Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Как сформировать систему антикризисного управления предприятием

27 мая 2019
28
Средний балл: 0 из 5
Главный специалист по обучению продажам в ювелирной компании "Рута"
Как сформировать систему антикризисного управления предприятием

В этом материале разберем специальный подход к управлению, позволяющий предотвратить негативное влияние различных факторов на деятельность организации.


Вы узнаете:

  • Какие факторы приводят к упадку бизнеса.
  • Из каких принципов состоит кризисное управление.
  • В чем заключается суть кризисного менеджмента.
  • Какие методы антикризисного управления применяются компаниями.

Когда необходимо внедрять антикризисное управление

Сам принцип предпринимательской деятельности построен на постоянной борьбе за рынок, которая ведется на всех уровнях: от маркетинга до отдела закупок. Поэтому возникновение препятствий и затруднений в работе – это естественный процесс. Негативная динамика проявляется при наличии несоответствия параметров фирмы требованиям рынка.

Как сформировать систему антикризисного управления предприятием

Если рассмотреть факторы, которые приводят к нарушениям функционирования, то их можно разделить на 2 большие группы.

Внешние факторы

Не относятся к организации, но оказывают воздействие на ее успешность.

Наиболее сильными по значимости являются социально-экономические факторы:

  • Постоянный рост инфляции.
  • Изменения в налоговой системе.
  • Падение доходов населения.
  • Вмешательство в регулирование отрасли со стороны государства.

Второй по важности группой являются рыночные факторы, которые также способны серьезно поменять условия ведения бизнеса:

  • Доминирование монополий в отдельной нише.
  • Увеличение товаров-заменителей, в том числе за счет импорта.
  • Отсутствие стабильности внутренней валюты.

Внутренние факторы

Являются следствием деятельности компании, принимают как положительное, так и отрицательное значение. Этими критериями руководство способно управлять и видоизменять в рамках антикризисного управления предприятием. К ним относятся следующие управленческие факторы:

  • Слабый финансовый менеджмент.
  • Отсутствие структурированного подхода к управлению персоналом.
  • Не отлаженная система учета расходов и доходов.
  • Слабый контроль за издержками производства.
  • Маркетинг, который не может обеспечить конкурентные преимущества.

Еще одной группой, которую следует учитывать и анализировать, являются показатели, связанные с процессами выпуска продукции:

  • Устаревшее оборудование, неспособное обеспечить нужный объем.
  • Недостаточная производительность сотрудников.
  • Большие издержки энергоресурсов на изготовление продукции.

Среди всех указанных проблем наиболее вероятной причиной неблагоприятного развития событий является слабая эффективность руководящего состава. Она выражается в отсутствии полноценной стратегии развития, обеспечивающей защиту в среднесрочных и долгосрочных перспективах.

К тому же это часто сопровождается низкой планкой личной ответственности наемного менеджмента, который не желает нести ответственности перед учредителями за финансовые результаты и развитие материальной базы организации. Все указанные факторы в совокупности и приводят к крупным затруднениям или банкротству.

6 антикризисных мер, поднимающих продажи на 40 % за год

Узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор», какие антикризисные меры помогут построить 3 параллельные продающие структуры, привести местного контрагента на свой рынок, если остальные несговорчивы и понять, почему клиент вашего клиента важнее, чем ваш клиент.

Узнать 6 антикризисных мер »

Из каких принципов состоит кризисное управление

Подход к предупреждению возможных угроз основной своей целью рассматривает воздействие на показатели, падение которых приводит к снижению эффективности бизнеса. Смыл в том, чтобы рассматривать возможности крайнего проявления заранее, до фактического наступления проблем. Чтобы грамотно производить подобное прогнозирование следует соблюдать ряд принципов:

  • Проводить предварительный анализ зон упадка в финансовом секторе предприятия

Диагностика позволит своевременно определить причины падения выручки или прибыли и сформировать опережающую стратегию развития. Например, в оптовой торговле при резком снижении объема маржи следует рассмотреть дисконтную политику и рассрочки. Если менеджеры бездумно их используют для выполнения объемных критериев, придется ограничить саму возможность выдачи скидки.

  • Выработать быструю реакцию на сложное положение

Кризис менеджмент – это в первую очередь моментальные действия для устранения предполагаемых угроз. Скорость зависит от уровня подготовки специалистов, она дает шанс на быстрое восстановление продаж, даже в самых неблагоприятных условиях.

  • Применять дифференцированную систему мер

Любые мероприятия по устранению предполагаемых трудностей связаны с затратами финансов и прочих ресурсов предприятия. Они должны соответствовать степени сложности. Например, если организации грозит банкротство, то для его предупреждения необходимо тратить денег не больше, чем фирма потеряет при негативном сценарии событий. В противном случае банкротство будет неотвратимым.

  • Активация внутренних резервов антикризисного управления

К ним относятся кадровый потенциал и наличие резервов денежных средств. Своевременное использование собственных капиталов для предотвращения прогнозируемых проблем помогает компании быть устойчивой даже в самой сложной ситуации.

Выполнение указанных принципов, обеспечивает исправное функционирование всех отделов и специалистов. Стабильная работа кадров – это еще один фактор успешного преодоления крупных потрясений в бизнесе. Практика показывает, что в трудные времена выживают те предприниматели, команды которых наиболее устойчивые и сплоченные.

В чем заключается суть кризисного менеджмента

Смысл мероприятий по предотвращению упадка на производстве, заключается в выполнении нескольких положений, которые выработаны ведущими специалистами на базе практического опыта. В основе всего лежит анализ, он дает инструменты по раннему определению сложностей. Более того, опытный управляющий может вызывать кризис по своему желанию, если это принесет экономическую пользу.

