Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Кассовый разрыв: причины появления и способы ликвидации дыр в бюджете компании

23 апреля 2019
195
Средний балл: 0 из 5
Кассовый разрыв: причины появления и способы ликвидации дыр в бюджете компании

Разбираемся в понятии кассового разрыва и способах его устранения.


Вы узнаете:

  • Что такое кассовый разрыв в бизнесе.
  • Какие существуют причины кассовых разрывов.
  • Как рассчитать кассовый разрыв (формула).
  • Как избежать появления кассовых разрывов.
  • Как ликвидировать кассовый разрыв.

Кассовый разрыв появляется, когда время поступления денег на предприятие не совпадает со сроком платежей.

Рассмотрим подробнее, что это такое – кассовый разрыв, простыми словами расскажем, как его рассчитать и ликвидировать.

Причины кассовых разрывов

Кассовый разрыв – это ситуация, когда в компании недостаточно финансов, необходимых для покрытия текущих произведенных расходов в полном объеме и точно в срок.

2 главные причины кассовых разрывов:

  • Отсутствие или недостаточная эффективность планирования движения денежных потоков в ближайшей и средней перспективе.
  • Недостаточно продуманные и недостаточно эффективные меры по устранению кассовых разрывов.

Причины кассовых разрывов на предприятии

Планируя денежные потоки, финансовый отдел производственного предприятия должен учитывать сроки поступления денежных средств от покупателей и из иных источников и сроки перечисления их поставщикам.

Главной причиной появления проблем с финансированием на производственном предприятии является недостаточно продуманная политика.

Еще одна причина отсутствия денег в кассе – недобросовестность покупателей, длительная задержка денежных средств или погашение задолженностей не в полном объеме.

Особенно четко такой разрыв выражается, если покупателям предоставлена отсрочка. В течение периода, на который предоставляется отсрочка, финансовая экономическая ситуация на предприятии, в отрасли и в стране в целом может измениться до такой степени, что малейшая задержка выплаты может оказать негативное влияние на финансовую устойчивость компании.

Кассовый разрыв: причины появления и способы ликвидации дыр в бюджете компании

Пример кассового разрыва

Причины временных кассовых разрывов

Производственный, или текущий разрыв спрогнозировать заранее достаточно сложно. В то время как временные кассовые разрывы прогнозировать можно и нужно. Также нужно разрабатывать комплекс мер для снижения возможного ущерба.

Пример: несоответствие условий договора на поставку товара и продажу его конечному потребителю. Допустим, закупка происходит в начале недели, в понедельник, со стопроцентной оплатой по получению. В этот же день товар отправляется контрагенту, однако контрагент оплачивает товар с задержкой в 5 рабочих дней. В течение этого периода за фирмой будет числиться дебиторская задолженность, и в начале следующей недели образуется кассовый разрыв. Одна из задач экономистов – прогнозировать такие разрывы и принимать меры по снижению последствий.

Даже краткосрочный дефицит денег может привести к последствиям:

  • Штрафным санкциям за просрочку очередного платежа.
  • Неполной поставке сырья.
  • Нарушению производственного процесса.
  • Ухудшит отношения с контрагентами.
  • Нанесет вред деловой репутации.

Алгоритм работы с дебиторской задолженностью для устранения кассовых разрывов

Работа с дебиторкой и контроль своевременных выплат позволят значительно снизить вероятность образования дыр в бюджете вашей компании. 

В статье электронного журнала «Коммерческий директор» вы найдете готовый алгоритм контроля дебиторской задолженности, который подойдет для малых и средних организаций.

Смотреть алгоритм

Как посчитать кассовый разрыв: формула расчета

Чтобы выявить кассовый разрыв, необходимо составить подробный отчет о движении денежных средств. Если на начало отчетного периода наблюдаются отрицательные показатели, то это говорит о появлении разрыва.

Пример формулы расчета кассового разрыва:

ОДС = ДС + ПД – ПП

  • ОДС – остаток денег на момент закрытия операционного дня.

Если остаток является отрицательной величиной, стоит принять комплекс мер по получению от дебиторов задолженности, необходимой и достаточной для закрытия образовавшегося разрыва.

  • ДС – денежные средства на начало операционного дня.
  • ПД – фактические платежи дебиторов, поступившие в течение операционного дня.
  • ПП – платежи поставщикам и контрагентам.

Кассовый разрыв: причины появления и способы ликвидации дыр в бюджете компании

С помощью данной формулы можно также понять, в чем именно заключается проблема кассового разрыва.

