Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-222-1592

Коммерческий директор

Материальная мотивация персонала: 6 базовых принципов построения эффективной системы

  • 2 июля 2019
  • 48
Материальная мотивация персонала: 6 базовых принципов построения эффективной системы

В статье мы расскажем о разных вариантах материального стимулирования, помогающих привлечь и удержать ценные кадры.


Вы узнаете:

  • Какие бывают виды материальной мотивации.
  • В чем основная задача и ценность материальной мотивации работников.
  • Как грамотно выстроить систему материального стимулирования в компании.

Материальная мотивация персонала, которую готова предложить ваша компания, – один из факторов, определяющих лояльность ваших нынешних сотрудников и интерес к вам со стороны перспективных соискателей.

Материальная мотивация

Материальная мотивация – это совокупность дополнительных выплат, бонусов и надбавок, которые компания готова предложить своим сотрудникам за достижение высокой результативности и соблюдение всех внутренних правил и предписаний.

Материальная мотивация персонала в организации часто представляет собой проценты от сделок, премии, бонусы и разного рода надбавки к окладу.

С материальной мотивацией не стоит путать некоторые выплаты, которые либо в определенных случаях гарантированы законом (оплата больничного листа, отпускных и командировочных), либо предоставляются работнику для непосредственного выполнения его служебных обязанностей и не несут ему личной выгоды (оплата ГСМ, оплата корпоративной мобильной связи, доставка к месту работу служебным транспортом).

Типы сотрудников, которых нельзя мотивировать стандартно

Нельзя мотивировать сотрудников по одинаковой схеме. Одни готовы работать больше, чтобы получить премию, а для других главное – отдых по расписанию.

Узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор», какие 5 типов сотрудников существуют и какая мотивация заставит каждого из них работать на 100 %.

Узнать 5 типов сотрудников »

Цели материальной мотивации персонала

Разрабатывая и применяя на практике систему различных мотивирующих выплат и мероприятий, руководитель преследуют следующие цели:

  • увеличение прибыли;
  • выполнение плана;
  • формирование сплоченной команды, объединенной общей целью и выгодой;
  • повышение преданности и лояльности со стороны персонала;
  • снижение текучки кадров;
  • привлечение и удержание ценных, высококвалифицированных профессионалов;
  • уменьшение случаев дисциплинарных нарушений.

Поощряя материально своих сотрудников за успехи в работе, вы решаете несколько важных задач: улучшаете психологический климат в коллективе, создаете у персонала чувство уверенности и защищенности, что обычно выражается в повышении качества работы и предоставляемых услуг.

Ожидание дополнительного материального вознаграждения увеличивает соревновательные настроения внутри коллектива, способствует появлению чувства ответственности и заинтересованности каждого сотрудника в увеличении своих личных результатов.

✪ Читайте также: Мотивация персонала в организациях: 7 основополагающих теорий и 8 основных видов »

Виды материальной мотивации персонала

Зарплата, как главный источник дохода для большинства работников, занимает ключевую позицию в системе материальной мотивации персонала. Обычно заработная плата делится на 2 основные составляющие:

Материальная мотивация персонала: 6 базовых принципов построения эффективной системы

Постоянная часть заработной платы – это оплата рабочего времени сотрудника, которая не зависит от показываемых им результатов. Для некоторых должностей (например, менеджеров по продажам) эта часть зарплаты сравнительно небольшая.

Оклад желательно устанавливать не ниже 50 % от средней суммы заработка работника в вашей компании (на данной позиции). Слишком низкие оклады зачастую отпугивают профессионалов, при этом привлекают неопытных и не слишком эффективных новичков.

Переменная часть заработной платы начисляется при выполнении плана и достижения определенных показателей. Это необязательная и нерегулярная выплата, которая зависит как от личной результативности сотрудника, так и от общего полученного компанией дохода. Именно переменная часть заработной платы выступает в качестве основной материальной мотивации персонала. Она подразделяется на:

  • премии;
  • проценты от продаж;
  • бонусы.