Также следует понимать, что любую стагнацию можно ускорить с помощью таких инструментов как ценообразование и маркетинг. Это необходимо для конкурентного противостояния крупным предприятиям. Суть антикризисного управления состоит в выполнении следующих рекомендаций:

  • Упадок можно ослабить

Даже если организация уже вступила в период стагнации, негативные последствия можно ослабить за счет превентивных мер, например, увеличения объема рекламы.

  • Управление в такой период требует высокой квалификации руководителя

Принятие решений относительно инвестиций и производства требует гибкости и скорости. Менеджмент, который не обладает достаточным уровнем знаний и навыков, будет допускать ошибки, что еще больше усилит риски фирмы.

  • К персоналу применяется дополнительная мотивация

Падение боевого духа специалистов может усилить протекание негативных процессов в бизнесе. Поэтому часть стратегии антикризисного развития – это мотивационные мероприятия в отношении кадров. В качестве примера можно привести как стандартные ежегодные съезды, конференции и встречи, так и оплату дополнительного отдыха.

  • Диверсифицируется деятельность

Денежные потоки должны приходить в компанию регулярно, а для этого лучше распределить инвестиции по разным направлениям. Если, например, торговля оборудованием пойдет на спад из-за кризисных явлений, то предприятие сможет успешно продолжать зарабатывать на сервисе и продаже запчастей. Это позволяет сохранять финансовый баланс на необходимое время для исправления ситуации.

  • Проводится децентрализация антикризисного управления

Наиболее грамотный подход – максимальная интеграция между различными службами и отделами. Благодаря чему получается разрабатывать гибкие решения и увеличить скорость их принятия. Задача высшего менеджмента состоит в том, чтобы вмешиваться только для регулирования общих вопросов и следить за издержками.

Антикризисное управление также имеет ряд особенностей, на которые следует обращать дополнительное внимание. Например, к моменту наступления стагнации у фирмы большая часть активов должна находится в мобильном состоянии. Финансовым структурам необходимо разработать план по реализации инвестиционных решений с учетом фактора времени. Так в случае необходимости директор всегда сможет быстро извлечь средства для погашения основных долгов или развития проблемных участков работы.

Как сформировать систему антикризисного управления предприятием

Какие методы антикризисного управления применяются компаниями

Механизм управления изменениями в совокупности должен включать в себя систему по преодолению негативной ситуации и найти свое место в повседневном стиле управления руководства. Приоритеты при создании плана выставляются на поиск инноваций и корпоративную солидарность.

Немаловажным фактором при этом будет установка на оптимизм от директората и четкий ориентир на экономию ресурсов. Она может выражаться в урезании малозначимых статей расходов или перераспределению долей в бюджете предприятия.

Для реализации стратегии используются следующие методы антикризисного управления.

Проведение реорганизации

Используется вместо полной ликвидации, когда организация теряет возможности выполнять свои обязательства перед кредиторами. В результате бизнес разделяется на несколько юридических лиц с передачей им прав управления имуществом и ряда обязательств.

Существует и обратная процедура, которая приводит к слиянию фирм и росту продаж. Она применяется, когда достигнут определенный предел и дальнейшее развитие требует покупки дополнительных мощностей или объединения усилий. Так ООО превращается в ЗАО, а потом в ОАО и получает возможность оцифровывать свои активы, продавая их на бирже.

✪ Читайте также: Формы реорганизации юридического лица: преимущества и недостатки »

Реструктуризация долгов

В антикризисном управлении служит для того, чтобы договориться с поставщиками и изменить условия оплаты: график взносов, период гашения и сумму. За уступки своих кредиторов, фирма предлагает взамен свои активы или специальное соглашение, учитывающее дополнительный процент за пользование деньгами.

Реструктуризация – это заново подписанный договор, который меняет одни долговые обязательства на другие. Его цель – помочь предприятию выйти из финансовой ямы, повысить свою ликвидность и восстановить платежеспособность.

Похожим образом метод применяется и к дебиторской задолженности, взыскать которую в денежном эквиваленте не представляется возможным.

Тотальное снижение затрат

Применяется в совокупности с прочими способами антикризисного управления и включает в себя несколько этапов сокращения расходов:

  • На сырье и материалы для производства.
  • На фонд оплаты труда.
  • На маркетинг и рекламу продукции.

В каждом из них проводится анализ, позволяющий оценить эффективность расходования средств. Он необходим для классифицирования и определения наименее важных статей затрат. После чего финансисты перераспределяют бюджетные средства или полностью урезают инвестиции на нецелевые оплаты, сохраняя таким образом прибыльность компании.

В рамках этого метода также применяется подход, который помогает экономить без потери объемов производства и продаж. Заключается он в поиске новых поставщиков сырья и энергоносителей по более лояльным ценам. А также в совершении совместных закупок с другими заказчиками.

Примером такого подхода будет сфера ювелирных мастерских, где небольшие компании объединяются для осуществления заказа комплектующих и получают высокую скидку за счет объема.

Важная новость для подписчиков!

Вывод

В антикризисном управлении все действия подразделяются в зависимости от стадии упадка, на которой находится организация. Например, на первом этапе основной проблемой становится потеря капиталов и прибыльности, которая решается за счет разработки новой стратегии продвижения.

Но на второй стадии наступает убыточность производства, что уже не решить подготовкой плана, здесь потребуются финансовые вливания.

Задача руководителя прогнозировать и трезво оценивать масштабы проблем, чтобы предпринимать только целевые усилия по выходу из стагнации.

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи практического пособия по маркетингу и продажам - журнала «Коммерческий директор» без ограничений.

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня и используйте полезные идеи для роста продаж.

Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.