Как предотвратить кассовый разрыв в бизнесе

Существуют стандартные меры, с помощью которых можно свести к минимуму вероятность появления кассовых разрывов. К таким мерам относятся:

  • Постоянный анализ дебиторской задолженности и разработка мер по ее взысканию.
  • Работа с постоянными дебиторами, что позволяет сделать платежи более надежными, прозрачными и прогнозируемыми.
  • Своевременное проведение финансового анализа, составление платежного календаря и бюджета.
  • Сведение к минимуму кредитных операций. По возможности, не стоит пользоваться товарными кредитами и иными заемными ресурсами. С поставщиками можно договориться о небольшой отсрочке на день-два, с кредитными организациями это не получится. Однако в некоторых случаях без сторонних средств не обойтись.

Финансовый отдел должен постоянно заниматься финансовым планированием и уменьшением неоперационных расходов (проценты по кредитам и сторонние выплаты).

Кассовый план

Кассовый план – это прогноз поступлений и выплат из бюджета. Он составляется на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Коме прочего, в плане указывается максимально допустимый объем денежных средств, которые могут быть использованы на проведение различных операций.

Полную информацию о кассовом плане можно уточнить в ст. 217.1 БК РФ.

Платежный календарь

Запланированный платежный календарь представляет собой сводную таблицу с поступлениями и планируемыми расходами. Для получения полной и достоверной информации все планы по поступлению и выбытию денежных средств тщательно согласовываются, контролируются и ранжируются в зависимости от приоритета.

В отчетном периоде на предприятии ведется фактический платежный календарь – заполняется такая же таблица, но уже не с плановыми, а с фактическими данными. Данные ежедневно сверяются с планом, после чего принимается решение по осуществлению всех плановых и срочных внеплановых платежей.

Важная новость для подписчиков!

Ликвидация кассового разрыва

Если кассовый разрыв выявлен на стадии планирования, у предприятия есть достаточное количество времени, чтобы разработать комплекс мер по его устранению.

Существует несколько стандартных мер, которыми можно пользоваться при устранении разрывов:

  • Привлечение предоплаты от покупателей. Компания может провести переговоры с крупным или несколькими постоянными покупателями на предмет внесения частичной или полной предоплаты в счет будущих закупок. За это им можно, например, предоставить скидку, льготные условия, удобное время доставки.
  • Проведение инкассирования существующей дебиторской задолженности и переговоров о возврате долгов.
  • Отсрочка оплаты счетов. Из всей кредиторской задолженности отбираются один или несколько поставщиков, которым можно задержать выплату. С поставщиками проводятся переговоры о предоставлении единовременной отсрочки платежа. Это позволит избежать возможных неприятных последствий.
  • Привлечение заемных средств. Этот способ используется, если закрыть разрыв нужно срочно.
  • Пролонгация кредита. При непогашении кредита у компании появляется просрочка, что отрицательно сказывается на кредитной истории и ведет к штрафам, неустойкам и т.д. В данном случае поможет пролонгация – перенос даты платежа на более позднюю дату. Здесь есть несколько нюансов:
    1. Пролонгация должна быть спланирована. Если срок погашения – уже завтра, а компания только сегодня обнаружила, что денег нет, пролонгация вряд ли будет возможна. Минимальный срок, когда нужно вести подавать заявку о пролонгации – 1 неделя.
    2. Срок пролонгации. Финансовый отдел должен оценить состояние дел на предприятии и определиться с датами возврата. Пролонгация может быть в рамках срока выдачи кредита или вне рамок. К примеру, если компания получает кредит на 1 год, переносы сроков в рамках этого года будут считаться краткосрочными. Если граница пересекается, кредит становится долгосрочным. В первом случае банки могут пойти на пролонгацию, во втором – они это делают крайне неохотно.
    3. Комиссии и другие потери. Все зависит от договора, который компания заключает с конкретным банком. В документе могут содержаться дополнительные условия – рост процентной ставки, ограничение числа пролонгаций, комиссии.
  • Перекредитование. Альтернатива пролонгации. Главный нюанс, который необходимо помнить при разработке схем перекредитации – нельзя погасить кредит с процентами за счет другого кредита. Многие банки отказываются выдавать кредиты и на погашение существующего долга перед поставщиками. Занять деньги можно лишь на финансирование затрат будущего периода, погасить их можно за счет выручки от продажи.

Все перечисленные способы устранения кассовых разрывов могут использоваться как независимо один от другого, так и комплексно.

Особое внимание нужно обратить на стоимость устранения. К примеру, если компания на несколько дней задержит оплату поставщику по предварительной договоренности, это обойдется относительно недорого. Любая работа с кредитной линией, будь то пролонгация или перекредитация, влечет за собой комиссии, изменение кредитной ставки и другие убытки.

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи практического пособия по маркетингу и продажам - журнала «Коммерческий директор» без ограничений.

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня и используйте полезные идеи для роста продаж.

Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.