Ваш доступ к журналу

Горячая линия: 8-800-222-1592

Коммерческий директор

Бизнес-план UNIDO: что это и как его разработать

  • 17 мая 2019
  • 34
Бизнес-план UNIDO: что это и как его разработать

Читайте о том, как подготовить бизнес-план по рекомендациям ЮНИДО, адаптированным к российским реалиям.


Вы узнаете:

  • Что такое методика ЮНИДО.
  • Какова структура бизнес-плана по методике UNIDO.
  • Как разработать бизнес-план по методике UNIDO.

UNIDO – одна из главных организаций, предлагающих стандарты для создания эффективного бизнес-плана.

Методика бизнес-планирования ЮНИДО

Бизнес-план UNIDO составляется по стандартам, разработанным United Nations Industrial Development Organization. Полное название методики, опубликованной в 1978 году, звучит как «Руководство по подготовке промышленных технико-экономически исследований».

В методике бизнес-планирования ЮНИДО применяется комплексный подход, требующий профессиональных знаний и навыков в ряде областей: маркетинг, рыночный и финансовый анализ, управление персоналом и т.д.

Структура бизнес-плана по методике UNIDO

Бизнес-план UNIDO: что это и как его разработать

Бизнес-план, составленный по методике UNIDO, должен соответствовать принятым стандартам. В него должны входить следующие главы:

  • Резюме. Общие данные о проекте, суммах, сроках, гарантиях.
  • Главная идея. Информация о компании, ее деятельности, перспективах и связях.
  • Описание товаров и услуг. То, что предлагает компания, с чем она выходит на рынок.
  • Анализ рынка, маркетинг. Максимально полное описание рынка сбыта, анализ конкурентов, перспективы компании.
  • План производства. Здесь указывается месторасположение компании, отдельно оговаривается транспортное сообщение и имеющиеся коммуникации. Анализируется кадровый состав и объем производства. При необходимости предоставляется отчет по экологической безопасности фирмы.
  • Организационный план. Рассматривается, каким образом будут организованы кадры компании, включая руководящий состав и структурные подразделения.
  • Финансовый план. Рассчитывается примерная сумма, которая потребуется на реализацию проекта (включая затраты на подготовку, основной период, налоги), анализируется движение денежных средств и прибыль, составляется прогнозируемый баланс.
  • Оценка эффективности проекта. Рассчитывается эффективность нового предприятия, отдела, проекта. Оценивается чувствительность проекта к влиянию различных внешних и внутренних факторов.
  • Риски и гарантии. В этой главе указываются данные, касающиеся окупаемости проекта. Отдельно оцениваются все риски, возникающие в процессе его реализации.
  • Приложения. В этом разделе содержатся регистрационные документы, графики, диаграммы, таблицы, схемы, расчеты, результаты исследований рынка и расчеты финансово-экономических показателей.

Разработка бизнес-плана по стандарту UNIDO

Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с разработкой бизнес-плана по методике UNIDO, подробнее.

Анализ рынка и составление плана продаж

Главный раздел бизнес-плана по стандарту UNIDO – анализ рынка и стратегия маркетинга. Другими словами, необходимо тщательно оценить рынок сбыта. Детализация зависит от сложности проводимых исследований значимости проблемы для конкретного проекта.

Получать информацию для анализа можно несколькими способами. К основным относятся кабинетное и полевое исследования, а также их комбинация.

При кабинетном исследовании собирается и изучается информация, которая где-то уже имеется в наличии. К главным достоинствам метода относится возможность максимально быстро и без лишних затрат собрать данные из нескольких источников. К недостаткам относится отсутствие каких-то специфических данных, устаревшая информация. К тому же данные, взятые из различных источников, могут серьезно различаться. При сборе информации можно пользоваться статистическими справочниками и исследованиями, которые периодически проводят правительственные агентства.

Полевое исследование – это работа непосредственно составителя. Наблюдения, интервьюирование, опросы – все в соответствии с целью конкретного исследования и при тщательном контроле. К возможным недостаткам этого метода относится высокая стоимость в сравнении с кабинетным исследованием и большая длительность работы. Однако есть одно неоспоримое достоинство – максимально точные данные, ведь исследование «заточено» под конкретный проект.

Читайте также: Исследование рынка: что даст и как проводить »

Отдельно оцениваются существующие конкуренты. Анализ проводится поэтапно:

  • Определяются конкуренты. В первую очередь прямые, работающие с той же целевой аудиторией.
  • Собирается информация о конкурентах. Позиция на рынке, объем продаж, затраты на маркетинг, репутация на рынке – все, что позволит понять, является ли данный конкурент серьезным, оценить его возможности и проработать пути продвижения собственного товара.
  • Анализ. На основе полученных данных проводится анализ конкурентов, рассчитываются примерные показатели, выявляются сильные и слабые стороны.
  • Анализ конкурентоспособности проекта. На основе анализа конкурентов делается анализ собственной конкурентоспособности.

После этого разрабатывается маркетинговая стратегия и составляется план продаж.

При планировании объемов реализации стоит учитывать пару моментов:

  • Компания не сразу выйдет на запланированную мощность. В первые дни всегда возможны непредвиденные обстоятельства.
  • Сезонность и цикличность. Не все товары и услуги могут реализовываться круглогодично. Многие товары являются сезонными.

При описании цен стоит определиться с валютой. Если вы работаете с несколькими рынками, в том числе с экспортом, логично использовать 2 валюты.

Чтобы создать максимально полное представление о финансовых потоках, цены рекомендуется указывать с учетом НДС – это будет больше соответствовать реальной картине.

