Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-222-1592

Коммерческий директор

Как рассчитать оборачиваемость товара

  • 6 июля 2019
  • 54
Главный специалист по обучению продажам в ювелирной компании "Рута"
Как рассчитать оборачиваемость товара

В этой статье рассмотрим, как рассчитывается оборачиваемость товара – самый важный критерий торгового бизнеса.


Вы узнаете:

  • Что такое оборачиваемость товара.
  • Как посчитать коэффициент оборачиваемости товара.
  • Как ускорить процесс сбыта запасов.

Предпринимателю важно понимать, насколько эффективно были вложены средства в закупку ассортимента. И здесь не обойтись вычислений ряда показателей, которые помогают определить рентабельность компании и повысить ее при помощи манипуляций с запасами и оборотными активами. 

Что такое оборачиваемость товара

На сегодняшний день любая фирма ведет учет по своим операциям в какой-либо системе. Это позволяет собирать достаточное количество данных для проведения аналитики за выбранный период времени. Таким образом руководитель может контролировать динамику продаж своего предприятия в разрезе отдельных групп изделий.

Накопление излишних запасов по отдельным позициям приводит к «заморозке» средств и рискам оставить неликвиды на складах. Чтобы избежать этой проблемы, маркетологам следует анализировать реализации за месяц и определять те группы продуктов, по которым такая ситуация наиболее вероятно.

Оборачиваемость товара – это срок за который новая партия вещей будет реализована в полном объеме и по установленной цене.

Прибыльность в таком случае является важным критерием, потому что ее извлечение и есть основная цель деятельность организации. Продать любой продукт с большими скидками не проблема, но такая работа не покажет реальной картины со спросом, и следующая закупка приведет к очередным проблемам с выручкой. 

Исследование полученных сведений оказывает серьезное влияние на развитие товарной категории. Например, можно понять, как продаются конфеты конкретной марки относительно всех остальных сладостей в торговой точке. Для чего еще производятся анализ показателя:

  • Помогает уравновесить показания по определенному ассортименту, в случае если он не равномерно распространяется через торговые точки.
  • Определить периодичность для осуществления новых заказов по всем наименованиям из товарной матрицы.
  • Установить размер партий, которые можно завозить с наибольшей выгодой для предприятия

Анализ оборачиваемости товаров следует проводить в динамике, чтобы собрать полную картину по всему ассортименту. Например, проверить как изменился показатель по группе «Творог» за последние 2-3 года. Если будет заметно резкое сокращение его величины, то можно закупать партии большего объема. При этом берется в расчет и рентабельность выбранной категории, поскольку она покажет ее реальную выгодность для бизнеса. 

Часто предприниматели из разных отраслей задают вопрос: «Существует ли норма для коэффициента оборачиваемости товара?». Маркетологи сходятся во мнении на этот счет – установленных нормативов не может быть в принципе, поскольку критерий будет абсолютно разным в зависимости от вида продукции, для которой он вычислялся. Для автомобилей, к примеру, это будет одна цифра, а в нише алкоголя – совсем другая.

Чтобы понять, что показывают полученные данные их нужно исследовать в двух плоскостях:

  • Динамической

Проверяются сведения за несколько периодов времени: месяцы, кварталы, года. Задача оценивающего понять, как меняется значение показателя за это время и с чем это может быть связано. По итогам проводится доработка закупочной политики для оптимизации полок магазина.

  • Сравнительной

Результаты расчета оборачиваемости товара можно исследовать в разрезе не только торговой точки, но и отрасли или даже региона в целом. Чтобы провести такую операцию, достаточно собрать сведения из статистического центра. Таким образом получится разобраться являются ли продажи магазина нормальными в целом или срочно нужно предпринимать меры.

✪ Читайте также: Розничный товарооборот: как развить этот показатель »

Как увеличить оборачиваемость товара за счет новой упаковки: опыт «Балтика»

Чтобы поднять продажи и привлечь клиентов, порой достаточно преподнес­ти старый продукт по-новому. Любопытство потенциальных потребителей стимулирует продажи и увеличивает товарооборот ритейлеров.

Узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор», как компании «Балтика» удалось всего в 4 этапа увеличить товарооборот и доход в 2 раза.

Узнать опыт «Балтики»

Как посчитать коэффициент оборачиваемости товара

Актуальность критерия определяется теми возможностями, что он дает предпринимателю. Важным аспектом является сбор точной информации, перед проведением всех вычислений. Именно тогда определенные цифры будут точными и позволят:

  • Провести оптимизацию товарных остатков и ассортимента, чтобы увеличить прибыльность компании. Это возможно благодаря тому, что будут выявлены те продукты, которые максимально быстро продаются после поставки.
  • Уменьшить расходы на хранение запасов, поскольку можно будет производить закупку с определенной периодичностью и не накапливать товары на складе.
  • При необходимости использования заемных средств на развитие бизнеса, получится оценить целесообразность трат или произведения закупок новых изделий.

Для организаций существует необходимость получить ответ на два вопроса:

  • Как посчитать оборачиваемость товара за месяц, поскольку это удобный период для оценки.
  • Как считается оборачиваемость товара на любой промежуток времени, например, на 1 день. Чтобы стало возможным оценивать товарную матрицу на предмет доходности в ежедневном формате.

