Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Как развивать коммуникативные навыки: 3 активные техники + советы психологов

  • 1 августа 2019
  • 139
  • Средний балл: 0 из 5
региональный бизнес-тренер, компания «Объединённые кондитеры»
Как развивать коммуникативные навыки: 3 активные техники + советы психологов

В этой статье мы поговорим о том, как руководителю сформировать навыки коммуникаций.


Вы узнаете:

  • Что такое коммуникационные навыки.
  • Как улучшить коммуникативные навыки общения.
  • Что рекомендуют психологи для развития коммуникационных навыков.

Умение грамотно общаться и вести диалог является одной из ключевых компетенций на всех уровнях руководства.

Что такое коммуникационные навыки

Задача руководителей любого уровня в компании – заниматься планированием, организацией и контролем за исполнением задач. На всех этих этапах может появляться сопротивление со стороны сотрудников. Это одна из ключевых проблем, которая в итоге приводит к стагнации на предприятии. В ее решении одну из важнейших ролей играет умение начальника строить диалог между специалистами разного уровня.

Коммуникативные навыки – это способы создания эффективного общения между людьми.

Навыки коммуникации необходимы для преодоления психологических барьеров, возникающих в результате недопонимания:

  • Эмоциональный барьер. Возникает в следствии сложившегося конфликта в коллективе, когда контакт между специалистами теряется из-за личной неприязни. В такой ситуации эмоции преобладают над рациональным суждением.
  • Барьер восприятия. Возникает при наличии сильных социальных установок по отношению к определенному классу или слою населения. Еще одним активатором является внешний вид, например, когда какой-то сотрудник одет не по дресс-коду.
  • Барьер взаимодействия. Различные характеры, коммуникативные навыки и принципы построения диалога также становятся причиной для создания межличностного недопонимания. Разновидностью этого барьера выступает этический конфликт – когда партнеры не могут контактировать на фоне религиозных или нравственных установок.
  • Профессиональный барьер. Различная деятельность и порядок ее обеспечения могут становиться причиной противоречий в компаниях. Один из часто встречающихся вариантов такого конфликта – это противостояние коммерческого отдела и производства с логистикой. Разница в мотивах сотрудников создает разрыв во взаимопонимании, несмотря на общие цели в рамках предприятия.

Навыки коммуникации – это способ преодоления барьера без посторонней помощи, за счет умений специалиста строить диалог. Они должны применяться конгруэнтно к обстоятельствам и не вызывать отрицания у собеседника.

2 важнейших принципа эффективного контактирования:

  • Добиться понимания у собеседника. Перефразировать мысли не теряя смысла, привести верные примеры и проявить эмпатию для установления взаимопонимания.
  • Постараться воспринять в ответ его слова, даже если они прозвучали в неприятном контексте. Чтобы разобраться в сказанном, нужно уметь корректно спрашивать человека и задавать уточняющие вопросы.

Как завоевать симпатию окружающих

Как развивать коммуникативные навыки: 3 активные техники + советы психологовУзнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор» советы про развитию коммуникативных навыков, которые помогут вам наладить отношения с начальством, подчиненными, коллегами, клиентами и семьей.

Также из этой статьи вы узнаете, как без оскорблений давать отпор хамам и манипуляторам.

Узнать советы »

Как улучшить коммуникативные навыки общения

У каждого сотрудника есть базовые способности ведения диалогов и одним из простых подходов к росту является их доработка до нужного уровня.

Рассмотрим 3 основные техники, которые помогут сделать общение более эффективным.

Активное слушание

Это простой способ вызвать расположение собеседника, он основывается на утверждении о том, что большинству людей нравится больше рассказывать о себе, чем выслушивать кого-либо. Чтобы применять его, достаточно следовать простым правилам:

  • Получать больше информации, чем выдавать. Для этого необходимо задавать открытые вопросы, позволяющие партнеру больше рассказывать и говорить.
  • Поддерживать диалог методиками активного слушания. Следует задействовать мимику, жесты и зрительный контакт, так оппонент будет понимать, что его слова вызывают интерес. Дополнительно усиливать контакт можно фразами: «Очень интересно», «Да, я понимаю», «Продолжайте рассказывать».

Отзеркаливание

Работает только при наличии высоких коммуникационных навыков, поскольку в задачи говорящего входит копировать своего партнера, но так, чтобы это не было сделано явным образом.

