Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Мидл-менеджмент: среднее и важнейшее звено управления в компании

  • 22 марта 2019
  • 362
Мидл-менеджмент: среднее и важнейшее звено управления в компании

От эффективности работы менеджера среднего звена зависит результат работы всей фирмы. Узнайте, как наладить работу мидл-менеджера в вашей компании.


Вы узнаете:

  • Что такое мидл-менеждмент.
  • Какие функции и обязанности есть у менеджера среднего звена.
  • На что обращать внимание при найме мидл-менеджера.
  • Как повысить эффективность работы управленцев среднего звена.

Middle management: что это такое

Мидл-менеджмент – это менеджмент среднего звена, важнейшее звено в управлении компанией. Менеджер этого уровня является посредником между руководителями компании и исполнителями. В российской практике мидл-руководителей называют линейными.

Согласно исследованиям американской аналитической компании Boston Consulting Group, именно мидл-менеджеры контролируют более 50 % сотрудников и реализуют все задачи, поставленные высшими руководителями.

Некоторые исследователи считают, что роль линейных руководителей на сегодняшний день сильно недооценена. Менеджер должен мотивировать команду и определять ее эффективность при работе с конечными клиентами, принимать важные решения в рамках своей компетенции. Расскажем подробнее, кто такой идеальный мидл-менеджер и какие функции он должен выполнять.

Мидл-менеджмент: среднее и важнейшее звено управления в компании

Причины недооценки мидл-менеджеров

В российской и отчасти мировой практике существует стереотип, что менеджер среднего звена – это плохой управленец, не интересующийся жизнью коллектива. Есть несколько причин подобного отношения к «мидлу»:

  • Отношение топ-менеджеров. Большинство руководителей высшего звена не доверяют низшим управленцам решение важных задач и практически не предоставляют возможности и инструменты для самостоятельной работы. В этом случае управленцы среднего звена переходят на позицию исполнителя и не могут нести персональной ответственности за результат.

По статистике, лишь 1/4 мидл-менеджеров могут как-то повлиять на стратегические решения компании.

  • Совещания. Большая часть рабочего дня менеджера среднего звена проходит на совещаниях. Большинство этих совещаний не несут никакой практической пользы: менеджер редко может принимать решения без санкции вышестоящего начальства.
  • Уровень образования. Опрос линейных руководителей показал, что менее 50 % менеджеров среднего звена считают, что уровень их образования в достаточной степени адаптирован к нуждам современного бизнеса.

Как мидл-менеджеру повысить уровень образования

Если вы скептически относитесь к диплому MBA, то редакция журнала «Коммерческий директор» готова вас разубедить. Исследования доказывают, что доход руководителей со степенью MBA резко возрастает после получения корочек, а карьера развивается быстрее.

В статье электронного журнала по ссылке вы найдете справочник с ответами на популярные вопросы, которые задают себе руководители, когда раздумывают, стоит ли учиться на курсах MBA.

Справочник по MBA

Задачи мидл-менеджмента

Несмотря на то, что руководителей среднего звена не всегда подпускают к принятию важных решений в масштабах всей компании, есть ряд задач, которые должны решаться именно на этом уровне. Для их решения можно использовать инструменты HRMaps, позволяющие обеспечить стабильную обратную связь, оценить компетенции и характеристики работников, проконтролировать выполнение поставленных задач.

К числу основных задач руководителя среднего звена относятся:

  • Составление финансовых отчетов. Отчет должен быть полным, емким, содержательным. В идеале мидл-менеджер должен дополнять стандартную финансовую отчетность анализом происходящего и предлагать рекомендации по улучшению положения дел в компании или хотя бы в отделе, за который он отвечает.
  • Мотивация персонала компании. В отличие от топ-управленцев, руководитель среднего звена постоянно общается с сотрудниками и быстрее может заметить изменившиеся настроения и потерю мотивации. Именно на уровне среднего звена разрабатывается комплекс мер по устранению эмоциональных выгораний сотрудников и повышению эффективности их работы.
  • Участие в реорганизации. При проведении реорганизации, ребрендинга и других подобных работ именно мидл-менеджер убеждает сотрудников в том, что грядущие изменения действительно необходимы, он сглаживает неизбежные конфликты и предоставляет сотрудникам все условия для работы.
  • Изучение ситуации. Особенность среднего звена управления в менеджменте состоит в том, что управленец работает и с топами, и с обычными сотрудниками, поэтому он обязан присутствовать и на обязательных совещаниях, и на рабочих местах отдельных сотрудников. Работа в таком ритме позволяет менеджеру проанализировать, что нужно обеим категориям и каким образом можно совместить пожелания высшего руководства и работников среднего звена.
  • Руководство отделом в рамках своей компетенции.
  • Соблюдение производственного плана и договоров.
  • Составление производственных графиков на отдел и контроль их соблюдения.
  • Оформление и учет заказов и многое другое.

