Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Как рассчитать коэффициент ликвидности предприятия

23 апреля 2019
44
Средний балл: 0 из 5
Главный специалист по обучению продажам в ювелирной компании "Рута"
Как рассчитать коэффициент ликвидности предприятия

Чтобы оценить способность компании покрывать свои расходы только за счет оборотных капиталов, необходимо использовать специальные показатели – коэффициенты ликвидности. О них мы поговорим в этой статье.


Вы узнаете:

  • Для чего нужны коэффициенты ликвидности.
  • Какие коэффициенты ликвидности используются для прогнозов в компаниях.
  • Как рассчитать по формуле коэффициент ликвидности предприятия.
  • В чем особенности коэффициента ликвидности дебиторской задолженности.
  • Что такое индекс ликвидности.

Какие коэффициенты ликвидности используются для прогнозов в компаниях

Ликвидность (мобильность) – это способность активов фирмы быстро и без затруднений быть обращенными в денежный эквивалент для выполнения текущих обязательств компании. Оценка показателей ликвидности проводится на основании сформированных отчетов по балансу и проведенной аналитики.

Чтобы понять, для чего нужны коэффициенты ликвидности, следует посмотреть на историю бизнеса в России и за рубежом. Она показывает, как самые успешные предприятия превращались в пирамиды или разрушались из-за того, что были не в состоянии оплатить свои счета.

Связано это с тем, что часто предприниматели принимают на себя избыточные обязательства с расчётом на то, что в дальнейшем смогут покрыть их с помощью кредитования или рассрочки. Но из-за того, что процессы идут не по плану, средств на выполнение обязательств начинает не хватать.

Если запасы не мобильны, то быстро решить финансовые трудности не получится, что приводит к банкротству. Во многом с этим был связан ипотечный кризис в Америке 2007 года, когда недвижимость просто перестала быстро оборачиваться.

Коэффициент ликвидности – это способность продать активы по цене, которая будет максимально близка к рыночной.

Памятка:

Как рассчитать коэффициент ликвидности предприятия

Нажмите на изображение для увеличения

Рассмотрим виды показателей, которые используются в бизнесе.

Текущая ликвидность средств

Показывает реальные возможности фирмы на нынешний момент. Рассчитывается как отношение существующих оборотных капиталов к краткосрочным обязательствам. Один из самых важных критериев, которые вычисляются в организациях.

Как рассчитать коэффициент ликвидности предприятия

В зависимости от отрасли экономики считается нормальным вес показателя равный 2. Это говорит о стабильном положении дел. Если же цифра расчета получается ниже 1, то руководителю стоит задуматься, так как это признак высокого финансового риска.

Текущая ликвидность позволяет компании оплачивать счета только за счет собственных средств. Чем выше текущая ликвидность, тем выше платежеспособность.

Абсолютная ликвидность средств

Показывает, какой объем долгов организации можно покрыть за счет имеющихся в наличии денежных средств или ценных бумаг. Его нормативное значение должно быть больше 0,2, что будет означать гашение не менее 20 % обязательств в течение одного рабочего дня.

Обоснований цифры в практике нет, но считается, что адекватный вес критерия находится в пределах от 0,2 до 0,5 (в зависимости от неоднородности структуры сбережений).

Как рассчитать коэффициент ликвидности предприятия

Абсолютная и текущая ликвидность показывают реальное положение дел с финансами на предприятии и с другой стороны могут указать на нерациональную структуру капиталов. В частности, определить неработающие активы или слишком большие запасы денег на счетах.

Под запасами понимают все наличные и безналичные средства, находящиеся в кассе или на расчетном счете фирмы. Поскольку сами по себе они не приносят прибыли, чрезмерные резервы лучше вложить в дело.

Стоит сказать о рекомендуемых значениях коэффициентов ликвидности. Выше указаны минимальные и максимальные границы, в которых могут находиться критерии. При этом следует понимать, что нормальным состоянием можно считать цифру, приближенную к верхней планке. В условиях современного рынка предпринимателям выгодно иметь долги, и серьезное отклонение от максимума будет свидетельствовать о нестабильности предприятия.

Мобильность запасов

Помогает грамотно рассчитывать количество ценностей, которые следует держать в запасах. Это особенно актуально для крупных торговых компаний, у которых значительная сумма тратится на приобретение различных товаров. Тем самым может возникнуть риск «заморозить» инвестиции в продукты, которые будет сложно продать.

Коэффициент ликвидности запасов показывает, в каком соотношении существующие материальные ценности смогут покрыть расходы организации, если понадобится сделать это в срочном порядке. Он говорит о достаточности денежных потоков для создания товарных запасов на складах организации и ее финансовой устойчивости.

В случае недостаточности инвестиций для формирования резервов на складах, руководству компании необходимо разработать стратегию по усилению устойчивости предприятия. Одним из выходов из такой ситуации является докапитализация, когда оборотный капитал увеличивается под существующие потребности склада.

