Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Закупочная логистика: стремимся к безубыточности

  • 25 июля 2019
  • 35
  • Средний балл: 0 из 5
Закупочная логистика: стремимся к безубыточности

Снабжение по эффективным методам

Закупочная логистика – это деятельность по снабжению предприятия материальными ресурсами. Правильное управление потоками товаров или сырья способно поставить выстроить рабочие процессы без временных потерь и со значительной финансовой выгодой.

Вы узнаете:

  • В чем суть закупочной логистики.
  • Основные принципы успешного снабжения предприятия.
  • Как управлять логистическими процессами максимально выгодно.

Зачем нужна закупочная логистика

Основная цель закупочной логистики – создание надежной системы поставки материальных ценностей в организацию для удовлетворения спроса с максимальной эффективностью. То есть, получение ресурсов лучшего качества по минимальным ценам.

Также закупочная логистика нужна, чтобы:

  • организовывать непрерывный поток ресурсов;
  • обеспечивать запросы подразделений в материальных ресурсах;
  • налаживать эффективные каналы поставки;
  • закупать качественные товары и сырьё по ценам ниже рыночных;
  • поддерживать нужное количества складских запасов без излишков.

Еще одна важная цель закупочной логистики – регулярно отслеживать рыночные условия. Нужно мониторить рост цен, валютные колебания, появление новых конкурентов или продуктов, сезонные особенности спроса и предложения.

Основные задачи закупочной логистики

С учетом целевых направлений формируются основные логистические миссии.

Задачи закупочной логистики включают следующие пункты:

  • Определение ресурсных потребностей. Нужно не просто составить их список, а рассчитать требования, связанные с объемом, массой и размерами поставляемого оборудования или сырья. Также разработать графики поставок, решить задачу по каждой группе – сделать либо купить.
  • Анализ рынка. Сначала надо исследовать варианты, предлагаемые поставщиками. Затем выявить альтернативные источники потенциальных поставок, например, найти посредников с более низкими оптовыми ценами или расположенными ближе. После этого оценить возможные риски.
  • Выбор поставщиков. Важно обратить внимание на взаимодействие поставщика с другими клиентами, его географическое положение, опыт на рынке, ассортимент, ценовую политику, скорость доставки.
  • Оформление закупок. В соглашении должны быть отражены все условия о поставке и оплате, включая транспортировку, экспедирование, расходы на таможенные мероприятия.
  • Контроль поставок. Необходимо проанализировать количество выбраковки, количество случаев доставки не в срок, общее состояние привезенных ресурсов.

Принципы выстраивания закупочной логистики

Чтобы отделы снабжения работали эффективно, они должны соблюдать следующие принципы:

  • Планомерность. Заказанные ресурсы поступают по предварительно согласованному графику.
  • Равномерность. Доставка производится через равные периоды, чтобы сырье или иные ресурсы сразу шли в дело, а не застаивались на складе.
  • Оперативность. Объем и содержание поставок пропорциональны спросу – с учетом сезонности и других рыночных факторов.
  • Экономичность. Оптимизируются финансовые, трудовые и материальные траты на получение и размещение ресурсов.

Экономия достигается за счет использования современных технологий при погрузке-разгрузке и на других этапах, а также рационализации цепочки поставок.

7 антикризисных решений для оптимизации затрат на логистику

Снизить число недовольных клиентов на 80%, получить у перевозчика скидку и окупить содержание отдела логистики – всё это удалось управленцу одной российской компании. О своих шагах он рассказал редакции электронного журнала «Коммерческий директор».

Читать кейс

Методы организации закупок

Существует несколько методов закупочной логистики, основанных на изменении объемов снабжения:

  • Увеличение. На протяжении года проводится анализ спроса на каждый тип товара с учетом сезонности. На основании полученных данных рассчитывается оптимальный объем оптовых закупок. Также учитываются предварительные заявки на поставки товаров.
  • Уменьшение. Ежемесячно проводится анализ сбыта непопулярных товаров и принимается решение о сокращении самых проблемных. Отменяются закупки сырья и техники, нужной для их изготовления. Одновременно снижается процент нереализованного товара, что освобождает складские помещения и позволяет сосредоточиться на популярной продукции.
  • Прямой расчет. Ведется подсчет товара, реализованного за определенный период. После чего подсчитывается необходимый запас сырья на аналогичный промежуток времени.

