Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Как рассчитать себестоимость продукции: правила и формула

  • 25 апреля 2019
  • 687
  • Средний балл: 0 из 5
Как рассчитать себестоимость продукции: правила и формула

Разбираемся, как считается себестоимость вашей продукции (товара/услуги) по всем правилам.


Вы узнаете:

  • Почему нужно рассчитывать производственную себестоимость товара по формуле.
  • Из каких основных этапов состоит процесс определения себестоимости.
  • Из чего складывается себестоимость.
  • Как найти себестоимость продукции (формула).
  • Какие методы и формулы расчета себестоимости товарной продукции используются экономистами.

Расчет себестоимости товара нужен для того, чтобы составить грамотный бизнес-план, просчитать расходы, определиться с ценой продаваемой продукции, которая будет компенсировать издержки и позволит выйти в прибыль.

Себестоимость продукции – это основная величина, от которой производитель отталкивается в формировании цены товара.

Как рассчитать себестоимость продукции: правила и формула

Определение себестоимости единицы продукции

Чаще всего расчет себестоимости какого-либо изделия или услуги требуется произвести на начальном этапе, чтобы правильно установить цену на товар, найти средства на организацию производства, рассчитать актуальность и окупаемость проекта.

В этом вопросе не стоит ориентироваться на средние цены по рынку или конкурентов, поскольку вы не знаете условий, в которых эти товары и услуги создаются. Например, конкурентам может дороже обходиться аренда, а вам – сырье, поэтому показатели прибыли будут разными.

Чтобы иметь представление о реальном положении дел нужно провести расчет себестоимости продукции. На первом этапе обычно учитываются все издержки на производство. Этот процесс называется калькуляцией, и она может быть фактической, плановой или нормативной. Первая опирается на реальные данные, а остальные варианты – это показатели, на которые можно ориентироваться, чтобы достичь наилучшего соотношения цены и качества.

Как рассчитать себестоимость продукции: правила и формула

Прежде чем провести расчет себестоимости единицы продукции, стоит проверить наличие ограничений и норм для вашей отрасли. Чаще всего цена готового продукта составляется именно на основе базовых затрат, поэтому стоит учитывать все обязательные нормативы, чтобы представление получилось верным.

Зачем производить расчет себестоимости продукции

Чаще всего производят расчет себестоимости продукции на производстве, поскольку при продажи готовых товаров цена формируется, исходя из закупочной. Производство с нуля предполагает учет всех затрат и требований и открывает возможности для поиска решений с целью понижения себестоимости. Например, если вы видите, что сырье получается слишком дорогим, можно поискать другого поставщика или альтернативные материалы.

Расчет себестоимости проводится при анализе, составлении статистики. На основе расчетов можно скорректировать параметры производственного цикла, сформировать более точное представление о цене, найти новые возможности для сокращения расходов. Чаще всего себестоимость рассчитывается в следующих ситуациях:

  • Поиск дополнительных резервов при дефиците средств.
  • Планирование финансовой политики предприятия.
  • Анализ продуктивности производства и эффективности применяемых методов и технологий.
  • Оценка плановых ценовых показателей.
  • Хозяйственный учет на предприятии.
  • Определение рентабельности производства.
  • Установление прибыли по отдельным категориям продукции.

Как считать себестоимость продукции, полезно знать каждому предпринимателю, который хочет иметь четкое представление о производстве. Понимая, из чего складывается стоимость, можно найти способы сокращения расходов, чтобы получить в конечном итоге больше прибыли.

Из чего состоит себестоимость единицы товара

Чтобы посчитать себестоимость единицы продукции нужно знать, из чего она состоит. Многие включают сюда только издержки на производство и стоимость сырья, но это далеко не полная себестоимость продукции. Формула расчета включает не только базовые расходы, но и все, что вам требуется для того, чтобы довести продукт до конечного потребителя. Сюда входят:

  • Затраты на сырье: материал, фурнитура.
  • Расходы на производство: тепло, энергия – все, на что приходится тратиться при использовании оборудования для производства.
  • Зарплата работникам: основные сотрудники, обслуживающий персонал.
  • Амортизационные затраты.
  • Логистика и транспортные расходы.
  • Маркетинг, реклама, продвижение продукции.
  • Контроль качества, экспертизы, тесты, аналитические мероприятия.

Список может быть и длиннее, зависит от количества производственных этапов, сложности продукции, транспортировки, единиц товара. К амортизационным расходам обычно относится все оборудование, которое применяется в процессе производства. В зарплатах можно учитывать не только непосредственные выплаты, но также и отпускные, больничные и премии, которые платит компания за успешную работу. Не стоит забывать и про обязательные отчисления в пенсионный фонд, которые каждый работодатель должен перечислять по закону.

Большая категория расходов, которые стоит включить в себестоимость – это затраты на реализацию, включая доставку товара до точек сбыта, маркетинговые мероприятия, выстроенная логистика всех процессов, оплата услуг партнеров и контрагентов. Чтобы сбыть продукцию нужно грамотно ее подать, поэтому не стоит забывать и об упаковке, лейблах, брендировании товара, разработке фирменного стиля, который также требует расходов. Можно включить сюда обслуживание сайта и продвижение в социальных сетях, которое сегодня особенно актуально.

