Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Срок окупаемости проекта: формула и пример расчета

26 июля 2019
62
Средний балл: 0 из 5
Срок окупаемости проекта: формула и пример расчета

Как посчитать, когда окупятся вложенные в новый проект деньги?

Вы узнаете:

  • как рассчитать период окупаемости;
  • формулы окупаемости инвестиций;
  • пример расчета срока окупаемости проекта по формуле и таблице.

На этапе планирования нового дела или инвестиций, важно понимать, окупятся ли вложения, сколько это займет времени и когда вы начнете получать чистую прибыль. Не всегда расчет срока окупаемости инвестиций оказывается верным. На итоговый результат могу повлиять внешние обстоятельства, которые сложно предугадать. Но чаще влияет человеческий фактор: в расчеты закрадываются ошибки, люди забывают учесть текущие расходы или необходимость дополнительных вложений. Поэтому важно правильно выбрать формулу расчета срока окупаемости проекта или инвестиций.

Как рассчитать срок окупаемости проекта

Срок окупаемости проекта или инвестиций – это период времени, который необходим для того, чтобы полностью вернуть вложенные средства и начать получать прибыль. Вложение средств может быть как единовременным, после чего проект может начать приносить прибыль, так и систематическим. При расчете периода окупаемости это необходимо учитывать.

Например, если деньги вложены в пассажирские перевозки, то достаточно купить машину и минимальное необходимое оборудование, после чего можно начинать работать. Покупка бензина, расходы на содержание автомобиля будут сразу покрываться из заработанных денег, кроме того, сразу можно начинать возмещать вложенные средства. В этом случае период окупаемости может оказаться относительно небольшим и не потребуется никаких дополнительных вложений.

Если же деньги были вложены, например, в салон красоты, то сначала нужно купить или арендовать помещение, сделать ремонт, приобрести оборудование и материалы, дать рекламу, нанять персонал. До момента самоокупаемости может пройти довольно продолжительное время.

В приведенных примерах формула расчета срока окупаемости инвестиционного проекта будет разной. В первом случае простой и предельно понятной, во втором – сложной, учитывающей многие факторы.

Простой расчет срока окупаемости проекта учитывает только два фактора: вложенные средства и получаемый доход. В случае с услугами по перевозкам вложенные средства:

  • сумма, потраченная на покупку автомобиля;
  • страховку;
  • оборудование автомобиля необходимыми дополнительными устройствами (опознавательными знаками, навигатором, детским креслом и другими).

Получаемый доход – это, говоря простым языком, те деньги, которые остаются после того, как машина заправлена и получила необходимое обслуживание (мойка, текущий ремонт и тому подобное). Если на ней работает наемный водитель, то из дохода нужно вычесть его заработную плату. Очевидно, что окупаться вложения начнут буквально с первого дня работы проекта, особенно если водитель и инвестор – одно лицо. Полный же срок окупаемости в месяцах можно узнать, разделив первоначальную сумму инвестиций на среднее значение ежемесячного дохода.

Как вывести на рынок продукт, который в момент разойдется: инструкция

Придумать работающую рекламу, верно определить целевую аудиторию - что ещё нужно, чтобы продукт «зашёл»? Редакция электронного журнала «Коммерческий директор» приготовила инструкцию, чтобы вы не тратили впустую время и деньги.

Читать инструкцию

Формула расчета простого срока окупаемости проекта:

Т = S/D

Т – срок окупаемости в месяцах;

S – размер инвестиций в рублях;

D – ежемесячный доход в рублях.

Как правило, такую формулу расчета периода окупаемости можно применять для случаев, когда инвестор вкладывает средства в свое небольшое дело, которым планирует заниматься самостоятельно.

Теперь рассмотрим, как рассчитать окупаемость проекта в более сложном случае. Необходимо знать размер первоначальных вложений для:

  • аренды или покупки помещения;
  • аренды или покупки оборудования;
  • закупки материалов;
  • оформления юридического лица;
  • при необходимости оформления лицензий, сертификатов, разрешительной документации.

Далее необходимо рассчитать ежемесячные расходы, которые нужно будет выплачивать с первого дня существования бизнеса:

  • арендная плата или коммунальные платежи;
  • оплата связи, интернета;
  • налоги;
  • зарплата сотрудников;
  • реклама;
  • в зависимости от рода деятельности закупка товаров, расходных материалов;
  • прочие расходы (офисные принадлежности, почта и прочее).