Еще две методики могут быть использованы, если у предприятия налажены тесные взаимоотношения с постоянными поставщиками. Способ получения сырья «точно в срок» предполагает, что ресурсы будут поставлены по первому требованию в нужном, обычно небольшом, объеме. Это возможно, если у поставщика большие складские помещения. Его выгода в постоянном выкупе сырья и возможности устанавливать тарифы больше, чем у конкурентов. Но предприятие-закупщик должно быть уверено в стабильном спросе на продукцию.

При тесных связях между партнерами используется и методика совместного регулирования поставок. Спрос на ресурсы при этом можно спрогнозировать точнее, а также согласовать объем и график пополнения запасов сырья на складе.

Что такое закупочная логистика на предприятии

Чтобы выбрать эффективную логистическую схему, нужно провести экономические расчеты и учесть все расходы: транспортные, экспедиционные, страховые, грузопереработочные, информационные.

Формы руководства логистическими процессами

Централизованное - управление закупочной логистикой и снабжением осуществляет одно подразделение, например, дирекция по материально-техническому снабжению.

Децентрализованное – логистические задачи распределены между различными функциональными подразделениями.

Категорийное – в этом случае каждая товарная категория рассматривается как отдельное направление бизнеса. И для каждой действуют индивидуальные закупочные показатели, которые проверяет категорийный менеджер. Он и принимает решения по обеспечению продвижения определенного товара: от складских помещений поставщика до торгового зала в магазине. Это позволяет более гибко осуществлять управление закупочной логистики с единым центром ответственности на каждую производственную категорию.

Стратегии управления

Выделяют две основные стратегии управления закупками: тянущую и толкающую.

Вид стратегии

Принцип работы

Результат

Толкающая (push–стратегия)

Закупки производятся по команде дирекции по четкому графику.

Объемная база поставщиков, конкурирующих между собой, что позволяет снижать цены на сырье без потери качества.  

Тянущая (pull-стратегия)

Поставки ведутся в каждый отдел без соблюдения жесткого графика в заранее оговоренные сроки.

Тесные долгосрочные связи с небольшим числом надежных поставщиков.

На практике тянущая стратегия более выгодна для предприятия, но есть и очевидные минусы ее применения: сложность географически удаленного сотрудничества, риск снижения качества сырья, например, при смене руководства и других изменениях у предприятия-партнера.

Нужно учитывать, что в реальности логистические модели сложнее, ведь они настроены на различные цели и предполагают интеграцию подходящей методики, а то и нескольких. Важно и то, как взаимодействуют отделы предприятия. Прежде чем разрабатывать стратегию снабжения, надо определиться с планом сбыта готовой продукции, ее производством. Только после этого возможно говорить о закупках.

Проверка эффективности логистики

Чтобы выявить, насколько качественно работает закупочная логистика торгового предприятия, необходимо проверить следующие моменты:

  • соблюдение оптимального объема закупок без дефицита или излишков;
  • выполнение четких сроков закупок и соблюдение запланированных временных рамок между появлением потребности и доставкой нужных ресурсов;
  • качество приобретенной продукции.

Если логистические схемы работают, вы приобретаете ресурсы по низким ценам с быстрой доставкой. Затраты на транспортировку и хранение при этом минимальны.

На то, что деятельность по закупкам далека от совершенства, укажет дефицит или профицит товаров, повышенные затраты на приобретение сырья, обилие ручного труда при доставке.

Чтобы улучшить ситуацию, нужно понизить расходы на ресурсы, контролировать особые заказы, избавиться от нереализуемых запасов и наладить взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Важная новость для подписчиков!

logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.