Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Конструктивная и деструктивная критика в управлении персоналом

16 мая 2019
645
Средний балл: 0 из 5
региональный бизнес-тренер, компания «Объединённые кондитеры»
Конструктивная и деструктивная критика в управлении персоналом

Поговорим о том, как указывать подчиненным на ошибки, чтобы они были готовы их исправлять, а не воспринимали критику в штыки.


Вы узнаете:

  • Какие существуют виды критики в деловом общении.    
  • Каковы принципы применения конструктивной критики.
  • Какие приемы используются при конструктивной критике.

Администрирование коллектива строится на способности руководителя проводить анализ деятельности подчиненных и своевременно корректировать ее в случае ошибок. Одним из важнейших инструментов, применяемых в этих целях, является конструктивная критика.

Конструктивная и деструктивная критика в деловом общении

При постоянном взаимодействии в рамках компании нередко возникают ситуации, в которых необходимо корректировать ошибки персонала. Правильно выраженная критика помогает обратить внимание на слабые места в работе.

Например, такая необходимость может возникнуть в ответ на неэтичное поведение коллег на совещании или в случае невыполнения сотрудниками своих обязанностей.

В практике встречаются 2 основных вида критики: конструктивная и деструктивная. Различия между ними связаны с этической частью, то есть с тем, каким образом будет высказано суждение. В первом случае это детальный анализ проступка и поиск путей решения, во втором – скорее оценочное мнение о человеке и его личных качествах.

Причины деструктивной критики

Рассмотрим причины, которые могут привести к неграмотному проявлению обратной связи:

  • Негативный контекст высказывания

Складывается, если наставник делает замечание, не показывая пути к исправлению.

Пример: «Ты должен был сделать так, чтобы этой проблемы не возникло, но теперь поздно». Отсутствие выхода из обстоятельств загоняет работника в тупик и заставляет его защищаться и оправдываться.

  • Чрезмерная эмоциональность

Конструктивная критика – это спокойное высказывание замечаний, которое показывает оцениваемому путь к саморазвитию и грамотному выполнению работы. Но если эти же слова будут озвучены с применением неподходящих эмоций (гнев, высокомерие), то будут восприняты оппонентом неправильно.

  • Поучительный тон

Одна из распространенных ошибок, при которой руководитель преподносит свои требования, излишне показывая превосходство.

Пример: «Я же вам говорил, как надо делать, вот теперь вы это наконец-то осознали». Подобный подход приводит к внутреннему сопротивлению со стороны служащего.

Деструктивная критика – это верный путь к созданию конфликтной обстановки в коллективе.

Пример деструктивной критики

Причины конструктивной критики

Основная задача того, кто высказывает замечания, – найти оптимальный путь к диалогу, чтобы оцениваемый захотел исправить свои недочеты.

Для этого применяются следующие варианты подачи оценки:

  • Объективная

Когда наблюдается явное отклонение от рабочих норм, установленных в компании. Например, если сотрудник не предоставил отчетные документы по командировке в срок, то он получит замечание со стороны бухгалтерии.

  • Косвенная конструктивная критика

Является удачным решением в случаях, когда нельзя прямо указать на нарушения. Тогда обсуждается идентичный инцидент, который уже произошел в компании, и его последствия. На примере разбирается правильная стратегия действий.

  • Мотивирующая

Основная цель, дающего обратную связь, – побудить персонал к действию.

Пример: «У вас проблема с выполнением показателя в этом месяце, но время еще есть. Вы отличный специалист, я уверен, что вы справитесь».

  • Поддерживающая

Направлена на повышение самооценки личности, которой она высказывается. Помогает, когда сотрудник сам видит свои ошибки и демотивируется из-за этого.

  • Катастрофическая

Иногда ошибочно относится к деструктивной критике, поскольку используется как рычаг давления на коллектив. Но ее отличие в том, что она показывает решение задачи. Не стоит злоупотреблять этим типом корректирующего диалога, поскольку он перестанет работать из-за привыкания персонала.

Пример: «Почему вы не позвонили клиенту вчера в 17 часов? Я не прошу вас оправдываться. Я прошу сказать, какое теперь у нас будет решение сложившейся проблемы».