Многие избегают включения в себестоимость всех расходов подряд, но в конечном итоге они все равно ударяют по бюджету. Если вы не заложили это в стоимость товара, то вам придется компенсировать все эти расходы из своего кармана, тем самым снижая прибыль.

Как оптимизировать налоги для снижения себестоимости продукции

Часто компании стараются снизить себестоимость своего товара или услуги за счет уменьшения расходов – на оплату персонала, на материалы, запасные части. Вместе с тем существует и иной путь – оптимизация налогов.

Подробно о том, как оптимизировать налоги для того, чтобы снизить себестоимость итогового продукта, узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор».

Узнать из статьи журнала

Как высчитать себестоимость продукции: методы расчета

Обычно расчет себестоимости товара зависит от метода, который может учитывать или не учитывать определенные параметры. Выбор подхода зависит от особенностей производства, типа услуг, категории товара и объема параметров, которые учитываются при расчетах.

Условно расчет себестоимости изделия можно разделить на 2 категории: полный и усеченный. В первом случае берутся вообще все издержки предприятия, а во втором – только переменные затраты на производство, а все остальное списывают из доходов. Цена в таком случае является суммой рентабельности и себестоимости.

Также различают фактическую себестоимость и нормативную. Первая определяется при полном подсчете всех издержек, которые потребовались на производство. На это требуется больше времени, поэтому такой метод плохо подходит для случаев, когда надо рассчитать себестоимость оперативно. Вторая, нормативная, скорее играет роль ориентира. Если текущие расходы превышают установленные значения, то можно принять меры и скорректировать курс.

Еще один вариант, как рассчитать себестоимость продукции, – это ориентация на объект, по которому учитываются затраты: этап или процесс. Попередельный метод предполагает поэтапное производство продукции, когда товар проходит несколько стадий, и объектом является стадия производства. А попроцессный, в свою очередь, рассчитывается по процессам.

Как рассчитать себестоимость продукции: правила и формула

Как посчитать себестоимость единицы продукции: формула и пример

Чтобы произвести подсчеты нужна формула, но она будет отличаться в зависимости от выбранного метода учета. Все материальные затраты, зарплата, сопутствующие расходы, издержки, амортизация, пост производственные расходы и прочее – все это себестоимость продукции. Формула выглядит в базовом виде так:

(С+ПР+ДИ) / К

  • С – это сырье.
  • ПР – постоянные расходы.
  • ДИ – дополнительные издержки.
  • К – количество произведенной продукции.

Наполнение формулы зависит от выбранной технологии подсчета: одни включают сюда все, вплоть до премий сотрудников, а другие не учитывают даже логистику. Чем полнее информация, которую вы планируете включить в себестоимость, тем ближе к реальности будет полученная картина. Если не учитывать зарплаты, логистику и прочие составляющие, то перечисленное все равно придется компенсировать из прибыли. Проще заложить это в изначальную стоимость, чтобы более точно понимать, насколько продукт получится рентабельным.

О том, как рассчитать себестоимость изделия, стоит подумать на этапе составления бизнес-плана, поскольку неактуальная информация затруднит поиск инвестиций, создаст ложное представление о положении дел и завысит ожидания. Если у вас есть такая возможность, включайте в формулу как можно больше расходов на производство единицы товара, чтобы иметь четкое представление о том, что вы с этого получите.

Можно также подсчитать стоимость уже реализованной продукции: это бывает важно для аналитических расчетов и финансового планирования. Стоимость рассчитывается по следующей формуле:

ОЦ + УПР

  • ОЦ – это отпускная цена продукции.
  • УПР – условно-постоянные издержки, которые возникают в процессе изготовления и реализации.

Себестоимость реализованной продукции стоит определять для максимально актуальной информации о расходах на производство, окупаемости и рентабельности.

Дополнительно можно проследить зависимость себестоимости от количества товара. Чем больше партия, тем дешевле производство одной единицы. Это происходит потому, что часть издержек остается на прежнем уровне, а часть меняется незначительно, тем самым снижая себестоимость. Эта формула включает как переменные издержки, так и постоянные – и последние почти не зависят от объема производства.

Например, зарплаты большинства сотрудников не зависят от количества произведенного товара, сырье становится даже дешевле при закупке в больших объемах, а расходы на энергию и тепло увеличиваются не сильно. Таким образом, повышая количество единиц товара, можно значительно снизить себестоимость одной единицы. Именно поэтому на фабриках часто производят крупные партии: мелкое производство не такое выгодное.

Как рассчитать себестоимость продукции: правила и формула

Нажмите на изображение для увеличения

Вывод

Обычно с фабрики или завода товар уходит по заводской стоимости, на которую впоследствии начисляются различные транспортные издержки, расходы на маркетинг и продвижение, дополнительные затраты. Чем длиннее цепочка продаж – тем сильнее растет стоимость. Для завода себестоимость включает весь производственный цикл и расходы, а для предпринимателя, который продает готовые товары, уже заводская цена служит себестоимостью, которую нужно окупить.

Полезно знать, как рассчитывается себестоимость продукта: это позволяет более точно формировать стоимость товара/услуги и адекватно оценивать издержки.

Важная новость для подписчиков!

logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.