Ваш доступ к журналу

Горячая линия: 8-800-222-1592

Коммерческий директор

Бракованный товар: виды брака и порядок возврата неликвида

  • 13 мая 2019
  • 22
Бракованный товар: виды брака и порядок возврата неликвида

Возврат бракованного товара вызывает ряд затруднений и у продавца, и у покупателя. Для реализации законных прав нужно знать, что именно является основанием для возврата и как проводится эта процедура.


Вы узнаете:

  • Что относится к бракованному товару.
  • Какие существуют виды брака.
  • В какой срок покупатель может вернуть бракованный товар.
  • Когда продавец может отказать в возврате.
  • Как происходит возврат брака от покупателя в магазин.
  • Как магазин возвращает товар поставщику.

Бракованный товар – это изделие, имеющее дефекты, которые портят его внешний вид и влияют на потребительские характеристики. Браком считаются исключительно дефекты, возникшие по вине производителя или продавца.

Если покупатель был уведомлен о наличии дефектов изделия, а в договоре купли-продажи прописаны соответствующие пункты, то такой товар не является бракованным.

Виды бракованных товаров

Бракованный товар: виды брака и порядок возврата неликвида

Существует несколько видов брака, которые определяются в зависимости от повреждений и типа товара. При возврате товара покупатель должен опираться на приведенную ниже классификацию, чтобы правильно рассчитать сроки и размер компенсации.

В зависимости от дефекта различают 4 вида брака:

  • Несоответствие внешнего вида изделия заявленному. Покупатель имеет право потребовать замену изделия на аналогичное либо возврата денег в полном объеме.
  • Несоответствие технических характеристик. В большинстве случаев это относится к технически сложным устройствам (планшетам, ноутбукам, смартфонам).
  • Проблемы качества. Например, если батарея устройства разряжается в 2 раза быстрее, чем заявил производитель.
  • В случае с пищевыми товарами браком может считаться изменение вкусовых свойств.

В зависимости от того, по чьей вине возник брак:

  • Производственный брак. Возврат бракованного товара от покупателя проводится по стандартным правилам без последующего обжалования. В дальнейшем магазин также возвращает товар поставщику.
  • Брак, появившийся вследствие неправильной транспортировки. Виновник – лицо, осуществлявшее упаковку и доставку товара. Это может быть как продавец, так и покупатель.
  • Дефекты, возникшие по вине продавца. Это поломки, появившиеся вследствие неправильного хранения изделий на складе, халатного отношения к работе со стороны работников склада и т.д. В этом случае вина и ответственность ложится на продавца, он возмещает покупателю убыток.
  • Дефекты, возникшие по вине потребителя. В этом случае возврат не производится.

При необходимости для определения виновника назначается специальная независимая экспертиза. Инициатором может выступить потребитель, продавец, производитель или суд.

Бракованный товар: виды брака и порядок возврата неликвида

Как определить бракованный товар

Чтобы определить, является ли товар бракованным, нужно проанализировать наличие или отсутствие проблем.

Существует следующая градация качества:

  • Стандартная градация. Товар соответствует всем требованиям, характеристикам, показателям. Если хотя бы один показатель не соответствует нормативу, товару присваивается пониженная градация.
  • Нестандартный товар может не соответствовать нормативным требованиям по одному или нескольким показателям, при этом несоответствие не является критическим.
  • Брак – выявлены критические несоответствия по одному или нескольким показателям. Несоответствия могут быть устранимыми или неустранимыми. В первом случае это – дефект.

Автоматизация, которая сведет брак на производстве к нулю

Электронный журнал «Коммерческий директор» рассказывает, как выстроить систему работы с бракованным товаром, который вы получаете от поставщиков, ввести KPI для закупщиков и уменьшить количество поломок по вине компании на 25 %.

Узнать об автоматизации »

Как вернуть бракованный товар в магазин

Возврат средств за бракованный товар оговаривается в Законе «О защите прав потребителей». Покупатель может вернуть изделие, если соблюдаются установленные сроки и условия.

Возврат брака зависит от того, кто является виновником и можно ли устранить дефект без последствий для дальнейшей эксплуатации товара.