Компания может внедрять в свою работу новые разработки и технологии, сокращать или оптимизировать расходы, работать над увеличением прибыли и разрабатывать антикризисные мероприятия. Однако ни один проект не может быть осуществлен без участия управленцев среднего звена. Этому есть 2 причины:

  • Руководитель высшего звена не имеет физической возможности донести свои решения до нескольких тысяч сотрудников. В теории, можно составить письмо или приказ и передать его по одному из коммуникационных каналов. На практике, это будут сухие инструкции, без какой-либо эмоциональной окраски и возможности задать уточняющие вопросы.
  • Вторая причина напрямую вытекает из первой. Все решения, принятые владельцами и топ-менеджерами, остаются на бумаге, если информация о них не будет передана исполнителям – тем самым нескольким тысячам сотрудников. Независимо от того, насколько эффективно эти решения выглядят, если исполнители о них не знают или не понимают, как их исполнять, то желаемого результата компания не достигнет.

К должностным обязанностям мидл-менеджера можно отнести:

  • Организацию работы офиса, отдела, структурного подразделения, оптимизацию его структуры и т.д.
  • Распределение прав и полномочий между сотрудниками.
  • Определение требований к отдельным должностям.
  • Распределение ответственности между подчиненными.
  • Организация рабочих месте в отделе. Напомним, что с 2019 года все компании обязаны проводить спецоценку рабочих мест.
  • Расчет показателей работы отдельных сотрудников и вверенного подразделения в целом.
  • Работы по мотивации персонала.
  • Обучение сотрудников, проведение мероприятий по повышению квалификации.
  • Прием сотрудников на работу на вакантные должности.

Пример работы мидл-менеджера в компании

Чтобы лучше понять сущность мидл-менеджмента, представим гипотетическую ситуацию. Есть компания: десяток топ-менеджеров, сотня управленцев среднего звена и около двух тысяч сотрудников. На каждого среднего управленца в этом случае приходится около 20-25 исполнителей. Высшие руководители разрабатывают новые стандарты и стратегии, просчитывают все возможные ситуации и вопросы и собирают средних управленцев на общее совещание. На нем объявляется новый курс, вкратце оговариваются основные нюансы, даются исчерпывающие ответы на вопросы. В дальнейшем успешность реализации стратегии будет зависеть от действий менеджеров среднего звена.

Если в компании сильный и лояльный мидл-менеджмент, то управленцы активно задают вопросы, уточняют, вносят предложения. В дальнейшем каждый собирает подчиненных и подробно рассказывает им о новом курсе, делая акцент на позитивных моментах.

Если же мидл-менеджмент слабый (с «ветеранами», «консерваторами», «новичками», «реформаторами» и «сомневающимися»), то итог будет соответствующим. Уточняющих вопросов к топам может быть много, но задают их лишь несколько человек. После совещания все управленцы разделятся на несколько групп в соответствии со своими предпочтениями. Консерваторы будут рассказывать подчиненным об изменениях, делая акцент на негативе, сомневающиеся будут оповещать сотрудников в нейтральном ключе, реформаторы будут искать позитив. Результат – формально стратегия внедрена, но до запланированных показателей далеко.