Почему эффективный руководитель должен вести себя как «сволочь»

Конструктивная и деструктивная критика в управлении персоналом

Опрос, проведенный маркетинговым агентством Zoom Market в 2018 году, показал, что 67 % работников называют руководителя сволочью, потому что он требует больше, чем платит.

Электронный журнал «Коммерческий директор» рассказывает, почему руководитель обязан стать полезной и результативной «сволочью» и как работать, чтобы сотрудники и собственники бизнеса вами гордились. Узнайте об этом из статьи, перейдя по ссылке.

Узнать из статьи журнала »

Понятие и принципы применения конструктивной критики

Правильная обратная связь всегда уместна, ее используют в тот момент, когда получена гарантированная польза. Но если момент упущен, то подобные указания могут вызвать только агрессию.

Рассматривая подробно, что такое конструктивная критика, следует остановиться на ее основных принципах:

  • Осуществляется немедленно за происшествием

Чтобы подчеркнуть недовольство начальника сложившейся ситуацией и помочь подчинённым найти выход из нее. Если откладывать диалог, будут упущены тонкости дела и актуальность, что снизит эффективность общения.

  • Высказывается объекту проступка

Любые замечания о человеке высказанные третьи лицам без его присутствия создают возможность потенциального конфликта. Это касается и тех случаев, когда автор конструктивной критики не уверен в том, что его разговор с оппонентом останется приватным.

  • Предметом порицания являются дела, а не личность

Обезличенная подача гарантирует отсутствие сопротивления со стороны персонала, потому что не несет агрессии к конкретному лицу, а пытается помочь.

  • Опирается на факты

Конструктивная критика – это непредвзятая оценка всех деталей происшествия, поэтому опирается она исключительно на факты. Цель оценивающего – рассмотреть их и показать сотруднику под правильным углом, чтобы тот осознал ошибку и был мотивирован на ее исправление.

  • Дает выход из ситуации

Исключает монолог и разрушение личности. Грамотный наставник всегда направляет коллектив к решению сложившейся проблемы. Если объект оценки не видит решения самостоятельно, начальник должен ему его подробно объяснить, добиться понимания и принятия.

Читайте также: Как строить общение с подчиненными »

Алгоритм выдачи конструктивной критики

В деловом общении партнеры используют специальные приемы, чтобы сделать обратную связь максимально полезной и приемлемой для собеседника. Такой алгоритм подходит и для того, чтобы вести диалог с персоналом, он состоит из нескольких шагов:

Шаг 1. Установление позитивного контакта

Руководитель заводит непринужденный диалог, обозначает тему и держит зрительный контакт. Его задача задать в беседе правильный тон, чтобы последующие замечания воспринимались в таком же ключе.

Шаг 2. Конструктивная критика

Высказывается по существу вопроса, указываются минусы и недостатки, приводятся аргументы в пользу точки зрения начальника. Сотрудник получает возможность высказать свое мнение относительно порицаний.

Шаг 3. Подтверждение понимания

После обсуждения всех моментов у сотрудника должно остаться четкое понимание своих ошибок. Наставнику в данном случае уместно применять следующие вопросы:

  • Как ты понял то, чего я хочу добиться от тебя?
  • Ясны ли предъявляемые требования? Изложи их своими словами.
  • Что было сделано не так?

Шаг 4. Согласование процесса

Самый короткий ответ на вопрос «конструктивная критика – что это такое?» – план конкретных действий с установленным сроком на исполнение. В идеальном варианте стратегия предоставляется персоналом самостоятельно, а директор только согласовывает ее применение.

✪ Читайте также: Критика подчиненных: 9 правил и 5 этапов разговора с сотрудником »

Важная новость для подписчиков!

Вывод

Умение давать и воспринимать грамотную обратную связь является залогом комфортной и успешной работы на коллективе. Соблюдение алгоритма общения и правил делового этикета помогут избежать конфликтов и наладить диалог руководителя с коллективом.

Важно понимать, что использование только лишь поощрений не способствует развитию специалистов и личностному росту управленцев. Конструктивная критика является инструментом, с помощью которого наставник может побуждать подопечного к обучению через отрицательные эмоции, которые являются более сильным стимулятором активности.

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи практического пособия по маркетингу и продажам - журнала «Коммерческий директор» без ограничений.

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня и используйте полезные идеи для роста продаж.

Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.