Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Бизнес-план UNIDO: что это и как его разработать

  • 17 мая 2019
  • 47
Бизнес-план UNIDO: что это и как его разработать

Читайте о том, как подготовить бизнес-план по рекомендациям ЮНИДО, адаптированным к российским реалиям.


Вы узнаете:

  • Что такое методика ЮНИДО.
  • Какова структура бизнес-плана по методике UNIDO.
  • Как разработать бизнес-план по методике UNIDO.

UNIDO – одна из главных организаций, предлагающих стандарты для создания эффективного бизнес-плана.

Методика бизнес-планирования ЮНИДО

Бизнес-план UNIDO составляется по стандартам, разработанным United Nations Industrial Development Organization. Полное название методики, опубликованной в 1978 году, звучит как «Руководство по подготовке промышленных технико-экономически исследований».

В методике бизнес-планирования ЮНИДО применяется комплексный подход, требующий профессиональных знаний и навыков в ряде областей: маркетинг, рыночный и финансовый анализ, управление персоналом и т.д.

Структура бизнес-плана по методике UNIDO

Бизнес-план UNIDO: что это и как его разработать

Бизнес-план, составленный по методике UNIDO, должен соответствовать принятым стандартам. В него должны входить следующие главы:

  • Резюме. Общие данные о проекте, суммах, сроках, гарантиях.
  • Главная идея. Информация о компании, ее деятельности, перспективах и связях.
  • Описание товаров и услуг. То, что предлагает компания, с чем она выходит на рынок.
  • Анализ рынка, маркетинг. Максимально полное описание рынка сбыта, анализ конкурентов, перспективы компании.
  • План производства. Здесь указывается месторасположение компании, отдельно оговаривается транспортное сообщение и имеющиеся коммуникации. Анализируется кадровый состав и объем производства. При необходимости предоставляется отчет по экологической безопасности фирмы.
  • Организационный план. Рассматривается, каким образом будут организованы кадры компании, включая руководящий состав и структурные подразделения.
  • Финансовый план. Рассчитывается примерная сумма, которая потребуется на реализацию проекта (включая затраты на подготовку, основной период, налоги), анализируется движение денежных средств и прибыль, составляется прогнозируемый баланс.
  • Оценка эффективности проекта. Рассчитывается эффективность нового предприятия, отдела, проекта. Оценивается чувствительность проекта к влиянию различных внешних и внутренних факторов.
  • Риски и гарантии. В этой главе указываются данные, касающиеся окупаемости проекта. Отдельно оцениваются все риски, возникающие в процессе его реализации.
  • Приложения. В этом разделе содержатся регистрационные документы, графики, диаграммы, таблицы, схемы, расчеты, результаты исследований рынка и расчеты финансово-экономических показателей.

Разработка бизнес-плана по стандарту UNIDO

Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с разработкой бизнес-плана по методике UNIDO, подробнее.

Анализ рынка и составление плана продаж

Главный раздел бизнес-плана по стандарту UNIDO – анализ рынка и стратегия маркетинга. Другими словами, необходимо тщательно оценить рынок сбыта. Детализация зависит от сложности проводимых исследований значимости проблемы для конкретного проекта.

Получать информацию для анализа можно несколькими способами. К основным относятся кабинетное и полевое исследования, а также их комбинация.

При кабинетном исследовании собирается и изучается информация, которая где-то уже имеется в наличии. К главным достоинствам метода относится возможность максимально быстро и без лишних затрат собрать данные из нескольких источников. К недостаткам относится отсутствие каких-то специфических данных, устаревшая информация. К тому же данные, взятые из различных источников, могут серьезно различаться. При сборе информации можно пользоваться статистическими справочниками и исследованиями, которые периодически проводят правительственные агентства.

Полевое исследование – это работа непосредственно составителя. Наблюдения, интервьюирование, опросы – все в соответствии с целью конкретного исследования и при тщательном контроле. К возможным недостаткам этого метода относится высокая стоимость в сравнении с кабинетным исследованием и большая длительность работы. Однако есть одно неоспоримое достоинство – максимально точные данные, ведь исследование «заточено» под конкретный проект.

Читайте также: Исследование рынка: что даст и как проводить »

Отдельно оцениваются существующие конкуренты. Анализ проводится поэтапно:

  • Определяются конкуренты. В первую очередь прямые, работающие с той же целевой аудиторией.
  • Собирается информация о конкурентах. Позиция на рынке, объем продаж, затраты на маркетинг, репутация на рынке – все, что позволит понять, является ли данный конкурент серьезным, оценить его возможности и проработать пути продвижения собственного товара.
  • Анализ. На основе полученных данных проводится анализ конкурентов, рассчитываются примерные показатели, выявляются сильные и слабые стороны.
  • Анализ конкурентоспособности проекта. На основе анализа конкурентов делается анализ собственной конкурентоспособности.

После этого разрабатывается маркетинговая стратегия и составляется план продаж.

При планировании объемов реализации стоит учитывать пару моментов:

  • Компания не сразу выйдет на запланированную мощность. В первые дни всегда возможны непредвиденные обстоятельства.
  • Сезонность и цикличность. Не все товары и услуги могут реализовываться круглогодично. Многие товары являются сезонными.

При описании цен стоит определиться с валютой. Если вы работаете с несколькими рынками, в том числе с экспортом, логично использовать 2 валюты.

Чтобы создать максимально полное представление о финансовых потоках, цены рекомендуется указывать с учетом НДС – это будет больше соответствовать реальной картине.

