Ваш доступ к журналу

Горячая линия: 8-800-222-1592

Коммерческий директор

Диагностика бизнес-процессов как инструмент для развития предприятия

  • 30 апреля 2019
  • 45
Главный специалист по обучению продажам в ювелирной компании "Рута"
Диагностика бизнес-процессов как инструмент для развития предприятия

В любой компании рано или поздно возникает потребность в оптимизации существующих операций и процедур. От того, как она будет проведена, зависит прибыльность и конкурентоспособность. Поэтому для начала нужно определить существующее состояние дел, а для этого и выполняется диагностика бизнеса.


Вы узнаете:

  • Из каких шагов состоит бизнес-аналитика организации.
  • Какие методики используются в диагностике бизнес-процессов.
  • Какие работы проводятся после аналитики бизнес-процессов.

Из каких шагов состоит бизнес-аналитика организации

Перед тем как приступить к оценке деятельности фирмы, следует максимально точно описать все происходящие в ней процессы. Под точностью понимается полная детализация, указываются следующие параметры процедур:

Важно, чтобы описание было понятно каждому участнику: от владельца до рядового сотрудника. По всем критериям успешности разрабатывается план с указанием фактических значений, шкалы оценки и порядком расчета показателей. Организовывается перманентный анализ с перечнем управленческих решений в зависимости от предполагаемых отклонений от нормы.

Когда описание составлено, можно приступать к пошаговой бизнес-аналитике предприятия. Для этого используются различные методики и подходы, рассмотрим один из рабочих вариантов:

Шаг 1. Определение уровня конкурентоспособности компании

Проводится формирование конкурентных преимуществ, которыми обладает организация на текущий момент времени. Составляется список слабых сторон и преимуществ ближайших соперников в нише. С помощью собранной информации готовится сравнительная таблица с качественной и количественной оценкой критериев.

Шаг 2. Определение ключевых проблем и их причин

Составляется описание существующих угроз и блоков, которые мешают выйти на новый уровень прибыльности или выполнять планы продаж. Задача бизнес-аналитика – подготовить прогноз даже при отсутствии ярко выраженных трудностей.

Шаг 3. Оценка внутренних ресурсов и кадрового потенциала

Описывается структура организации с указанием расходуемых на ее поддержание активов. Разрабатывается стратегия по ее преобразованию с учетом указанных в предыдущем шаге потребностей.

Шаг 4. Выявление отраслевых тенденций и прогноз их влияния на развитие компании

Рассчитываются условия, необходимые для дальнейшего развития фирмы. Рыночное влияние на этот процесс может иметь огромное значение, например, может поменяться спрос или ценообразование на драйверный продукт. Подобные тенденции описываются с указанием предполагаемых действий предприятия.

Шаг 5. Моделирование будущего фирмы с учетом рыночного влияния и новой стратегии

На этом этапе бизнес-аналитик строит стратегию, которая будет учитывать все просчитанные в предыдущих пунктах угрозы и возможности. Она должна учитывать текущий потенциал организации и иметь экономичный подход к его расходованию.

При проведении исследований важно уделить внимание именно ситуациям, в которых есть устойчивый рост или, напротив, стабильное падение по всем показателям. На это есть свои причины, например, кризисные ситуации помогают найти решения, которые после внедрения сделают компанию сильнее и устранят дальнейшее возникновение ошибок.

Какие методики используются в диагностике бизнес-процессов

Процедуры, которые проводятся при исследованиях весьма затратные, но при грамотном исполнении они принесут дополнительные источники дохода. Разумеется, руководитель, принимая решение о проведении, должен учитывать и негативные последствия, вот некоторые из них:

  • Сложности с мотивацией и переквалификацией персонала.
  • Расход большого количества внутренних ресурсов.
  • Непредсказуемый результат по итогам прогнозов.

Важно, чтобы мероприятиями занимался опытный специалист, который хорошо знает структуру рынка. Найти такого легко, если предъявлять соответствующие требования и оценивать в разрезе основных задач бизнес-аналитика:

  • Сбор потребностей заказчика и формализация их в виде документов.
  • Подробная оценка получаемой информации и подготовка стратегии.
  • Разработка предложений на основе выявленных недостатков.
  • Подготовка документации и отчетов для клиента.

При выборе исполнителя следует обратить внимание на портфолио его работ и задавать вопросы в виде кейсов. Грамотность специалиста определяется не его знаниями, а по умением предложить практическое решение в сложной ситуации. Например, можно дать к решению задачу, в которой необходимо путем анализа выявить слабые стороны похожего предприятия. По ответам станет понятно, станет ли сотрудничество выгодным для вас.

