Ваш доступ к журналу

Горячая линия: 8-800-222-1592

Коммерческий директор

Конструктивная и деструктивная критика в управлении персоналом

  • 16 мая 2019
  • 261
региональный бизнес-тренер, компания «Объединённые кондитеры»
Конструктивная и деструктивная критика в управлении персоналом

Поговорим о том, как указывать подчиненным на ошибки, чтобы они были готовы их исправлять, а не воспринимали критику в штыки.


Вы узнаете:

  • Какие существуют виды критики в деловом общении.    
  • Каковы принципы применения конструктивной критики.
  • Какие приемы используются при конструктивной критике.

Администрирование коллектива строится на способности руководителя проводить анализ деятельности подчиненных и своевременно корректировать ее в случае ошибок. Одним из важнейших инструментов, применяемых в этих целях, является конструктивная критика.

Конструктивная и деструктивная критика в деловом общении

При постоянном взаимодействии в рамках компании нередко возникают ситуации, в которых необходимо корректировать ошибки персонала. Правильно выраженная критика помогает обратить внимание на слабые места в работе.

Например, такая необходимость может возникнуть в ответ на неэтичное поведение коллег на совещании или в случае невыполнения сотрудниками своих обязанностей.

В практике встречаются 2 основных вида критики: конструктивная и деструктивная. Различия между ними связаны с этической частью, то есть с тем, каким образом будет высказано суждение. В первом случае это детальный анализ проступка и поиск путей решения, во втором – скорее оценочное мнение о человеке и его личных качествах.

Причины деструктивной критики

Рассмотрим причины, которые могут привести к неграмотному проявлению обратной связи:

  • Негативный контекст высказывания

Складывается, если наставник делает замечание, не показывая пути к исправлению.

Пример: «Ты должен был сделать так, чтобы этой проблемы не возникло, но теперь поздно». Отсутствие выхода из обстоятельств загоняет работника в тупик и заставляет его защищаться и оправдываться.

  • Чрезмерная эмоциональность

Конструктивная критика – это спокойное высказывание замечаний, которое показывает оцениваемому путь к саморазвитию и грамотному выполнению работы. Но если эти же слова будут озвучены с применением неподходящих эмоций (гнев, высокомерие), то будут восприняты оппонентом неправильно.

  • Поучительный тон

Одна из распространенных ошибок, при которой руководитель преподносит свои требования, излишне показывая превосходство.

Пример: «Я же вам говорил, как надо делать, вот теперь вы это наконец-то осознали». Подобный подход приводит к внутреннему сопротивлению со стороны служащего.

Деструктивная критика – это верный путь к созданию конфликтной обстановки в коллективе.

Пример деструктивной критики

Причины конструктивной критики

Основная задача того, кто высказывает замечания, – найти оптимальный путь к диалогу, чтобы оцениваемый захотел исправить свои недочеты.

Для этого применяются следующие варианты подачи оценки:

  • Объективная

Когда наблюдается явное отклонение от рабочих норм, установленных в компании. Например, если сотрудник не предоставил отчетные документы по командировке в срок, то он получит замечание со стороны бухгалтерии.

  • Косвенная конструктивная критика

Является удачным решением в случаях, когда нельзя прямо указать на нарушения. Тогда обсуждается идентичный инцидент, который уже произошел в компании, и его последствия. На примере разбирается правильная стратегия действий.

  • Мотивирующая

Основная цель, дающего обратную связь, – побудить персонал к действию.

Пример: «У вас проблема с выполнением показателя в этом месяце, но время еще есть. Вы отличный специалист, я уверен, что вы справитесь».

  • Поддерживающая

Направлена на повышение самооценки личности, которой она высказывается. Помогает, когда сотрудник сам видит свои ошибки и демотивируется из-за этого.

  • Катастрофическая

Иногда ошибочно относится к деструктивной критике, поскольку используется как рычаг давления на коллектив. Но ее отличие в том, что она показывает решение задачи. Не стоит злоупотреблять этим типом корректирующего диалога, поскольку он перестанет работать из-за привыкания персонала.

Пример: «Почему вы не позвонили клиенту вчера в 17 часов? Я не прошу вас оправдываться. Я прошу сказать, какое теперь у нас будет решение сложившейся проблемы».

