых исследований. Можно сказать, что профессиональные консультации в маркетинге – это определенный вид консалтинга, к которому прибегают представители разных сфер бизнеса, молодые предприниматели и крупные давно существующие предприятия.

В чем заключается принципиальное отличие маркетингового консультирования от маркетинговых исследований? Исследование – это сбор, изучение и анализ потребительских предпочтений, а также внутренних возможностей компании по привлечению новых клиентов и удержанию старых. Консультирование в маркетинге – это работа специалиста, который пишет стратегию для компании, принимает определенные решения, которые должны привести к результату и росту прибыли. Кроме того, это внедрение на практике эффективных решений маркетолога, проработка способов внедрения.

Профессиональное и своевременное маркетинговое консультирование помогает бизнесу грамотно реагировать на изменения рыночной ситуации, направлять ресурсы в востребованные ниши, пользоваться наиболее эффективными рычагами, последовательно выстраивать общую стратегию развития компании.

Задача маркетолога-консультанта – выбрать для бизнеса оптимальное направление развития на целевом рынке.

Когда необходимо маркетинговое консультирование

К маркетинговому консультированию компании прибегают, когда в штате нет собственного отдела маркетинга, или компетенции штатных специалистов недостаточно, или использование собственного персонала невозможно. Разберем наиболее распространенные случаи:

  • Необходимо провести аудит маркетинга на предприятии или всей управленческой деятельности в целом. Штатные маркетологи вряд ли смогут дать объективную и полную оценку собственной работы, в таких случаях полезен взгляд со стороны. Привлеченный консультант не имеет личной заинтересованности в результате такого анализа.
  • Нужно провести крупномасштабное разовое мероприятие. Например, реструктуризацию предприятия, прописать стратегию выхода компании на новый рынок, представление покупателю нового товара, провести независимую экспертизу бизнес-проекта и т.д. Эти задачи на порядок сложнее, чем обычно ставятся перед рядовыми маркетологами, поэтому штатные специалисты могут с ними не справиться. Эффективнее будет привлечь консультанта, специализирующегося на подготовке масштабных стратегий и маркетинговых мероприятий.
  • У компании нет в штате собственного маркетолога, но периодически она нуждается в проведении маркетинговых мероприятий. Проконсультировать о порядке организации и проведения таких мероприятий может сторонний маркетолог-консультант.

К маркетинговым консультациям предприниматели прибегают и в других случаях, как на постоянной основе, так и разово, когда необходим профессиональный совет, а личных знаний не хватает.

Маркетинговое консультирование можно рекомендовать начинающим и развивающимся предприятиям, у которых недостаточно средств на создание собственного отдела маркетинга в структуре и самостоятельное проведение серьезных маркетинговых мероприятий, рекламных кампаний. Однако и для крупных субъектов бизнеса полезно регулярно консультироваться с внешними экспертами в сфере маркетинга, проводить аудит маркетинговой и PR-активностей.

Известными российскими агентствами в сфере маркетинга являются:

  1. Life-Marketing.
  2. Liberty.
  3. MARPIX GROUP.

В топ-10 по Москве и МО входят:

  1. MegaResearch.
  2. ГидМаркет.
  3. Concol.
  4. Русопрос.
  5. СканМаркет.
  6. Навигейт Консалтинг.
  7. Step by Step.
  8. B2B Airwaves.
  9. DISCOVERY Research Group.
  10. Агентство промышленной информации.

В Петербурге лидирующие позиции занимают компании (по рейтингу Motton Pik на 2018 год):

  1. ГидМаркет.
  2. ГРИФОН-ЭКСПЕРТ.
  3. Infowave.
  4. Mix Research.
  5. STEM.
  6. Агентство Социальной Информации Санкт-Петербург.
  7. Ворк Лайн Рисеч.
  8. Коммуникативное агентство «Правда».
  9. ШТРИХ-КОТ.

Тест: сможет ли маркетинговое агенство вас обмануть

Онлайн-тест от редакции электронного журнала «Коммерческий директор» при помощи смоделированной ситуации определит, насколько легко вас сможет обмануть маркетинговое агенство.

Ситуация: Вы хотите раскрутить сайт компании. Для этого обратились в специальное агентство. Кто перед вами: профессионалы или халтурщики? Определите это по обещаниям агентства.

Пройти тест вы можете в статье журнала, перейдя по ссылке.

Пройти тест

Что включает маркетинговое консультирование

Обычно маркетинговое консультирование включает:

  • Анализ потенциала рынка, ключевых конкурентов и актуальных тенденций развития ниши.
  • Анализ перспектив нового продукта/услуги на рынке.
  • Разработка стратегии развития предприятия, определение приоритетных направлений развития, перспектив, составление прогноза выхода компании на новые рынки.
  • Услуга брендинга и ребрендинга компании.
  • PR-деятельность различного направления.
  • Прайсинг – разработка наиболее выгодной для самого предприятия и его клиентов ценовой политики.

