Ваш доступ к журналу

Горячая линия: 8-800-222-1592

Коммерческий директор

Прибыль компании: это престиж на рынке или ресурс для развития

  • 22 апреля 2019
  • 33
Прибыль компании: это престиж на рынке или ресурс для развития

Узнайте, как управлять прибылью вашей компании.


Вы узнаете:

  • Из чего состоит прибыль любой компании.
  • Какие существуют виды прибыли.
  • Какие факторы влияют на размер прибыли.
  • Как увеличить прибыль.

Определение функций прибыли

Прибыль – это результат деятельности предпринимателя и то, ради чего существует компания. Чтобы увеличить прибыль, компания постоянно совершенствует и дорабатывает продукт, минимизирует издержки и осваивает новые рынки.

В экономике прибыль – это разница между выручкой или иной финансовой выгодой и затратами, связанными с производством и реализацией продукции.

По определению прибыль выполняет несколько важных функций:

  • Стимулирующую. Каждая фирма старается закрепиться на рынке, получить конкурентные преимущества и денежный результат. Это позволяет компании динамично развиваться. Планирование прибыли заставляет владельца компании более тщательно подходить к организации производства, уменьшать издержки, максимально эффективно использовать все имеющиеся ресурсы и добиваться отдачи от всех факторов производства. В процессе компания разрабатывает и совершенствует инновационные технологии, осваивает ведущие достижения науки и техники. В конечном счете это способствует росту фирмы. Если таких фирм много – растет и экономика страны.
  • Регулирующая. Прибыль распределяется по различным направлениям и фондам – на резервы, на закупку валюты, на развитие производства и т.д., благодаря чему происходит регулирование денежных потоков.
  • Контролирующая – экономический эффект работы фирмы.

Часть прибыли традиционно направляется на дела компании: из нее выплачиваются премии и другие поощрительные выплаты сотрудникам, улучшаются условия труда, приобретается новое оборудование, часть прибыли уходит в доход владельцев компании и расходуется ими по собственному усмотрению.

«Коммерческий директор» рекомендует к прочтению:

Прибыль компании: это престиж на рынке или ресурс для развития

Виды прибыли организации

Все виды прибыли можно классифицировать по условиям ее формирования. Рассмотрим подробнее.

  • По величине расходов:
1. бухгалтерская;
2. экономическая.

Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между доходами и расходами, связанными с производством и (или) реализацией продукции.

Экономическая, или чистая прибыль рассчитывается как разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами. К дополнительным расходам можно отнести затраты на мотивацию сотрудников, собственные траты, не учтенные в себестоимости и т.д.

Чистая прибыль – это доход компании за вычетом всех затрат.

  • По конечному результату:
1. нормативная;
2. максимально возможная;
3. упущенная (недополученная, отрицательная).

Нормативная, или предусмотренная прибыль – это минимальная сумма, позволяющая гарантировать финансовую устойчивость компании. Эту сумму каждая компания определяет индивидуально.

Максимально возможный доход получается при наименьших затратах и наибольшей выручке.

Упущенная (отрицательная и недополученная) прибыль фирмы – это убыток или доход, который не был получен из-за нарушений обязательств, допущенных контрагентом.

  • По характеру налогообложения:
1. облагаемая налогом;
2. не облагаемая налогом.

Облагаемая – это разница между общими доходами от реализации продукции и различных внереализационных операций и убытками прошлого отчетного периода. Это доход компании, подлежащий налогообложению.

Необлагаемая прибыль регламентируется статьей 251 НК РФ.

  • В зависимости от вида деятельности фирмы:
1. от финансовой деятельности (доход или убыток, полученный от привлечения капитала в другие источники);
2. прибыль от производства (то, что компания получила в результате производственной деятельности и реализации собственной продукции);
3. от инвестиционной деятельности (результат, полученный от инвестиций в ценные бумаги, в банковские и иные вклады, доход, который получен от участия в совместной деятельности с организациями-партнерами).

Существуют и другие классификации:

  • По источникам формирования – от реализации продукции, имущества и от внереализационных операций.
  • По периоду формирования – прибыль предшествующего, отчетного и планового периода.
  • По регулярности формирования – регулярно формируемая и чрезвычайная.
  • По характеру использования – капитализированная (нераспределенная) и потребленная (распределенная).

Подход к ценам, способный увеличить прибыль на 5 %

Прибыль компании: это престиж на рынке или ресурс для развитияПо результатам исследования с участием около 1 500 компаний, проведенного международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s, увеличение цены на 1 % (при неизменных объемах продаж) приводит к росту валовой прибыли в среднем на 8 %.

Узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор», как внедрение регламента ценообразования поможет эффективнее управлять прибылью вашей компании.

Узнать о подходе

Отличие выручки и дохода от прибыли компании

На первый взгляд термины прибыль, выручка и доход идентичны. Однако есть ряд расхождений.

Выручка – это средства, полученные вследствие реализации продукции в течение заданного периода времени. Общая выручка – это суммы, которая компания получила, осуществляя основную деятельность, инвестиционную деятельность и финансовую деятельность.

