Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Факторный анализ прибыли: особенности проведения на примере

31 июля 2019
44
Средний балл: 0 из 5
Факторный анализ прибыли: особенности проведения на примере

Факторный анализ прибыли от продаж позволяет выявить слабые места в деятельности предприятия.


Вы узнаете:

  • Зачем нужен факторный анализ прибыли и как его провести.
  • Как выявить главные факторы, влияющие на чистый доход.
  • В чем суть методики цепных подстановок.
  • Когда используется маржинальная аналитика.
  • Как часто нужно проводить факторные исследования.

Чтобы работа любой компании была успешной, важно тщательно распланировать ее на всех этапах. Планирование невозможно без факторного анализа разных показателей, оказывающих влияние на деятельность компании. Эти критерии позволяют обосновать планы, провести оценку качества учетной и контрольной систем. Особенно важен факторный анализ прибыли от продаж. Он определяет, насколько количественные и качественные показатели продаваемой продукции, себестоимость, трудовая производительность повлияют на доходный показатель.

От чего зависит прибыльность компании

Чистый доход от реализации является разницей между выручкой и суммой, включающей себестоимость, издержки на управление и коммерцию.

Основными факторами, от которых зависит увеличение либо уменьшение дохода, считаются изменения:

  • продажного объема;
  • ассортиментного ряда;
  • себестоимости;
  • ценовых характеристик.

Гибкий алгоритм продаж, который увеличит прибыль компании

В статье электронного журнала «Коммерческий директор» приведен алгоритм, который позволит разработать гибкий скрипт продаж. Его преимущество — простота в использовании и минимальное время на разработку и внедрение.

Смотреть алгоритм »

Факторный анализ прибыли от реализации предполагает исследование структуры получения предприятием финансов в чистом виде, а также условий, влиявших на рост доходности и убытки. Исследование требуется, чтобы сделать работу организации более эффективной и правильно выбирать управленческие стратегии.

Цели и задачи факторного анализа прибыли

Главная цель тестирования – выявление сильных и слабых мест в цепочке продаж при получении прибыли. Для этого необходимо:

Исследуется структура и состав прибыли, колебания в сравнении с аналогичными отчетными периодами, действие стратегии учета по каждому доходному направлению, налоговые и дивидендные выплаты.

Основная задача аналитика – найти оптимальные пути для получения максимальной прибыли. Но подобное исследование позволяет также вести контроль выполнения планов, определять объективные и субъективные факторы, которые воздействуют на доходность.

В расчетах применяются данные бухучета и бизнес-плана. По итогам выявляются резервы, позволяющие нарастить чистую прибыль.

Главный показатель успеха предпринимательской деятельности – высокая рентабельность. Чтобы ее достичь, недостаточно исследовать данные только прибыльности продаж. Необходимо учитывать окупаемость вложений и расходов в общем и по каждому направлению деятельности предприятия.

Этапы проведения факторного анализа прибыли

Факторный анализ включает в себя отбор и систематизирование исследуемых показателей, определение взаимоотношений между каждым из них и результатом, разработку рекомендаций, которые позволяют применять полученные данные на практике.

Аналитику необходимо выявить главные факторы, а также определить, как они влияют на прибыль: положительно или отрицательно.

Воздействие не всегда однозначно. К примеру, если снизить цену на товар, это может привести как к увеличению выручки, так и к уменьшению. Все зависит, насколько доход будет перекрывать производственные и коммерческие издержки.

При выборе факторов для исследования обращают внимание на те, что оказывают наибольшее воздействие на доходность. К ним относят:

  • потребительскую стоимость;
  • объем проданной продукции;
  • производственные и коммерческие издержки, выплату зарплаты, штрафы, неустойки;
  • расходы на уплату налогов и отчисления во внебюджетные фонды;
  • особенности ассортимента;
  • сезонные колебания спроса, рыночные тенденции, уровень конкуренции.

Определившись со значимыми факторами, аналитик проводит исследование, насколько прибыль за определенный период не совпадает с запланированным либо базовым доходом за аналогичное время, например, год назад. Для этого сумму недавней прибыли делят на предыдущий показатель в аналогичном периоде и умножают на сто процентов. Если результат меньше сотни, то по этому критерию наблюдается спад, если больше – рост.

