Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Анализ товарооборота: как выявить нерентабельный товар в вашей системе продаж

  • 24 апреля 2019
  • 75
  • Средний балл: 0 из 5
Анализ товарооборота: как выявить нерентабельный товар в вашей системе продаж

Рассказываем, что такое товарооборот и как он влияет на экономическую эффективность вашего бизнеса.


Вы узнаете:

  • Что такое товарооборот.
  • Какие существуют виды товарооборота.
  • Какие существуют показатели товарооборота и как они рассчитываются.
  • Как проводится анализ товарооборота и для чего он нужен.

С помощью анализа товарооборота можно оценить, насколько соответствует имеющийся в наличии ассортимент спросу потребителей, и принять меры по увеличению числа продаж, ускорению оборачиваемости продукции, ритмичности и равномерности продаж.

Товарооборот – это объем продаж товаров массового потребления магазином или иной торговой организацией в финансовом выражении за заданный промежуток времени.

Виды товарооборота

Существует несколько видов товарооборота: оптовый, розничный, иногда в отдельную группу выделяется оборот общественного питания (оборот продовольственных товаров).

Оптовый товарооборот

Опт – это продажа товара предприятиями или торговыми компаниями покупателям, которые приобретают его для дальнейшего использования в коммерческой деятельности. Ключевым признаком операции, которая относится к оптовой торговле, является наличие счета-фактуры.

Специализированные оптовые компании играют на рыке важнейшую роль. С их помощью преодолеваются возможные препятствия при транспортировке и хранении продукции на складах в процессе движения от производителя к конечному потребителю.

В задачу оптовой компании входит распределение товаров по точкам розничной торговли независимо от их территориального расположения. На этом основании выделяют несколько основных подтипов оптового товарооборота:

  • По региону.
  • По нескольким регионам или стране в целом.
  • Международный.

Розничный товарооборот

В розничный товарооборот включаются все операции, которые связаны с доставкой продукции конечному пользователю. Розничная реализация завершает цикл обращения продовольственных и непродовольственных товаров на потребительском рынке.

Организационная форма бывает разная. Помимо стандартной торговли в магазинах, гипермаркетах, супермаркетах в последние годы популярностью пользуется реализация продукции с помощью интернет-магазинов.

Читайте также: 3 совета, как повысить продажи в интернет-магазине »

Розничный товарооборот – это один из ключевых показателей любого торгового предприятия, результат деятельности компании. От этого показателя зависит валовый доход и прибыль. Объем ТО, выраженный в сумме денежной выручки за реализованную продукцию, позволяет оценить значимость компании на потребительском рынке.

В товарообороте есть качественная и количественная характеристики. Первая тесно связана со структурой (ассортиментом) предлагаемой и реализуемой продукции. Количественная характеристика – это объем реализации продукции, выраженный в деньгах.

Факторы розничного товарооборота:

Анализ товарооборота: как выявить нерентабельный товар в вашей системе продаж

Товарооборот рассчитывается по классической формуле:

Т = Знп / П

  • Знп – запасы на начало отчетного периода.
  • П – объем продаж за выбранный промежуток времени.

Если у компании нет товарных запасов, то бессмысленно вычислять оборачиваемость и использовать этот показатель в дальнейших расчетах. Также не стоит включать в общий товарооборот целевые поставки товаров. Например, если компания выиграла тендер на разовую крупную поставку материалов.

Для чего нужен анализ товарооборота

Анализ товарооборота используется для выполнения нескольких важных задач:

  • Для изучения динамики реализации продукции и выполнения планов по торговой организации.
  • Для изучения наиболее и наименее рентабельных групп товаров и доработки ассортимента.
  • Для изучения всех внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на товарооборот.
  • Для анализа имеющихся резервов. Это позволяет определиться с тем, что необходимо докупить, а что продать по сниженным ценам, чтобы не загромождать склад.
  • Для разработки и корректировки планов развития предприятия.

От объема и структуры товарооборота зависят прибыль, рентабельность, издержки, фонд заработной платы, численность работников компании и финансовое состояние фирмы в целом.

Привычный продукт в новой упаковке: как «Балтика» увеличила доход в 2 раза

Чтобы поднять продажи и привлечь клиентов, порой достаточно преподнес­ти старый продукт по-новому. Любопытство потенциальных потребителей стимулирует продажи и увеличивает товарооборот ритейлеров.

Компания «Балтика», входящая в состав Carlsberg Group, поделилась с редакцией электронного журнала «Коммерческий директор» своим опытом, как смена упаковки подняла продажи в 2 раза и увеличила доход.

Узнать об опыте «Балтики»

Общие показатели для анализа товарооборота

Анализ показателей, характеризующих оборот, необходим для определения и изучения ключевых качественных и количественных характеристик работы предприятия в течение заданного периода времени. От того, насколько полно и правильно проведен данный анализ зависит расчет и других экономических показателей.

Сегодня все расчеты можно провести с помощью различных автоматизированных систем, позволяющих отследить малейшие изменения в товарном обороте и на рынке и принять необходимые решения, если нужно оперативно устранить возникшие проблемы.