План продаж можно представить в табличной форме. В примере бизнес-плана UNIDO это будет выглядеть следующим образом:

Объем реализации (ед)

Ед.изм.

1 год

2 год

3 год

Итог

Наименование продукта (услуги)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цены реализации за ед., с НДС

Ед. изм.

1 год

2 год

3 год

 

Наименование продукта (услуги)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от реализации

Валюта

1 год

2 год

3 год

Итог

Наименование продукта (услуги)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

Оценка привлекательности рынка: анализ пяти сил Портера

Многие руководители, принимая стратегические решения о выходе на рынок или распределении инвестиций, прежде всего учитывают уровень конкуренции в отрасли и собственные преимущества. Однако этого недостаточно. При более широком и комплексном подходе мы советуем применять анализ пяти сил Портера. Узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор», как проводить этот анализ.

Анализ пяти сил Портера »

Организационная структура

В организационную структуру входит схема управления компанией/проектом. Она разрабатывается в соответствии с планируемыми функциями. В пример приведем стандартную схему с функциями, согласно структуре бизнес-плана ЮНИДО:

  • Генеральный директор. Осуществляет руководство компанией, несет ответственность за ее деятельность.
  • Финансовый отдел, бухгалтерия. Осуществляют бухгалтерский, налоговый учет, рассчитывают все затраты, составляют бюджеты и осуществляют финансовый контроль.
  • Отдел кадров. Функция – наем персонала, обучение, учет.
  • Отдел снабжения. Зона ответственности – бесперебойное поступление материалов и услуг, перевозка товаров, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей.
  • Отдел маркетинга. Функции – анализ рынка, разработка стратегии сбыта, поиск новых рынков, проведение пиар-акций, участие в различных конференциях, выставках, тендерах.
  • Производственный отдел. Функция – производство продукции, оказание работ, услуг.
  • Техническое обслуживание и ремонт. Это подразделение выполняет обслуживание, профилактический осмотр и ремонт оборудования.

Сырье и поставки

Сырье, материалы, комплектующие – это прямые расходы. Они напрямую относятся к себестоимости продукта. В некоторых отраслях на сырье и материалы приходится до 70 % от общей себестоимости, потому именно этому разделу уделяется повышенное внимание.

Согласно методике ЮНИДО, вводится следующая классификация:

  • Непосредственно сырье и материалы.
  • Обработанные материалы.
  • Вспомогательные материалы.
  • Коммунальные затраты.
  • Запчасти и расходники.

Отдельные затраты напрямую зависят от количества продаж, другие – не зависят. Потому весь объем затрат принято делить на постоянные и переменные.

Месторасположение

Если строится новое предприятие, особое внимание уделяется правильному выбору участка. При наличии возможности учитываются все существующие критерии:

  • Наличие рынка сбыта – крупных городов, агломераций.
  • Доступ к сырью с минимальными затратами на транспорт.
  • Наличие развитой инфраструктуры – электричества, газопровода, водопровода и т.д.
  • Заинтересованность администрации региона в открытии нового производства.
  • Инвестиционный климат в данном регионе и многое другое.

Производственно-технологические затраты

Задача производственно-технологического планирования – создание функциональной схемы проекта и расчет инвестиционных затрат. Важной частью проектирования является выбор технологии и затраты на ее приобретение и освоение. От выбранной технологии зависит то, какое оборудование понадобится при работе.

Выбор технологии напрямую связан с условиями ее работы в заданных условиях. Технологии оцениваются исходя из производственной мощности и начинаются с количественной оценки объема производства, периода его наращивания, периода освоения мощностей, соответствия выпускаемой продукции рыночным требованиям. Кроме этого желательно учесть и свести к минимуму влияние новой технологии на экологию региона и окружающую среду.

Технология может быть публичной, общедоступной, закрытой. Она может находиться в собственности компании или в собственности разработчиков и передаваться на определенных условиях.

Выбор технологии взаимосвязан с оборудованием. Для отдельных проектов (например, завод по производству цемента) технология производства поставляется вместе с оборудованием, и отдельных мер по приобретению машин или разработок не требуется.

Согласно методике ЮНИДО, расходы на монтаж оборудования учитываются отдельно, если иное не прописано в условиях контракта. Расходы на установку зависят от типа оборудования и характера монтажа.

Общепроизводственные расходы

При создании производственного комплекса и при наличии технологии и связанного оборудования неизбежно появляются расходы на содержание этого производственного комплекса и приобретенного оборудования. Все подобные затраты отражаются в прогнозе общепроизводственных затрат.

Общепроизводственные расходы – это по большей части постоянные затраты, которые входят в состав затрат на производство продукции. К ним можно отнести:

  • Затраты на оплату труда работников.
  • Приобретение вспомогательных производственных материалов.
  • Оплату коммунальных услуг.
  • Транспортные расходы.

Читайте также: Как сэкономить 3 млн рублей за 1 год на транспортных расходах »

  • Утилизационные расходы.
  • Налоги, которые могут быть отнесены на себестоимость продукции.
  • Ежегодные амортизационные отчисления и другие расходы.

Оценка финансовой состоятельности

Анализ финансовой состоятельности проекта по методике UNIDO основывается на отчете о движении денежных средств и отсутствии дефицита бюджета. Главный критерий – наличие положительного остатка свободных денег в произвольно взятом интервале планирования на протяжении всего проекта. Денежный поток в каждом отдельном периоде может быть отрицательным. Но важно, чтобы этот поток был положительным в нарастающем итоге.

Важная новость для подписчиков!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.