Пример факторного анализа прибыли: табличный аналитический расчет

Проанализировать факторы, от которых зависит прибыль, проще всего, занеся показатели в сводную таблицу. Как проводится этим методом факторный анализ прибыли от продаж – пример с выводами:

Критерий

Исследуемые временные отрезки

Разница

Предыдущий

Отчетный

В рублях

В процентах

Выручка (руб.)

11500000

12000000

500000

4,35

Себестоимость (руб.)

8000000

7700000

Минус 300000

Минус 3,75

Коммерческие издержки (руб.)

1300000

1500000

200000

15,38

Расходы на управление (руб.)

600000

750000

150000

25

Прибыль с продаж (руб.)

1600000

2050000

450000

28,13

Индексация ценовых изменений

1

1,25

250

25

Воздействие каждого фактора на прибыльность рассчитывается отдельно. К примеру, чтобы вычислить влияние объема реализации продукции по базисным ценам, выручку в отчетном периоде делят на показатель индекса, а затем на предыдущие данные, и умножают на сто процентов. Если убрать лишние нули, результат получается следующим:

12000 / 1,25 / 11500 х 100 % = 83,5 %

Отсюда можно сделать вывод, что товарный объем снизился на 16,5 %, что негативно повлияло и на доходность. Переведя проценты в реальные деньги, можно увидеть, что прибыль предприятия снизилась на 264 тысячи рублей (1600 тысяч х (-0,165)).

Чтобы выявить влияние себестоимости, делают перерасчет данных базового периода по отношению к изменившемуся количеству проданного товара. То есть 8000 тысяч умножают на 0,835. Получается 6680 тысяч рублей. Сравнив с текущим показателем, делают вывод: себестоимость выросла на 1020 тысяч рублей, что привело к снижению чистого дохода.  

Сопоставив текущие и предыдущие данные по издержкам, можно выявить, что расходы увеличились. Это также привело к уменьшению прибыли. А вот рост цен оказал положительное влияние, приведя к увеличению чистого дохода на 2400 тысяч рублей. Эта цифра выявляется путем расчета объема продаж в базисных ценах: 12 000 / 1,25 = 9 600 тысяч рублей и последующего вычитания его из суммы отчетной выручки.  

Метод цепных подстановок и маржинальная аналитика

Для анализа прибыльности применяется и методика цепных подстановок. По ней идет вычисление не только общих, но и условных изменений. Для этого берутся показатели в отчетном периоде, умножаются на разницу между запланированной прибылью и издержками, а из полученной суммы вычитаются постоянные плановые расходы.

Такую методику часто используют в компаниях, где доходность зависит от сезонного спроса. К примеру:

  1. Проводится анализ изменений реализованных объемов за летний сезон, потом за осенний, зимний и весенний.
  2. Полученные данные сопоставляются, чтобы выявить сезонный дисбаланс.
  3. Значения прибыли исследуются в значении с иными параметрами – потоком покупателей, ценовыми изменениями.

Так выявляют, насколько уменьшение или увеличение прибыли зависит от сезонных колебаний, и можно ли уменьшить воздействие других негативных факторов в низкий сезон.

Маржинальная прибыль показывает доход, который получит предприятие от продажи товарной единицы.

Ее определение позволит точнее выявить воздействие таких критериев, как объем реализации и переменные издержки (на сырье, материалы, топливо, электричество). Маржинальную прибыль исчисляют так: число, обозначающее количество проданной продукции, умножают на разницу между товарной стоимостью и переменными расходами, затем вычитают постоянные затраты (на аренду помещения, амортизацию оборудования и т.д.)

Объем реализованной продукции на постоянные издержки не влияет. Переменные рассчитываются на единицу произведенной продукции. Проведение подобного исследования необходимо для расчета минимального количества товаров, требуемого для реализации, чтобы перекрыть издержки предприятия.

Как часто нужно анализировать продажи, зависит от специфики рынка, сезонности, конкурентоспособности. Обычно анализ проводят раз в два-три месяца. Но есть отрасли, где требуются ежемесячные исследования. Обычно это относится к предприятиям с высоким уровнем конкуренции. Чем чаще проводится факторный анализ, тем проще компании держаться на плаву в условиях рыночных изменений без резкой потери дохода.

Важная новость для подписчиков!

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи практического пособия по маркетингу и продажам - журнала «Коммерческий директор» без ограничений.

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня и используйте полезные идеи для роста продаж.

Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.