К общим показателям товарооборота относят:

  • Объем ТО в денежном выражении в ценах текущего и планового отрезка времени.
  • Ассортиментная структура в целом и по конкретным товарным группам, выраженная как в финансовом эквиваленте, так и в процентах.
  • ТО за отдельный промежуток времени – за день, месяц, квартал, год.
  • ТО на одного рабочего, в том числе на продавца.
  • Время обращения продукции, выраженное в днях.
  • Скорость товарооборота – количество оборотов за выбранный отрезок времени.

В качестве источников информации для проведения анализа выступают данные бухгалтерской, статистической и иной отчетности.

Расчет показателей для анализа товарооборота

Анализ товарооборота по общему объему начинается с расчета объема ТО в отчетном и предыдущем периодах. Полученные данные сравниваются между собой, для чего рассчитывается динамика товарооборота.

Динамика роста ТО в текущих ценах (ДТО) определяется по следующей формуле:

ДТО = (ФТО * 100) / ФТОп

  • ДТО – динамика роста товарооборота.
  • ФТО – фактический ТО отчетного периода, выраженный в текущих ценах, актуальных на момент проведения анализа.
  • ФТОп – фактический ТО прошлого периода.

Эта формула справедлива для периодов, когда цены не менялись. К примеру, за небольшой отрезок времени – календарный месяц. Если анализируются данные за несколько кварталов или лет (когда цены, скорее всего, не раз менялись), то расчет корректируется при помощи индекса цен. Он рассчитывается по следующей формуле:

Iцен = Цоп / Цбп

  • Iцен – индекс цен.
  • Цоп – цена отчетного периода.
  • Цбп – цена базового периода, принятая как 100 %.

Исходя из этой формулы, фактический товарооборот в текущих ценах может быть скорректирован следующим образом:

ФТОсопост = (ФТО / Iцен) * 100 %

  • ФТОсопост – фактический товарооборот, выраженный в сопоставимых ценах.

Скорость товарооборота

Скорость ТО определяет, в течение какого времени все товары, находящиеся в данный момент на складе, уйдут в оборот. Это важнейший показатель для предприятий, торгующих скоропортящимися продовольственными товарами. Он позволяет рассчитать сроки хранения товара, сроки поставок и даты реализации.

При анализе скорости рассчитываются 2 основных показателя: количество оборотов и время обращения.

Количество оборотов запасов n рассчитывается по формуле:

n = T / З

  • Т – ТО за определенный период, выраженный в деньгах.
  • З – стоимость товарных запасов.

Следует учесть, что оборачиваемость товаров можно рассчитывать исключительно в закупочных ценах. Их можно взять в накладной, счете-фактуре или ином приходном документе.

Время обращения В можно рассчитать по следующей формуле:

В = D / n

  • D – число календарных дней в отчетном периоде.
  • N – количество оборотов, или коэффициент оборачиваемости.

Анализ ассортимента

Анализ ассортимента – неотъемлемая часть управления торговым процессом. Вне зависимости от того, в каких масштабах происходит торговля, какие-то товары всегда покупаются хуже, какие-то – лучше, какие-то являются сезонными, какие-то – постоянными.

В небольших магазинах анализ ассортимента происходит интуитивно. Владелец смотрит, какой товар пришел в течение определенного периода, какой ушел, делает выводы о сезонности и уточняет, какой товар завозить, а на какой сделать скидку.

На крупных предприятиях для анализа ассортимента часто используется анализ ABC XYZ. Первая часть – это распределение товарных групп по прибыли. А – товар, который приносит наибольшую прибыль, С – который приносит наименьшую прибыль. XYZ – это такое же распределение товарных групп, но уже по спросу. X – наибольший спрос, Z – наименьший. Каждая товарная группа анализируется по обоим параметрам – и по спросу, и по прибыльности. К примеру, АХ – это товар, на который есть постоянный спрос и который приносит стабильно высокую прибыль. CZ – это товар, который не покупается и прибыли не приносит, иными словами это балласт, от которого следует избавиться, чтобы не загромождать склад.

Важная новость для подписчиков!

Результаты анализа товарооборота

Результаты проведенного анализа используются в оценке влияния товарооборота на ключевые показатели деятельности торгового предприятия: валовой доход, прибыль, издержки, изменение спрос и т.д. В конечном счете именно движение товаров играет главную роль в выборе поставщиков и формировании заказов.

При обнаружении изменений в структуре ТО, необходимо выявить причины, по которым эти изменения произошли. Для этого используется формула балансовой увязки показателей:

Зн + П = ТО + В + Е + У + Зк

  • Зн – запасы товаров на начало планируемого отрезка времени.
  • П – поступившие товары.
  • ТО – реализованные товары по объему и по группам.
  • В – выбытие (не реализация) товара по каким-либо причинам – передача в другую точку / отдел, возврат на склад поставщика и т.д.
  • Е – естественная убыль.
  • У – уценка.
  • Зк – запасы товаров на конец периода.

logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи практического пособия по маркетингу и продажам - журнала «Коммерческий директор» без ограничений.

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня и используйте полезные идеи для роста продаж.

Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.