Для обоих вариантов используется одинаковый подход. Разница будет состоять лишь в том, какой срок будет задан в алгоритме. Для начала следует определить ряд вводных данных:

  • Выбранный отрезок времени для оценки (Вр)

Он зависит от потребностей предприятия и может устанавливаться руководством по своему усмотрению. Также возможно произвести расчеты среднего значения критерия, чтобы быстро исследовать тот или иной продукт.

  • Остатки товаров на складе (ОстСр)

В зависимости от целей, определяется либо среднее число запасов за указанный период, либо конкретная цифра, если есть необходимость произвести точечный расчет.

  • Продажи указанной продукции (Ппериод)

Выгружаются через программу отчетности по одному изделию или по целой категории. Цифра принимается в натуральных единицах, а не в выручке или прибыли.

Имея на руках данные, можно разобраться как посчитать оборачиваемость товара в днях по формуле расчета:

Оборч = ОстСр * Вр / Ппериод

Например, организация «Абсолют» реализует оптом жидкость для мытья стекол «Чистота». За две недели было продано 350 единиц продукции, ее запасы за этот же период составили 400 шт. Подставляя значения в алгоритм, можно разобраться в том, насколько выгодно будет торговать этим средством дальше:

Оборч = 400 * 14 / 350 = 16

Для предпринимателя это означает, что он сможет продать свои запасы «Чистоты» за 16 дней. Является ли это хорошим показателем, возможно сказать только в том случае, если понятна общая динамика работы и маркетинговая стратегия компании. Не существует однозначных нормативов, которые указывают, как считать оборачиваемость товара по отношению к бизнесу.

Следует отметить, что сравнивать полученные цифры у разных категорий нет смысла. Например, скорость сбыта у спиртного и мяса будет абсолютно разной и не взаимосвязанной.

Чтобы оценка результатов не была слишком субъективной, можно анализировать их со значениями, которые вычисляются по похожим продуктам или в целом по отрасли. Тогда станет понятно, можно ли считать показатель хорошим или необходимо разработать стратегию по развитию продаж. 

Это особенно важно при необходимости брать кредит на покупку, так как сразу станет понятно, вернуться ли деньги за срок выплаты ссуды. Если для функционирования организации понадобятся дополнительные заемные средства, то следует подумать, стоит ли делать это вложение.

✪ Читайте также: Как повысить товарооборот в магазине продуктов »

Как ускорить процесс сбыта запасов

Большинство торговых сетей стремятся полностью удовлетворять потребности своих посетителей, чтобы исключить необходимость обращаться к другим поставщикам. Это приводит к тому, что они вынуждены максимально отлаживать логистику и поддерживать остатки по всему ассортименту в торговом зале. Однако у этого подхода есть и обратная сторона – образование неликвидных изделий на конец торгового периода и потеря средств.

Эта ситуация недопустима для серьезного бизнеса, поэтому маркетологи рассчитывают еще один критерий – коэффициент оборачиваемости товарных остатков, он позволяет контролировать процесс сбыта и понять, какое количество раз было реализовано изделие за указанное время.

Как правило, оценка проводится за полный месяц, так как за это время появляется достаточный объем информации по реализациям конкретного продукта. На примере средства «Чистота» рассмотрим, как произвести необходимые вычисления. Формула коэффициента оборачиваемости товара с учетом значений, указанных выше, выглядит так:

КоэфОб = Ппериод / ОстСр

Подставив значения, образуется следующий результат:

КоэфОб = 350 / 400 = 0,875

Эта цифра говорит о том, что в рамках одного месяца, указанный продукт не распродается полностью, а значит делать заказ на новую партию стоит с учетом реального времени, которое потребуется на полный сбыт. Это сразу же поможет сэкономить существенные деньги на хранении и исключит вероятность накопления неликвидов.

Благодаря таким вычислениям можно зафиксировать отклонения в товарной матрице и провести оптимизацию, в которую входят следующие шаги:

  • Проверить наличие неподтвержденных резервов

Большинство фирм сталкиваются с ситуацией, когда сотрудники отдела сбыта могут ставить серьезный объем товара в запас, якобы под последующую реализацию. Однако зачастую это может быть попыткой перестраховаться и сохранить для своих клиентов определенный ассортимент. В случае отсутствия заказов с их стороны весь этот резерв попадет в остатки.

  • Планировать закупку и продажи

Если обозначить, что такое оборачиваемость товара простыми словами, то это способность оценить своевременность поставок изделий на предприятие и скорость, с которой они реализуются. Поэтому полученные при вычислениях значения в первую очередь используются для контроля и корректировок сроков поставок продукции в компанию.

  • Составить график оплат по заказным позициям

Актуально, если организация работает со сложным продуктом, которые поставляется исключительно по предоплате. В такой ситуации, суммы оплат и сроки поставки могут быть большими и эффективность дела будет во многом зависеть от точных расчетов. Наличие четкого критерия позволит определить промежуток, необходимый для сбыта и заказа следующей партии, что сделает бизнес выгодным и экономически безопасным.

  • Установка и отслеживание показателей

Установленные цели и нормы для конкретного бизнеса помогают ежедневно контролировать выполнение плана продаж. Определить их можно отталкиваясь от данных, полученных с помощью формулы оборачиваемости товара. Например, если установлена норма в 400 проданных на категорию единиц за месяц, то по прошествии времени по итоговой цифре станет понятно, в какой динамике находится предприятие. Менее 400 сделок – это отрицательный итог, более или равно – все идет по плану.

✪ Читайте также: Анализ товарооборота: как выявить нерентабельный товар в вашей системе продаж »

Важная новость для подписчиков!

logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.