Ваш доступ к журналу

Горячая линия: 8-800-222-1592

Коммерческий директор

Анализ товарооборота: как выявить нерентабельный товар в вашей системе продаж

  • 24 апреля 2019
  • 39
Анализ товарооборота: как выявить нерентабельный товар в вашей системе продаж

Рассказываем, что такое товарооборот и как он влияет на экономическую эффективность вашего бизнеса.


Вы узнаете:

  • Что такое товарооборот.
  • Какие существуют виды товарооборота.
  • Какие существуют показатели товарооборота и как они рассчитываются.
  • Как проводится анализ товарооборота и для чего он нужен.

С помощью анализа товарооборота можно оценить, насколько соответствует имеющийся в наличии ассортимент спросу потребителей, и принять меры по увеличению числа продаж, ускорению оборачиваемости продукции, ритмичности и равномерности продаж.

Товарооборот – это объем продаж товаров массового потребления магазином или иной торговой организацией в финансовом выражении за заданный промежуток времени.

Виды товарооборота

Существует несколько видов товарооборота: оптовый, розничный, иногда в отдельную группу выделяется оборот общественного питания (оборот продовольственных товаров).

Оптовый товарооборот

Опт – это продажа товара предприятиями или торговыми компаниями покупателям, которые приобретают его для дальнейшего использования в коммерческой деятельности. Ключевым признаком операции, которая относится к оптовой торговле, является наличие счета-фактуры.

Специализированные оптовые компании играют на рыке важнейшую роль. С их помощью преодолеваются возможные препятствия при транспортировке и хранении продукции на складах в процессе движения от производителя к конечному потребителю.

В задачу оптовой компании входит распределение товаров по точкам розничной торговли независимо от их территориального расположения. На этом основании выделяют несколько основных подтипов оптового товарооборота:

  • По региону.
  • По нескольким регионам или стране в целом.
  • Международный.

Розничный товарооборот

В розничный товарооборот включаются все операции, которые связаны с доставкой продукции конечному пользователю. Розничная реализация завершает цикл обращения продовольственных и непродовольственных товаров на потребительском рынке.

Организационная форма бывает разная. Помимо стандартной торговли в магазинах, гипермаркетах, супермаркетах в последние годы популярностью пользуется реализация продукции с помощью интернет-магазинов.

Читайте также: 3 совета, как повысить продажи в интернет-магазине »

Розничный товарооборот – это один из ключевых показателей любого торгового предприятия, результат деятельности компании. От этого показателя зависит валовый доход и прибыль. Объем ТО, выраженный в сумме денежной выручки за реализованную продукцию, позволяет оценить значимость компании на потребительском рынке.

В товарообороте есть качественная и количественная характеристики. Первая тесно связана со структурой (ассортиментом) предлагаемой и реализуемой продукции. Количественная характеристика – это объем реализации продукции, выраженный в деньгах.

Факторы розничного товарооборота:

Анализ товарооборота: как выявить нерентабельный товар в вашей системе продаж

Товарооборот рассчитывается по классической формуле:

Т = Знп / П

  • Знп – запасы на начало отчетного периода.
  • П – объем продаж за выбранный промежуток времени.

Если у компании нет товарных запасов, то бессмысленно вычислять оборачиваемость и использовать этот показатель в дальнейших расчетах. Также не стоит включать в общий товарооборот целевые поставки товаров. Например, если компания выиграла тендер на разовую крупную поставку материалов.

Для чего нужен анализ товарооборота

Анализ товарооборота используется для выполнения нескольких важных задач:

  • Для изучения динамики реализации продукции и выполнения планов по торговой организации.
  • Для изучения наиболее и наименее рентабельных групп товаров и доработки ассортимента.
  • Для изучения всех внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на товарооборот.
  • Для анализа имеющихся резервов. Это позволяет определиться с тем, что необходимо докупить, а что продать по сниженным ценам, чтобы не загромождать склад.
  • Для разработки и корректировки планов развития предприятия.

От объема и структуры товарооборота зависят прибыль, рентабельность, издержки, фонд заработной платы, численность работников компании и финансовое состояние фирмы в целом.

Привычный продукт в новой упаковке: как «Балтика» увеличила доход в 2 раза

Чтобы поднять продажи и привлечь клиентов, порой достаточно преподнес­ти старый продукт по-новому. Любопытство потенциальных потребителей стимулирует продажи и увеличивает товарооборот ритейлеров.

Компания «Балтика», входящая в состав Carlsberg Group, поделилась с редакцией электронного журнала «Коммерческий директор» своим опытом, как смена упаковки подняла продажи в 2 раза и увеличила доход.

Узнать об опыте «Балтики»

Общие показатели для анализа товарооборота

Анализ показателей, характеризующих оборот, необходим для определения и изучения ключевых качественных и количественных характеристик работы предприятия в течение заданного периода времени. От того, насколько полно и правильно проведен данный анализ зависит расчет и других экономических показателей.

Сегодня все расчеты можно провести с помощью различных автоматизированных систем, позволяющих отследить малейшие изменения в товарном обороте и на рынке и принять необходимые решения, если нужно оперативно устранить возникшие проблемы.