Отношения между топ- и мидл-менеджером

Для обеспечения максимально эффективной работы, менеджмент высшего звена должен выстраивать определенные рабочие отношения с управленцами среднего звена. Среди основных факторов, влияющих на эффективность работы, можно выделить:

  • Расстановка приоритетов. Линейный руководитель, особенно начинающий, не всегда может определиться с приоритетами. Вышестоящий менеджер может разработать собственные приоритеты и предложить их мидлу. Далее следует обсуждение: мидл, в соответствии с собственным опытом, может принять приоритеты вышестоящего начальства, обоснованно отказаться или изменить на свои. Чтобы мидл-менеджер представлял себе, как работает компания и что нужно сделать в первую очередь, он должен солидную часть рабочего времени проводить «в полях».
  • Вовлечение линейного руководителя в принятие важных решений. Мидл-менеджер – это представитель топ-менеджера на среднем уровне. Чтобы качественно воплощать разработки высшего начальства в жизнь, управленец среднего звена должен быть вовлечен в проект на стадии разработки и поиска команды. В этом случае он почувствует себя важным участником процесса, работающим над стратегическими задачами, и с большей самоотдачей будет стимулировать непосредственных исполнителей к проведению тех или иных мероприятий.
  • Главное – доверие. Глобальные цели компании определены на несколько лет вперед, однако в своей команде, отделе, офисе менеджер среднего звена должен иметь определенную свободу действий. Он знает ситуацию изнутри, знаком с каждым сотрудником и может принимать решения. Высказывая доверие младшему управленцу, топ-менеджер повышает его вовлеченность в дела компании.
  • Разговоры в неформальной обстановке. Мидл-менеджер ежедневно отправляет вышестоящему начальству отчет о выполненной работе. Кроме этого, если управленец среднего уровня интересен и перспективен, можно встречаться с ним чаще, хотя бы раз в пару недель, в неформальной обстановке и на этих встречах обсуждать вопросы, которые касаются не только конкретного отдела, но и компании в целом. В дальнейшем можно постепенно расширять права и ответственность управленца, с перспективой на серьезное повышение.

Важная новость для подписчиков!

Как нанять мидл-менеджера

Минимальный список качеств опытного и квалифицированного мидл-менеджера:

  • Умение руководить коллективом. Если человек является опытным специалистом, но не имеет опыта руководящей работы, ставить его на самостоятельную должность, предполагающую управление персоналом, не стоит.
  • Умение планировать рабочий процесс, причем как личный, так и вверенного структурного подразделения.
  • Умение принимать решения в рамках своей компетенции и нести за них ответственность. Если в процессе не обойтись без участия вышестоящего руководителя, необходимо внятно объяснить причины такого решения.
  • Умение работать с подчиненными и вовлекать их в обсуждение решений в рамках своего структурного подразделения.
  • Осуществление контроля выполнения принятых решений.
  • Способность поддерживать оптимальную рабочую атмосферу в команде.
  • Аналитический склад ума, способность изучать, анализировать и делать выводы из результатов социологических опросов.

Сложность заключается в том, что соискатели должности мидл-менеджера в резюме не уточняют, на какую именно должность претендуют, зачастую ограничиваясь словом «менеджер». Из-за этого возникают сложности в оценке личностных, лидерских и иных качеств специалистов и усложняется выбор кандидатов на должность.

При отборе кандидатов необходимо не только тщательно изучить все имеющиеся в наличии документы и провести тесты на профессиональную и психологическую пригодность, но и провести опрос по компетенции специалиста. Это позволит оценить качества и сделать вывод, какому уровню соответствует кандидат.

Как усилить среднее звено управления в менеджменте компании

Любая компания представляет собой единый организм, для функционирования которого критически важна работа всех уровней. Даже лучшие начинания, стратегии и разработки топ-менеджмента могут быть погашены средним звеном, если оно не разделяет корпоративные ценности или не считает нужным выполнение поставленных задач.

В мидл-менеджменте должны работать позитивные и оптимистичные люди, приветствующие реформы и различные технические новинки. Если, с точки зрения менеджера, малейшее отклонение от нормы приводит к дискомфорту, то с ним следует провести дополнительное собеседование. Возможно, лучшим выходом в данном случае будет расторжение трудового договора или перевод работника на менее ответственную должность.

Одна из основ в управлении компанией – правильная коммуникация и взаимоотношения между вышестоящими руководителями и мидл-менеджментом. Это поможет своевременно решать любые возникающие вопросы и проблемы, обсуждать нововведения и в конечном счете повысит эффективность работы компании.

Управленцы среднего звена должны разделять корпоративные идеи, ценности и философию, но на данном этапе этого недостаточно. Топ-менеджеры должны доверять мидлу, а мидл должен нести полную ответственность за принятые решения в рамках своей компетенции. Только таким образом можно достичь полной гармонии в работе.

logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.