Ваш доступ к журналу

Горячая линия: 8-800-222-1592

Коммерческий директор

Дружба между начальником и подчиненными: как это сказывается на работе компании

  • 1 апреля 2019
  • 59
Дружба между начальником и подчиненными: как это сказывается на работе компании

Поговорим в этой статье о том, какие отношения с подчиненными лучше выстроить для наиболее эффективной работы.


Вы узнаете:

  • В чем недостатки и преимущества дружбы с сотрудниками.
  • Что об этом думают руководители известных компаний.
  • Какими должны быть взаимоотношения между начальником и подчиненным.
  • Как соблюдать дистанцию с подчиненными, не переходя допустимые границы.

Как только дружба переносится из повседневной жизни в деловые отношения, ее качество меняется.

Преимущества дружбы руководителя с подчиненными

Доверие

Доверительные отношения создают благоприятную атмосферу в коллективе. Однако не все сотрудники могут проявлять сознательность и делать работу качественно. Если между начальником и членами коллектива работает схема «друг-друг», то подчиненные максимально выложатся.

Готовность выполнять просьбы

У менеджеров фирм часто стоит вопрос нематериальной мотивации. Создание дружественной атмосферы хороший метод для этого. Сотрудника можно попросить немного задержаться или сделать какую-либо дополнительную работу. В качестве мотивации здесь выступает благодарность и поддержка со стороны руководства.

Открытость

Работа в большом коллективе всегда имеет множество подводных камней. Но не всегда обстановка в компании позволяет их увидеть. Если атмосфера замкнутая (каждый сам по себе), то начальник не будет знать, что происходит в его коллективе. Создание дружественной обстановки располагает к открытому диалогу между начальником и подчиненным. В итоге начальник понимает обстановку в коллективе и может ее контролировать и регулировать.

Большая часть руководителей придерживается данного метода и считает, что дружба с подчиненными несет в себе много достоинств. Однако существует и много минусов, которые не сразу бросаются в глаза.

Дружба между начальником и подчиненными: как это сказывается на работе компании

Недостатки дружбы руководителя с подчиненными

Потеря авторитета

Статус руководителя в глазах сотрудника пропадает. Работник не считает нужным вам подчиняться, ведь вы – друг. В подобной ситуации о качестве работы не стоит и говорить. Ваше положение как руководителя станет шатким, вы уже не сможете контролировать ситуацию.

Перекладывание проблем

Сотрудник может прийти со своей проблемой, объяснить ее и попросить о каких-то поблажках – подобная ситуация может повторяться ежедневно. Появляются частые опоздания на работу и уход с работы раньше положенного времени. Работник перекладывает свои личные проблемы на ваши плечи.

Фамильярность

Есть такой тип сотрудников, которые любят похвастаться дружескими отношениями с начальником. Часто они могут для большей правдоподобности перейти на прилюдные демонстрации своей осведомленности о частной жизни начальника. К примеру, поинтересоваться успехами ребенка в школе или похлопать по плечу. В ваше отсутствие может обсуждаться ваша личная жизнь. Ваш авторитет руководителя подрывается.

Обиды

Если вы опираетесь на дружеские взаимоотношения с сотрудниками, то вам стоит учесть, что теперь ваши подчиненные ждут участия и понимания, а никак не выговоров и штрафов. Далее все только усложняется: дисциплина разваливается, работа выполняется некачественно. А при указании на недочеты, появляется обида. Если так будет продолжаться дальше, вы можете лишиться работы.

По данным социологического портала socio.rin.ru на вопрос «Могут ли дружить начальник и подчиненный?» 65 % респондентов ответили, что такие отношения возможны, 25 % считают, что работа и дружба несовместимы, а 9 % затруднились дать точный ответ. При этом мужчины чаще верят в дружбу на работе – 72 %. Среди женщин допускают возможность таких отношений всего 60 %. Что касается возрастного распределения, то больше всего оптимистов в категории молодежи (до 35 лет) – положительный ответ дали 67 %.

Важная новость для подписчиков!