Существует большое количество методик для аналитики бизнес-процессов, они подразделяются на количественные и качественные. Рассмотрим те методики, которые не требуют больших затрат финансов или жестко выстроенной структуры компании.

Пример опросника для клиентов для экспресс-диагностики бизнеса
Диагностика бизнес-процессов как инструмент для развития предприятия

Нажмите для увеличения

SWOT-анализ

Помогает всесторонне оценить деятельность предприятия, выявить сильные/слабые стороны и возможности с угрозами. Может выполняться для рынка, персонала или направления продаж, удобен за счет возможности точечного использования.

Это инструмент для качественной диагностики бизнес-процессов. Данные, которые получены с его помощью, можно применять как для доработки показателя до нужной эффективности, так и для внедрения позитивных практик в другие активности стартапа.

Продуктовые тесты

Помогают путем централизованных опросов выявить отношение покупателей к товарам организации. Необходимо проводить как на этапе запуска нового ассортимента, так и для определения факторов спроса на существующем.

Тесты такого рода используют как стартапы, так и крупные бренды. Они указывают причины, по которым выбор потребителей падает на конкурентов, определяют наиболее важные характеристики в продуктах. 

Матрица ценообразования

Эффективный метод аналитики бизнес-процессов, помогающий определить приемлемый уровень цен для клиентов и их ожидания по условиям сотрудничества. Единственный его минус – ограничение области исследования ответами респондентов, отсутствие учета маркетинговых действий конкурентов.

Для проведения оценки используется специальная матрица с описанием продуктов и вариантами цен для потребителей, по которой они выбирают наиболее предпочтительный вариант. В упрощённом варианте инструмент выглядит следующим образом:

Изделие

 

Комплект

 

С услугами

 

 

Куплю

 

Возможно

 

Точно нет

 

Куплю

 

Возможно

 

Точно нет

 

Куплю

 

Возможно

 

Точно нет

Проводится демонстрация предложения в разных вариантах и комплектациях с фиксацией ответов от потребителей. Наилучшие сочетания внедряются в работу, в случае их отсутствия диагностика бизнес-процесса выполняется еще раз.

Сегментация клиентской базы

Простая методика, которую можно использовать без найма отдельных специалистов. Позволяет разбить рынок на кластеры, состоящие из покупателей, объединенных по определенным признакам:

  • предпочтения по товарам;
  • выбор решения по цене;
  • вид услуги.

Цель – подготовить особый маркетинг под каждый выявленный сегмент, делать более эффективные продажи и нести меньше расходов на обслуживание.

Что может разорить вашу компанию: проверьте с помощью экспресс-методики

Линн Айронс, консультант Дерипаски и Абрамовича, предоставил редакции журнала «Коммерческий директор» секретную методику для диагностики системы продаж. Методика подходит любой компании.

Проверить свою компанию

Какие работы проводятся после аналитики бизнес-процессов

После того как выполнены все исследования, приходит время разработки плана конкретных действий по полученным результатам. В зависимости от того, для каких целей он разрабатывается, будет формироваться наполнение:

  • для стартапа;
  • для повышения эффективности действующего предприятия;
  • для деятельности с нуля на базе старой организации.

Типовых требований к подготовке такого документа не существует, но он должен обязательно удовлетворять задачи разработанных регламентов и быть направлен на улучшение существующего положения дел.

Приведем несколько изменений, которые могут внедряться после проведения диагностики бизнес-процессов.

  • Сокращение «плеча управления» в операциях

Часто большие затраты уходят на содержание лишних звеньев в работе между клиентами и предприятием, например, оформление заказа может происходить с участием третьих лиц, отвечающих за доставку. Автоматизация и устранение лишних затрат приведут к увеличению эффективности и прибыльности каждого заказа.

  • Диверсификация деятельности

Основывается на гибком подходе к изменениям на рынке и на расширении существующих линеек продуктов. Принимая такую модель, компания страхует себя от возможных потрясений в случае кризиса за счет работы по разным направлениям.

  • Моделирование новой схемы работы на основе бизнес-аналитики

План подготавливается по принципу «как должно быть в будущем» с учетом реальных возможностей команды и фирмы. Оценивается достижимость целей, внедряются инновационные механики взаимодействия структур.

  • Разработка плана конкретных действий по внедрению изменений

Любая стратегия должна исполняться, иначе она бесполезна и затраты на ее разработку бессмысленны. Существует масса препятствий, связанных с персоналом и последовательностью исполнения решений. Специальный документ устанавливает очередность действий и время по их реализации.

Важная новость для подписчиков!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.