План продаж можно представить в табличной форме. В примере бизнес-плана UNIDO это будет выглядеть следующим образом:

Объем реализации (ед)

Ед.изм.

1 год

2 год

3 год

Итог

Наименование продукта (услуги)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цены реализации за ед., с НДС

Ед. изм.

1 год

2 год

3 год

 

Наименование продукта (услуги)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от реализации

Валюта

1 год

2 год

3 год

Итог

Наименование продукта (услуги)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

Оценка привлекательности рынка: анализ пяти сил Портера

Многие руководители, принимая стратегические решения о выходе на рынок или распределении инвестиций, прежде всего учитывают уровень конкуренции в отрасли и собственные преимущества. Однако этого недостаточно. При более широком и комплексном подходе мы советуем применять анализ пяти сил Портера. Узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор», как проводить этот анализ.

Анализ пяти сил Портера »

Организационная структура

В организационную структуру входит схема управления компанией/проектом. Она разрабатывается в соответствии с планируемыми функциями. В пример приведем стандартную схему с функциями, согласно структуре бизнес-плана ЮНИДО:

  • Генеральный директор. Осуществляет руководство компанией, несет ответственность за ее деятельность.
  • Финансовый отдел, бухгалтерия. Осуществляют бухгалтерский, налоговый учет, рассчитывают все затраты, составляют бюджеты и осуществляют финансовый контроль.
  • Отдел кадров. Функция – наем персонала, обучение, учет.
  • Отдел снабжения. Зона ответственности – бесперебойное поступление материалов и услуг, перевозка товаров, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей.
  • Отдел маркетинга. Функции – анализ рынка, разработка стратегии сбыта, поиск новых рынков, проведение пиар-акций, участие в различных конференциях, выставках, тендерах.
  • Производственный отдел. Функция – производство продукции, оказание работ, услуг.
  • Техническое обслуживание и ремонт. Это подразделение выполняет обслуживание, профилактический осмотр и ремонт оборудования.

Сырье и поставки

Сырье, материалы, комплектующие – это прямые расходы. Они напрямую относятся к себестоимости продукта. В некоторых отраслях на сырье и материалы приходится до 70 % от общей себестоимости, потому именно этому разделу уделяется повышенное внимание.

Согласно методике ЮНИДО, вводится следующая классификация:

  • Непосредственно сырье и материалы.
  • Обработанные материалы.
  • Вспомогательные материалы.
  • Коммунальные затраты.
  • Запчасти и расходники.

Отдельные затраты напрямую зависят от количества продаж, другие – не зависят. Потому весь объем затрат принято делить на постоянные и переменные.

Месторасположение

Если строится новое предприятие, особое внимание уделяется правильному выбору участка. При наличии возможности учитываются все существующие критерии:

  • Наличие рынка сбыта – крупных городов, агломераций.
  • Доступ к сырью с минимальными затратами на транспорт.
  • Наличие развитой инфраструктуры – электричества, газопровода, водопровода и т.д.
  • Заинтересованность администрации региона в открытии нового производства.
  • Инвестиционный климат в данном регионе и многое другое.

Производственно-технологические затраты

Задача производственно-технологического планирования – создание функциональной схемы проекта и расчет инвестиционных затрат. Важной частью проектирования является выбор технологии и затраты на ее приобретение и освоение. От выбранной технологии зависит то, какое оборудование понадобится при работе.

Выбор технологии напрямую связан с условиями ее работы в заданных условиях. Технологии оцениваются исходя из производственной мощности и начинаются с количественной оценки объема производства, периода его наращивания, периода освоения мощностей, соответствия выпускаемой продукции рыночным требованиям. Кроме этого желательно учесть и свести к минимуму влияние новой технологии на экологию региона и окружающую среду.

Технология может быть публичной, общедоступной, закрытой. Она может находиться в собственности компании или в собственности разработчиков и передаваться на определенных условиях.

Выбор технологии взаимосвязан с оборудованием. Для отдельных проектов (например, завод по производству цемента) технология производства поставляется вместе с оборудованием, и отдельных мер по приобретению машин или разработок не требуется.

Согласно методике ЮНИДО, расходы на монтаж оборудования учитываются отдельно, если иное не прописано в условиях контракта. Расходы на установку зависят от типа оборудования и характера монтажа.

Общепроизводственные расходы

При создании производственного комплекса и при наличии технологии и связанного оборудования неизбежно появляются расходы на содержание этого производственного комплекса и приобретенного оборудования. Все подобные затраты отражаются в прогнозе общепроизводственных затрат.

Общепроизводственные расходы – это по большей части постоянные затраты, которые входят в состав затрат на производство продукции. К ним можно отнести:

  • Затраты на оплату труда работников.
  • Приобретение вспомогательных производственных материалов.
  • Оплату коммунальных услуг.
  • Транспортные расходы.

Читайте также: Как сэкономить 3 млн рублей за 1 год на транспортных расходах »

  • Утилизационные расходы.
  • Налоги, которые могут быть отнесены на себестоимость продукции.
  • Ежегодные амортизационные отчисления и другие расходы.

Оценка финансовой состоятельности

Анализ финансовой состоятельности проекта по методике UNIDO основывается на отчете о движении денежных средств и отсутствии дефицита бюджета. Главный критерий – наличие положительного остатка свободных денег в произвольно взятом интервале планирования на протяжении всего проекта. Денежный поток в каждом отдельном периоде может быть отрицательным. Но важно, чтобы этот поток был положительным в нарастающем итоге.

Важная новость для подписчиков!

logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.