Этот перечень остается открытым, мы привели лишь наиболее востребованные направления маркетингового консультирования.

Консультант-маркетолог: кто он и как его найти

Услугу маркетингового консультирования оказывают как индивидуальные специалисты, так и крупные маркетинговые агентства. Разберемся, в чем недостатки и преимущества обращения к различным категориям предпринимателей в сфере маркетинга, чем отличаются специалисты и где их искать.

  • Индивидуальный консультант. Как правило такие маркетологи работают на фрилансе, занимаются обслуживанием субъектов малого и среднего бизнеса, консультируют по вопросам узкой специализации.
  • Небольшие компании-эксперты, которые оказывают ограниченный спектр консалтинговых или маркетинговых услуг. Основными их заказчиками являются представители среднего бизнеса.
  • Крупные консалтинговые компании, которые предоставляют широкий спектр управленческих, консультационных услуг, в число которых входит и маркетинговое консультирование. Их клиентами чаще всего являются представители среднего либо крупного бизнеса.

Индивидуальные консультанты обходятся гораздо дешевле, но консалтинговые компании работают быстро и точно знают, какой результат должен получиться в итоге. При обращении к отдельному консультанту, особенно если вы нашли его в сети или на биржах фриланса, есть риск встретить недостаточно компетентного или начинающего маркетолога, только набирающего клиентуру и опыт. С одной стороны, велика вероятность, что вы не сработаетесь, с другой – часто именно от таких вольных консультантов-маркетологов приходят максимально свежие идеи, новый взгляд, актуальные тенденции в маркетинге.

Более гарантированный результат вы получите от экспертных консалтинговых компаний. Даже если спектр их услуг расширен в сторону управленческого консультирования, есть множество компаний, которые успешно сочетают в себе эти направления и работают на рынке консалтинга многие годы.

Примеры маркетингового консультирования

Покажем на примере, в чем может заключаться маркетинговое консультирование для разных сфер бизнеса. Для анализа мы взяли две компании: сеть ресторанов быстрого питания и производственное предприятие.

Маркетинговое консультирование сети ресторанов

Маркетинговое консультирование: достаточно ли компании штатного маркетолога

Работа начинается с диагностики, оптимизации и повышения эффективности работы системы развития бизнеса и маркетинга уже существующей сети ресторанов. В рамках диагностики маркетолог проводит подготовку и сбор информации внутри компании с проведением внутренних интервью по теме развития бизнеса, продаж и маркетинга. Дополнительно проводится внешний анализ рынка и анализ прямых конкурентов, интервью с потребителями услуг ресторанов быстрого питания для выявления предпочтений, мотивов и ожиданий целевой аудитории.

Далее проводится работа по подготовке концепции развития сети и внутреннего бизнес-плана. Что может входить в состав концепции и бизнес-плана:

  • Определение целей и направлений изменений в концепции бизнеса.
  • Рыночное позиционирование, брендинг.
  • Типовая конфигурация ресторана (площадь, планировка, оборудование, мебель, интерьер).
  • Описание целевой аудитории ресторана, потрет потребителя.
  • Составление карты ассортимента, ценовая политика.
  • Рекомендации по развитию и повышению эффективности сети ресторанов.

Маркетинговое консультирование производственной компании

Маркетинговое консультирование: достаточно ли компании штатного маркетолога

Маркетологи проводят диагностику системы маркетинга и системы продаж на производственном предприятии. Разрабатывается план задач и мероприятий по блокам «развитие», «продукция и услуги», «план маркетинга», «продажи». Дополнительно могут быть разработаны сопроводительные документы, рекомендации, регламенты.

Вот что входит в диагностику и анализ маркетинга на предприятии:

  • Изучение системы маркетинга и продаж.
  • Общее изучение рынка, конкурентов и партнеров.
  • Изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
  • Изучение маркетинговых инструментов конкурентов.
  • Изучение партнеров и их удовлетворенности от сотрудничества.
  • Подготовка направлений действий по повышению лояльности и удовлетворенности партнеров от сотрудничества.
  • Описание неиспользуемых возможностей существующей системы маркетинга и продаж.
  • Недостатки существующей системы маркетинга и продаж.
  • Оптимальные направления изменений и рекомендации по улучшениям и изменениям в системе маркетинга и в системе продаж.

Диагностика и экспертный анализ системы маркетинга – это независимая оценка маркетолога эффективности используемых процедур и алгоритмов маркетинга и продаж в компании. В ходе диагностики используется целый ряд специализированных методик, включая методику анализа динамических показателей деятельности компании.

Вывод

Маркетинговое консультирование востребовано при различных обстоятельствах, на разных стадиях роста бизнеса и для разных компаний. Большинство российских и зарубежных компаний предпочитают комбинированный подход к решению маркетинговых задач – они имеют в штате специалиста или целый маркетинговый отдел, но в случае необходимости прибегают к консультации внешних экспертов в сфере маркетинга и продаж.

Важная новость для подписчиков!

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.