Чистая прибыль в данном случае – это сумма, которая будет оставаться от вырученных средств за произведенные или проданные товары и услуги после уплаты ежемесячных расходов. Учитывайте, что в первые месяцы работы компании зарабатываемых средств может не хватить для оплаты текущих расходов и потребуются дополнительные инвестиции.

На сложность расчета влияет и тот факт, что доход в данном случае не будет постоянной величиной. При нормальном развитии проекта его размер каждый месяц должен увеличиваться.

В этом случае формула периода расчета окупаемости проекта будет намного сложнее. Расчет осложняется еще и тем, что заранее невозможно точно предсказать, какую прибыль и когда начнёт приносить предприятие, поэтому предварительный просчет всегда будет отличаться от реальной ситуации. Это тоже необходимо учитывать при планировании суммы инвестиции. Обязательно следует закладывать какую-то сумму на непредвиденные расходы.

Обычно для расчета окупаемости проекта приводится формула с использованием сложных математических операций, которые принесут пользу только тем, кто помнит математический анализ. Рассчитать период окупаемости проекта можно, используя таблицу.

Месяц работы

Выручка, руб

Постоянные расходы, руб

Чистая прибыль, руб

Доход, руб

 

 

 

 

 

В столбец "Выручка" заносятся все полученные средства, затем из этой суммы вычитаются постоянные расходы, результат заносится в столбец "Чистая прибыль". В столбце "Доход" нарастающим итогом складываются суммы чистой прибыли. Как только сумма в графе "Доход" станет равна инвестициям, либо превысит их, можно говорить о том, что период окупаемости пройден.

Пример расчета срока окупаемости проекта по формуле и таблице

Сначала посчитаем по формуле срок окупаемости проекта бизнеса по пассажирским перевозкам.

Предположим, был куплен автомобиль за 950 000 рублей. Еще 50 000 рублей были потрачены на страховку и оборудование машины. Итого S= 950 000 + 50 000 = 1000 000 рублей – размер инвестиции.

Предположим теперь, что каждый месяц чистый доход водителя составляет 50 000 рублей. Бензин, мойку машины и прочие текущие расходы, а также свою зарплату водитель оплачивает из заработанных денег ежедневно, поэтому расходы вычитаются автоматически.

Теперь подставим значения в формулу для расчета срока окупаемости проекта:

Т = S/D= 1000 000/50 000 = 20 месяцев.*

Теперь произведем более сложный расчет срока окупаемости инвестиций в салон красоты.

Предположим, на аренду, ремонт, покупку оборудования и материалов, то есть на инвестиции был потрачен 1000 000 рублей.

Ежемесячные расходы будут составлять:

  • 40 000 рублей – аренда;
  • 30 000 рублей – налоги;
  • 120 000 рублей – зарплата трех сотрудников;
  • 2 000 рублей будет уходить на связь и интернет;
  • 10 000 рублей на рекламу;
  • 50 000 рублей на расходные материалы;
  • 5000 запланируем на прочие расходы.

Итого: 257 000 рублей – это постоянная величина ежемесячных расходов.

Предположим, что салон красоты в первый месяц работы получил всего 150 000 рублей, во второй – 250 000, в третий – 350 000, в четвертый 425 000 рублей, а с пятого месяца стал получать 500 000 рублей ежемесячно.

Заполним таблицу для расчета периода окупаемости проекта.

Месяц работы

Выручка, руб

Постоянные расходы, руб

Чистая прибыль, руб

Доход, руб

1

150 000

257 000

-107 000

-107 000

2

250 000

257 000

-7 000

-114 000

3

350 000

257 000

93 000

-21 000

4

425 000

257 000

168 000

147 000

5

500 000

257 000

243 000

390 000

6

500 000

257 000

243 000

633 000

7

500 000

257 000

243 000

876 000

8

500 000

257 000

243 000

1 119 000

Итак, на восьмом месяце салон красоты полностью окупит вложенные в него деньги и начнет приносить прибыль, потому что сумма полученного за этот период дохода превысит 1000 000 рублей*.

*Для расчетов были приняты произвольные цифры.

На практике чаще используется второй способ расчета срока окупаемости, так как редкие виды бизнеса не требуют на начальном этапе дополнительных инвестиций.

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи практического пособия по маркетингу и продажам - журнала «Коммерческий директор» без ограничений.

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня и используйте полезные идеи для роста продаж.

Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.