Выручка от реализации – это деньги, полученные именно за продажу продукции. Она может быть двух видов:

  • Валовая – сумма, полученная от продажи и внереализационных операций.
  • Чистая выручка – деньги, оставшиеся после отчисления НДС, других налогов, возврата, скидок. Из чистой выручки в дальнейшем рассчитываются и выплачиваются дивиденды (при необходимости) и суммы, необходимые для развития компании.

Доход – это выручка, полученная за некоторый отрезок времени в результате реализации продукции. Из этой выручки вычитаются материальные затраты и некоторые налоги в соответствии с действующим законодательством.

Материальные затраты – это сумма, которая была израсходована на производство. Сюда же включаются амортизация основных средств, социальные и иные затраты, кроме расходов на оплату труда сотрудников.

Доход не включает поступления от физических лиц и других компаний. В случае, если доход является налогооблагаемым, остаток суммы после налогообложения делится на несколько частей:

  • Фонды потребления – расходы на оплату труда персонала.
  • Инвестиционный доход – денежные средства, полученные от инвестиционной деятельности.
  • Страховой доход – сумма, необходимая на уплату страховых взносов.

Как рассчитать чистую прибыль организации

Для расчета чистой прибыли необходимо выполнить несколько последовательных этапов:

  1. Рассчитать количество средств, затраченных на изготовление товара, включая расходы на материалы и комплектующие.
  2. Рассчитать валовый доход, то есть из выручки вычесть производственные затраты, рассчитанные в первом пункте.
  3. Рассчитать чистую прибыль, то есть из валового дохода вычесть обязательные отчисления – налоги, сборы и прочее.

Прибыль компании: это престиж на рынке или ресурс для развития

Факторы, влияющие на размер прибыли организации

Все факторы, влияющие на размер потенциальной прибыли, можно разделить на 2 группы:

  • Внутренние.
  • Внешние.

Внутренние зависят от деятельности компании, рекламы, управленческих и иных решений. К этой группе факторов относятся:

  • Результативность торгового процесса.
  • Изменение качества товара.
  • Изменение объемов производства.
  • Снижение расходов на производство продукции.
  • Оптимальное использование имеющихся производственных мощностей.
  • Расширение предлагаемого ассортимента.
  • Эффективная реклама.

Прибыль компании: это престиж на рынке или ресурс для развития

К внешним факторам относятся те, которые не зависят от деятельности предприятия и его руководства:

  • Экологическая ситуация.
  • Экономическая ситуация в регионе и мире.
  • Природные особенности региона.
  • Политическая обстановка в регионе, стране и мире.

Каждый из этих факторов потенциально может оказать влияние на доход компании как в положительную, так и в отрицательную сторону. От внешних и внутренних воздействий зависит, какую прибыль компания получит в результате своей деятельности.

Важная новость для подписчиков!

Как увеличить прибыль компании

Существует 2 способа изменения (в данном случае увеличения) прибыли компании:

Более простой способ – снизить себестоимость. Рост производства требует дополнительных расходов, закупки дополнительного оборудования, найм сотрудников. Также придется заняться продвижением товара на другие сегменты рынка – если вы произведете больше, но не сможете продать, это лишь увеличит ваши издержки.

Уменьшение расходов является объективным процессом. Причина – не только в росте доходов, но и в конкурентной борьбе. Компания должна иметь возможность снизить стоимость производимого продукта или перейти на новый.

Снижение затрат достигается за счет следующих основных факторов:

  • Достижение определенного уровня производительности.
  • Оптимизация постоянных и переменных затрат компании.
  • Оптимизация затрат на снабжение и реализацию продукции.
  • Внедрение на предприятии управленческого учета.
  • Достижение плановых показателей оборачиваемости средств, в первую очередь оборотных, а также их источников.
  • Уменьшение уровня запасов.
  • Минимизация потерь и расходов, не связанных с производством продукции.

Рост выручки и объема продаж может быть достигнут с помощью следующих ключевых факторов:

  • Условия производства, позволяющие наращивать объемы, вводить инновационные технологии, при необходимости увеличивать ассортимент или переходить на кардинально иной продукт.
  • Оптимизация цен.
  • Гарантия отличного качества производимой продукции.
  • Детальное соблюдение всех заключенных договоров – в этом случае люди придут к вам еще раз и посоветуют вашу компанию друзьям.
  • Продвижение товара на новых рынках.
  • Оптимизация и расширение сети дилеров.
  • Эффективная деятельность менеджеров, связанная с продажей товара и поиском потенциальных клиентов.

Анализ изменения прибыли организации

В случае падения прибыли проводится анализ ее изменения и разыскиваются дополнительные резервы. В процессе анализа делается следующее:

  • Происходит оценка эффективности финансовой деятельности и выполнения поставленных производственных заданий.
  • Анализ структуры и составляющих прибыли предприятия.
  • Анализ факторов, которые влияют на формирование и получение дохода.
  • Анализ и оценка эффективности распределения денежных средств на производстве. Одно из условий – деньги должны распределяться пропорционально.
  • Выявление и расчет имеющихся резервов.

На основе проведенного анализа формируется отчет и просчитывается несколько вариантов повышения эффективности компании, в зависимости от выбранного способа, стиля руководства, готовности идти на компромиссы и дополнительные затраты. Здесь важно знать, что относится к прибыли и можно ли снизить влияние негативных факторов.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.