✪ Читайте также: Как правильно выплачивать премии сотрудникам: советы руководителю »

Поощрение сотрудников не ограничивается только денежным выражением: мотивировать персонал можно и при помощи предоставления гарантий, льгот и привилегий. Такие способы поощрения называют бенефитами. К ним относятся:

  • дополнительные условия к стандартному соцпакету (расширенная медицинская страховка, оплата санаторно-курортного лечения);
  • льготы и гарантии (особые условия для ипотеки, поручительство перед банком для получения работником кредита);
  • скидки (скидки на собственную продукцию фирмы, скидки от партнеров);
  • подарки, мероприятия и другие знаки внимания (новогодние подарки для детей работника, организация корпоративов, оплата питания, абонемент в фитнес-центр).

Систему материальной мотивации стоит выстроить таким образом, чтобы рационально использовать ресурсы компании, совмещая денежные и неденежные виды выплат.

Стоит учитывать и то, что к разным категориям работников целесообразно применять разные виды материальной мотивации.

Приведем пример материальной мотиваций сотрудников (персонала) на основе работы отдела продаж. Для рядовых менеджеров в сфере торговли и услуг, результат которых зависит исключительно от их способностей и личных усилий, стоит предусмотреть систему выплаты процентов от продаж, процентов от прибыли.

У руководителей отделов, в которых работают эти менеджеры, обычно не учитываются личные показатели: их доход зависит от результатов их подчиненных. Поэтому для работников руководящего звена, наряду с бонусом за выполнение коллективного плана, важны и нематериальные способы стимулирования: возможность карьерного роста, возможность участия в тренингах и престижных конференциях и другие действия, работающие на их профессиональное развитие и рост их деловой репутации.

Наряду с материальной мотивацией в некоторых компаниях действует и система наказаний: штрафы, лишение премии. Например, штраф за отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, грубое отношение к клиенту.

Прибегать к штрафам стоит только в случае крайней необходимости (например, за причинение работником вреда вашему имуществу или репутации компании) и когда есть уверенность, что это подействует как на самого провинившегося, так и на остальных членов коллектива.

Принципы построения системы материальной мотивации

Определяя виды и размер материальной мотивации, важно решить, чего именно вы хотите добиться от своих сотрудников, с какими проблемами в работе персонала вам уже довелось столкнуться (отсутствие мотивации, трудности с привлечением сотрудников с требуемым опытом работы).

Существует несколько базовых принципов грамотного построения системы материальной мотивации персонала:

  1. Основания и порядок начисления премии и бонусов должны быть прозрачны и понятны для всех сотрудников и напрямую связаны с результатами их труда. Пропишите в положении о мотивации, что, в каком объеме и в какие сроки нужно сделать, чтобы получить материальное вознаграждение, каков будет его размер.
  2. При наступлении основания для выплаты материального поощрения недопустимо отказываться от своих обязательств по выплате, если отсутствуют основания для отказа.
  3. При начислении материального поощрения стоит проявлять объективность и вознаграждать работников только за реальные результаты.
  4. Дополнительные вознаграждения не должны выплачиваться слишком часто, так как к ним быстро привыкают и начинают считать обязательными. В то же время не стоит делать их слишком редкими – это снижает заинтересованность персонала.
  5. Условия получения премий и бонусов должны быть выполнимыми. Чрезмерно завышенные требования грозят появлением недовольства персонала.
  6. Материальная мотивация должна служить инструментом поощрения не только отдельного сотрудника, но и всего коллектива. Следует предусмотреть поощрения за достижение не только индивидуального плана, но и общего для всего отдела. Это способствует формированию единой команды. К тому же таким образом снижается риск недобросовестной конкуренции и бесчестных действий менеджеров по отношению друг к другу, когда из зависти или личной неприязни делается все возможное, чтобы сорвалась выгодная и крупная сделка у коллеги.

Применяя систему материальной мотивации, вы добиваетесь не только увеличения продаж и роста прибыли вашей компании, но и налаживаете атмосферу в коллективе, создаете условия для добросовестной конкуренции между сотрудниками, вдохновляете их на достижение боле высоких результатов, поддерживаете дисциплину труда.

Важная новость для подписчиков!

logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.