Мнение эксперта

Марала Чарыева,
генеральный директор компании «Росинтер Ресторантс»

В начале моей карьеры я пригласила близкую подругу на пост главного бухгалтера в компанию, где я была первым лицом. Этот период я вспоминаю как очень сложный в своей трудовой деятельности. Во-первых, потому что отношения первого лица и главного бухгалтера – это всегда конфликт интересов. Во-вторых, если для вас, как для руководителя, нет разницы при дистрибуции управленческих решений и требований среди коллектива, то для ваших близких все совсем иначе. Вам постоянно приходится испытывать неловкость за свою требовательность, за бесконечные объемы работ, которыми вы «заваливаете» сотрудников.

Денис Кутергин
основатель сервиса YouDo

Сначала мне очень хотелось быть всем другом, принимать коллективные решения, быть максимально открытым. Мне казалось, это круто, это новый подход. Это не так. Всегда нужно, чтобы один человек принимал решение, за которое он несёт полную ответственность, а другие имели бы возможность на него повлиять.

Как наладить здоровые отношения в коллективе

Повысить уровень вашего эмоционального интеллекта, а также уровень здоровых отношений с подчиненными помогут специальные упражнения. Узнайте о них из статьи электронного журнала «Коммерческий директор».

Узнать 4 упражнения

Как выстроить эффективное управление без дружбы с подчиненными

Определите свою роль

Продумайте в деталях, каким руководителем вы хотите быть в глазах ваших сотрудников. На что опирается ваш авторитет, что вы можете им дать как профессионал, какими навыками обладаете. Каждый из сотрудников также должен это понимать и признавать. Хорошо, если вы будете говорить о своих достижениях и показывать их на практике.

Определите состав коллектива

От вашего отношения к сотрудникам зависит качество работы. Нужно понять, из кого состоит ваш коллектив. Это уже опытные сотрудники, специалисты высокого класса или это начинающие, но подающие большие надежды работники. В любом случае вы должны их уважать. Это важно для создания комфортной и результативной работы.

Определите цель

Каких взаимоотношений в итоге вы должны достичь с вашими сотрудниками? Чтобы вам было проще, представьте, что вам необходимо снять рекламный ролик о вашем штате сотрудников. Что вы отразите в этом ролике? Когда вы видите цель, вам и вашим подчиненным проще прийти к результату и определить, что вам подходит во взаимоотношениях, а чего стоит избегать.

Как ставить цели, которые приведут компанию к успеху »

Определите дистанцию

Руководитель для сотрудников должен находиться в роли вышестоящего лица, а вот насколько высоко – решает он сам. Кто-то задает очень высокую планку, кто-то предпочитает идти на несколько шагов впереди, взаимодействуя с командой и вместе преодолевая трудности. Но это две крайние точки, вы можете создать своей собственный подход.

Соблюдайте дистанцию

Как только происходит отход от необходимого направления, вы мягко можете вернуть все на свои места. Со временем все поймут и привыкнут к такому положению вещей. Вы можете немного изменять дистанцию в зависимости от ситуации. Чаще подчеркивайте среди подчиненных успехи, которые вы смогли достигнуть благодаря такой схеме взаимоотношений.

Действуйте последовательно

Если вы желаете, чтобы в вас видели и признавали профессионала, но не уделяете должного внимания обучению сотрудников и сами не растете, вряд ли у вас это получится. Придерживайтесь баланса в поощрении и наказании, опираясь на правила, которые известны всем сотрудникам. Не делайте исключений в правилах для кого-то, будьте справедливы и последовательны. Это обязательно вызовет уважение у работников и научит их следованию установленным правилам.

Вывод

Как показывает практика, взаимоотношения «начальник-друг» и «подчиненный-друг» явление не редкое. Но при всех положительных свойствах данный подход имеет большое количество минусов. Чтобы устранить или снизить негативные последствия таких взаимоотношений, важно постоянно держать дистанцию и соблюдать субординацию.

Будьте последовательны в своих действиях и тогда у вас с большой долей вероятности получится создать прекрасные взаимоотношения со своими сотрудниками.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.