Если продавец признает свою вину, он может сделать следующее:

  • Заменить товар на идентичный или аналогичный. При обоюдной договоренности возможна доплата со стороны потребителя (если он берет более дорогой товар) или со стороны продавца (если покупатель приобретает более дешевое изделие).
  • Частичная компенсация – если в наличии есть небольшие дефекты внешнего вида, не влияющие на технические характеристики.
  • Вернуть товар на склад и выплатить потребителю всю сумму в полном объеме.
  • Если бракована одна деталь, которую можно заменить по гарантии, отправить товар на сервисный центр и предоставить потребителю на время ремонта аналогичный товар.

Если виновником брака явилась транспортная компания, осуществлявшая доставку, она полностью или частично компенсирует стоимость товара, издержки, понесенные продавцом и покупателем, моральный вред (в случае его признания в судебном порядке).

Бракованный товар: виды брака и порядок возврата неликвида

Нажмите на изображение для увеличения

Процесс возврата бракованного товара

Первое, что нужно сделать – составить письменную претензию. Она составляется в свободной форме с учетом ряда требований:

  • Покупатель должен изложить суть претензии.
  • Указываются все контакты.
  • Составленный документ заверяется датой и подписью.
  • К заявлению должны быть приложены: чек торгующей организации, технический паспорт изделия, гарантийный талон.

Заявление рассматривается ответственным лицом.

Если продавец согласен с претензией, у него есть 10 дней на возврат денег или иной компенсации.

Отрицательный вердикт выносится лишь в случае, если независимая экспертиза признала виновником брака именно потребителя.

✪ Читайте также: Права покупателя и продавца: разбираемся в тонкостях законодательства »

Сроки возврата и выплат за бракованный товар

У виновника есть 10 рабочих дней, чтобы вернуть деньги за бракованный товар. Если возврат происходит безналичным путем, то к этому сроку добавляется время, необходимое банку для проведения возврата.

За 1 день просрочки виновник обязан выплачивать пеню, размер которой оговаривается в договоре. Если в договоре соответствующий пункт отсутствует, автоматически назначается 1 % от стоимости товара за каждый просроченный день.

Обмен товара происходит в течение 7 рабочих дней.

Один из главных вопросов – в какой срок можно вернуть товар, если он бракованный. Вернуть товар можно в течение гарантийного периода, если будут обнаружены неисправимые дефекты.

Гарантийный период – это определенный отрезок времени, зависящий от требований законодательства, технических характеристик изделия и иных факторов.

Гарантию может предоставлять:

  • Производитель. Длительность гарантии не может быть ниже установленной ГОСТом или иными законодательными актами.
  • Магазин. Длительность гарантии не может быть ниже, чем у производителя. Продавец вправе увеличить гарантийный срок по собственной инициативе.

Важная новость для подписчиков!

Возврат бракованного товара поставщику

Магазин может вернуть бракованный товар поставщику. Легче всего это сделать в момент приемки – достаточно отказаться принимать испорченные изделия и откорректировать приходную накладную.

Поставщик принимает брак, корректирует счет-фактуру и высылает обновленный вариант в течение 5 рабочих дней.

В некоторых случаях возврат товара поставщику происходит лишь после приемки товара. К примеру, если поставщик находится в другом регионе, а транспортная компания, выполнившая поставку товара по договору, отказывается принимать изделия обратно.

Алгоритм действий в такой ситуации:

Форма ТОРГ-2 свидетельствует о неликвидности товара и служит основанием для составления претензии.

  • Поставщик рассматривает и удовлетворяет претензию. Возможно, в процессе рассмотрения потребуются дополнительные операции, например, фото брака в хорошем качестве.
  • Составляется накладная ТОРГ-12. Для магазина она возвратная, для поставщика – приходная, так как он выкупает товар обратно. Этот процесс носит название обратной реализации.
  • Возвратная накладная оформляется в двух экземплярах. В графе «Основание» указывается «Возврат некачественного товара», прочие реквизиты заполняются на основании договора и приходной накладной.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.