Нормативное значение коэффициента ликвидности запасов должно быть выше 1. Если фиксируется значение ниже указанной цифры, то это свидетельствует об отрицательном балансе собственного капитала предпринимателя и возможном банкротстве. Рассматривается всегда в динамике бизнеса, в случае постоянного положительного роста указывает инвесторам на стабильность бизнеса.

Как рассчитать по формуле коэффициент ликвидности предприятия

Наиболее актуальный момент для расчета ликвидности баланса наступает в период экономической нестабильности, а также в случае, когда организация планирует ликвидироваться путем банкротства. В обоих случаях встает главный вопрос – хватит ли денег, чтобы оплатить все задолженности.

Похожая ситуация возникает, если компания часто пользуется заемными средствами, и в определенный момент становится необходимым понять, хватит ли собственных сбережений для погашения кредита.

Перед тем как проводить вычисления, необходимо выполнить анализ мобильности баланса и запасов. Их оценивают в зависимости от скорости перевода в деньги и ранжируют по степени ликвидности активов, которая определяется по таблице:

Актив

 

Пассив

 

Наиболее быстро продаваемые

А1

Срочные

П1

 

Быстрореализуемые

А2

Краткосрочные

П2

С нормальной ликвидностью

 

А3

Долгосрочные

П3

Медленно реализуемые

 

А4

Постоянные

П4

Как рассчитать коэффициент ликвидности предприятия

Чтобы комплексно оценить баланс, рекомендуется сопоставить группы активов с пассивом и проследить взаимосвязь коэффициентов ликвидности:

  • А1 > П1 – в организации стабильное положение дел с финансами на текущий момент времени. Любые срочные обязательства могут быть покрыты за счет собственных ресурсов.
  • А2 > П2 – фирма будет в состоянии оплатить свои счета, если брать в расчет время, которое потребуется на продажу ценных бумаг или товаров.
  • А3 > ПЗ – в будущем, при наличии стабильно поступающих платежей со стороны контрагентов, компания будет способна оплатить обязательства в период, за который совершается оборот денежных средств.

С такими нормативными значениями коэффициентов ликвидности А4 будет меньше, чем П4. Это говорит том, что все условия для финансовой устойчивости соблюдены, а шанс банкротства минимален. Этот показатель, особенно важен для инвесторов, которые планируют вложиться в акции компании.

После того, как группы активов сопоставлены и проведен анализ, можно приступить к расчетам показателей. Для этого применяются различные способы и подходы. Ниже рассмотрим наиболее важные для бизнеса.

Коэффициент ликвидности дебиторской задолженности

Зависит от платежеспособности клиентов и умения кредитора работать с накопившимися суммами. Критерий показывает, насколько быстро долги могут превратиться в финансы. Основным показателем является оборачиваемость дебиторской задолженности. Без ее расчета, будет сложно вести дела с АКБ в которой присутствует рассрочка.

Для улучшения оборачиваемости регулярно проводится:

  • Особый контроль за крупной ДЗ.
  • Систематический анализ АКБ, по которой идет накопление долгов.
  • Пересмотр политики отсрочек.

Инструменты, которые сведут дебиторскую задолженность к минимуму: советы компании Philips

Компания Philips для снижения дебиторки советует использовать 4 инструмента, которые помогут вам выявить ненадежных клиентов, спасти компанию от убытков и определить кредитный лимит, превышать который не рекомендуется. Подробнее об этих инструментах узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор».

Узнать о четырех инструментах

Мобильность баланса

Для всестороннего анализа используются усредненные данные, из них формируется соотношение суммы всех средств к платежным обязательствам. Основное условие – это учет значимости поступления денежных потоков с точки зрения исполнения оплат кредиторам.

Вычисляется коэффициент средней ликвидности через формулу по балансу:

Кл = (А1 + 0,5 х А2 + 0,3 х А3) / (П1 + 0,5 х П2 + 0,3 х П3)

Он помогает оценить изменения в денежных потоках и увидеть слабые места. Также применяется при выборе партнеров в бизнесе на основе бухгалтерской отчетности. Его значение должно быть больше или равно 1.

Индекс ликвидности

Показывает количество времени, которое понадобится, чтобы конвертировать ДЗ в деньги. Полезен для определения возможностей компании генерировать достаточный объем финансов для оплаты своих счетов.

Чтобы рассчитать индекс ликвидности, нужно умножить остаток ДЗ на среднее количество времени, необходимого для погашения. После этого нужно вычислить соотношение запасов и сроков их ликвидации, учитывая время на сбыт товара и сбор оплаты. Если цифры в формуле постоянно меняются в зависимости от сезона, то можно использовать их усредненное значение.

Вывод

Коэффициент ликвидности предприятия – это термин, который говорит о наличии инвестиций, достаточных для погашения всех своих краткосрочных обязательств.

Это условный критерий, рассматривающий текущую ситуацию с кредитами и оборотными капиталами, но благодаря ему можно быстро понять, какие активы не стоит приобретать или куда не нужно вкладывать свои деньги.

Важная новость для подписчиков!

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи практического пособия по маркетингу и продажам - журнала «Коммерческий директор» без ограничений.

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня и используйте полезные идеи для роста продаж.

Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.