Почему эффективный руководитель должен вести себя как «сволочь»

Конструктивная и деструктивная критика в управлении персоналом

Опрос, проведенный маркетинговым агентством Zoom Market в 2018 году, показал, что 67 % работников называют руководителя сволочью, потому что он требует больше, чем платит.

Электронный журнал «Коммерческий директор» рассказывает, почему руководитель обязан стать полезной и результативной «сволочью» и как работать, чтобы сотрудники и собственники бизнеса вами гордились. Узнайте об этом из статьи, перейдя по ссылке.

Узнать из статьи журнала »

Понятие и принципы применения конструктивной критики

Правильная обратная связь всегда уместна, ее используют в тот момент, когда получена гарантированная польза. Но если момент упущен, то подобные указания могут вызвать только агрессию.

Рассматривая подробно, что такое конструктивная критика, следует остановиться на ее основных принципах:

  • Осуществляется немедленно за происшествием

Чтобы подчеркнуть недовольство начальника сложившейся ситуацией и помочь подчинённым найти выход из нее. Если откладывать диалог, будут упущены тонкости дела и актуальность, что снизит эффективность общения.

  • Высказывается объекту проступка

Любые замечания о человеке высказанные третьи лицам без его присутствия создают возможность потенциального конфликта. Это касается и тех случаев, когда автор конструктивной критики не уверен в том, что его разговор с оппонентом останется приватным.

  • Предметом порицания являются дела, а не личность

Обезличенная подача гарантирует отсутствие сопротивления со стороны персонала, потому что не несет агрессии к конкретному лицу, а пытается помочь.

  • Опирается на факты

Конструктивная критика – это непредвзятая оценка всех деталей происшествия, поэтому опирается она исключительно на факты. Цель оценивающего – рассмотреть их и показать сотруднику под правильным углом, чтобы тот осознал ошибку и был мотивирован на ее исправление.

  • Дает выход из ситуации

Исключает монолог и разрушение личности. Грамотный наставник всегда направляет коллектив к решению сложившейся проблемы. Если объект оценки не видит решения самостоятельно, начальник должен ему его подробно объяснить, добиться понимания и принятия.

Читайте также: Как строить общение с подчиненными »

Алгоритм выдачи конструктивной критики

В деловом общении партнеры используют специальные приемы, чтобы сделать обратную связь максимально полезной и приемлемой для собеседника. Такой алгоритм подходит и для того, чтобы вести диалог с персоналом, он состоит из нескольких шагов:

Шаг 1. Установление позитивного контакта

Руководитель заводит непринужденный диалог, обозначает тему и держит зрительный контакт. Его задача задать в беседе правильный тон, чтобы последующие замечания воспринимались в таком же ключе.

Шаг 2. Конструктивная критика

Высказывается по существу вопроса, указываются минусы и недостатки, приводятся аргументы в пользу точки зрения начальника. Сотрудник получает возможность высказать свое мнение относительно порицаний.

Шаг 3. Подтверждение понимания

После обсуждения всех моментов у сотрудника должно остаться четкое понимание своих ошибок. Наставнику в данном случае уместно применять следующие вопросы:

  • Как ты понял то, чего я хочу добиться от тебя?
  • Ясны ли предъявляемые требования? Изложи их своими словами.
  • Что было сделано не так?

Шаг 4. Согласование процесса

Самый короткий ответ на вопрос «конструктивная критика – что это такое?» – план конкретных действий с установленным сроком на исполнение. В идеальном варианте стратегия предоставляется персоналом самостоятельно, а директор только согласовывает ее применение.

✪ Читайте также: Критика подчиненных: 9 правил и 5 этапов разговора с сотрудником »

Важная новость для подписчиков!

Вывод

Умение давать и воспринимать грамотную обратную связь является залогом комфортной и успешной работы на коллективе. Соблюдение алгоритма общения и правил делового этикета помогут избежать конфликтов и наладить диалог руководителя с коллективом.

Важно понимать, что использование только лишь поощрений не способствует развитию специалистов и личностному росту управленцев. Конструктивная критика является инструментом, с помощью которого наставник может побуждать подопечного к обучению через отрицательные эмоции, которые являются более сильным стимулятором активности.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.