К общим показателям товарооборота относят:

  • Объем ТО в денежном выражении в ценах текущего и планового отрезка времени.
  • Ассортиментная структура в целом и по конкретным товарным группам, выраженная как в финансовом эквиваленте, так и в процентах.
  • ТО за отдельный промежуток времени – за день, месяц, квартал, год.
  • ТО на одного рабочего, в том числе на продавца.
  • Время обращения продукции, выраженное в днях.
  • Скорость товарооборота – количество оборотов за выбранный отрезок времени.

В качестве источников информации для проведения анализа выступают данные бухгалтерской, статистической и иной отчетности.

Расчет показателей для анализа товарооборота

Анализ товарооборота по общему объему начинается с расчета объема ТО в отчетном и предыдущем периодах. Полученные данные сравниваются между собой, для чего рассчитывается динамика товарооборота.

Динамика роста ТО в текущих ценах (ДТО) определяется по следующей формуле:

ДТО = (ФТО * 100) / ФТОп

  • ДТО – динамика роста товарооборота.
  • ФТО – фактический ТО отчетного периода, выраженный в текущих ценах, актуальных на момент проведения анализа.
  • ФТОп – фактический ТО прошлого периода.

Эта формула справедлива для периодов, когда цены не менялись. К примеру, за небольшой отрезок времени – календарный месяц. Если анализируются данные за несколько кварталов или лет (когда цены, скорее всего, не раз менялись), то расчет корректируется при помощи индекса цен. Он рассчитывается по следующей формуле:

Iцен = Цоп / Цбп

  • Iцен – индекс цен.
  • Цоп – цена отчетного периода.
  • Цбп – цена базового периода, принятая как 100 %.

Исходя из этой формулы, фактический товарооборот в текущих ценах может быть скорректирован следующим образом:

ФТОсопост = (ФТО / Iцен) * 100 %

  • ФТОсопост – фактический товарооборот, выраженный в сопоставимых ценах.

Скорость товарооборота

Скорость ТО определяет, в течение какого времени все товары, находящиеся в данный момент на складе, уйдут в оборот. Это важнейший показатель для предприятий, торгующих скоропортящимися продовольственными товарами. Он позволяет рассчитать сроки хранения товара, сроки поставок и даты реализации.

При анализе скорости рассчитываются 2 основных показателя: количество оборотов и время обращения.

Количество оборотов запасов n рассчитывается по формуле:

n = T / З

  • Т – ТО за определенный период, выраженный в деньгах.
  • З – стоимость товарных запасов.

Следует учесть, что оборачиваемость товаров можно рассчитывать исключительно в закупочных ценах. Их можно взять в накладной, счете-фактуре или ином приходном документе.

Время обращения В можно рассчитать по следующей формуле:

В = D / n

  • D – число календарных дней в отчетном периоде.
  • N – количество оборотов, или коэффициент оборачиваемости.

Анализ ассортимента

Анализ ассортимента – неотъемлемая часть управления торговым процессом. Вне зависимости от того, в каких масштабах происходит торговля, какие-то товары всегда покупаются хуже, какие-то – лучше, какие-то являются сезонными, какие-то – постоянными.

В небольших магазинах анализ ассортимента происходит интуитивно. Владелец смотрит, какой товар пришел в течение определенного периода, какой ушел, делает выводы о сезонности и уточняет, какой товар завозить, а на какой сделать скидку.

На крупных предприятиях для анализа ассортимента часто используется анализ ABC XYZ. Первая часть – это распределение товарных групп по прибыли. А – товар, который приносит наибольшую прибыль, С – который приносит наименьшую прибыль. XYZ – это такое же распределение товарных групп, но уже по спросу. X – наибольший спрос, Z – наименьший. Каждая товарная группа анализируется по обоим параметрам – и по спросу, и по прибыльности. К примеру, АХ – это товар, на который есть постоянный спрос и который приносит стабильно высокую прибыль. CZ – это товар, который не покупается и прибыли не приносит, иными словами это балласт, от которого следует избавиться, чтобы не загромождать склад.

Важная новость для подписчиков!

Результаты анализа товарооборота

Результаты проведенного анализа используются в оценке влияния товарооборота на ключевые показатели деятельности торгового предприятия: валовой доход, прибыль, издержки, изменение спрос и т.д. В конечном счете именно движение товаров играет главную роль в выборе поставщиков и формировании заказов.

При обнаружении изменений в структуре ТО, необходимо выявить причины, по которым эти изменения произошли. Для этого используется формула балансовой увязки показателей:

Зн + П = ТО + В + Е + У + Зк

  • Зн – запасы товаров на начало планируемого отрезка времени.
  • П – поступившие товары.
  • ТО – реализованные товары по объему и по группам.
  • В – выбытие (не реализация) товара по каким-либо причинам – передача в другую точку / отдел, возврат на склад поставщика и т.д.
  • Е – естественная убыль.
  • У – уценка.
  • Зк – запасы товаров на конец периода.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.