Эксперты по переговорам рекомендуют добиваться максимального комфорта в следующих вещах:

Уход от оценки

Коммуникационные навыки – это не только фразы или способы влияния в разговоре, но и умение смотреть на полученную информацию, не применяя оценочного суждения о публике и вопросе. Таким образом не создается ситуаций с недопониманием или наличием этического барьера.

Осознанность и умение проявить понимание, более важный навык, чем умение вести диалог красиво с яркими словами и метафорами. Поскольку эта часть отвечает не только на способность слушать, но и за то, чтобы слышать, о чем говорит человек, не воспринимая его личность как негативную и не атакуя его мнение.

✪ Читайте также: 10 правил, которые помогут вам стать приятным собеседником »

Что рекомендуют психологи для развития коммуникационных навыков

Существует 3 сферы влияния, которые следует развивать для построения эффективного взаимодействия в деловых переговорах. Специалисты отмечают, что работа должна проводиться на постоянной основе, поскольку в техниках, используемых в общении существует так называемый «откат» – когда способности снижаются и возвращаются к базовому уровню при отсутствии постоянной практики. Поддержки и развития требуют следующие сферы взаимодействия:

Невербальная сфера

Составляет около 65 % всей информации, передаваемой в момент разговора между людьми. Психологи, рассказывая, какие бывают коммуникативные навыки, всегда отмечают невербальные проявления в первую очередь. К ним относятся:

  • Поза. Партнер может принять расслабленную позицию в момент сложного диалога, тем самым снизить агрессию своих собеседников, показывая, что он сам относится к общению легко и с позитивом. Или принять закрытую и агрессивную, что сразу же подчеркнет недоверие, усложнит контакт.
  • Жесты. Мягкие и приятные движения рук, презентующие рассказчика, подчеркнут его желание договариваться. Резкие и закрытые – расскажут о его нетерпеливости и попытке надавить на собеседника. Самый простой способ наработать красивую жестикуляцию – это рассказывать истории перед зеркалом, сопровождая слова движениями.
  • Зрительный контакт. Один из основных коммуникативных навыков в психологии, помогающий создавать ощущение заинтересованности с любым собеседником. Если один человек не смотрит на другого, то это автоматически говорит о том, что он его либо избегает, либо боится. Поэтому даже с неприятным оппонентом следует вести разговор, периодически заглядывая ему в глаза.
  • Мимика . Управлять реакциями лица, не имея специальной подготовки, практически невозможно. Однако любой личности по силам понимать, какое выражение лица говорит о злости, раздражении или напротив о доброжелательности. Чтобы развиваться, следует отслеживать негативные проявления и заменять их улыбкой или спокойным выражением лица.

✪ Читайте также: Как невербальное общение помогает в бизнесе »

Паравербальная сфера

Коммуникативные навыки – это определение состояния собеседника не только по словам, но и по тому, каким образом они были произнесены.

В знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя» главный герой Глеб Жеглов произносит следующую фразу: «Даже «здравствуй» можно сказать так, что смертельно обидеть человека, или «сволочь» сказать так, что он растает от удовольствия».

Свойства голоса как раз и есть то, что определяет контекст произнесенных слов. Повлиять на него можно с помощью изменения интонации в момент произнесения фраз, тем самым выделяя акценты в речи. Мощными инструментами, которые помогут дополнительно расставить акценты и сделать разговор живым, являются паузы между предложениями или усиление громкости голоса.

Вербальная сфера

Последняя составляющая коммуникативных навыков в психологии, которая имеет не более 5 % влияния на результат беседы.

Для примера, можно привести 2 предложения из практики, с помощью которых руководитель доносил подчиненным новость про рост планов по сбыту:

  • «В компании сейчас непростые времена, поэтому принято решение об увеличении планов. Вы должны совершать больше активностей, чтобы их выполнять, это позволит нам поддерживать бизнес на плаву и своевременно выплачивать зарплаты.»
  • «Коллеги, нас ждет повышение планов. Оно производится не с «потолка», а на основе анализа рынка – мы с вами упускаем большие возможности на текущий момент, это приводит бизнес к стагнации, не дает возможности повышать ваши зарплаты. Чтобы исправить ситуацию, я предлагаю проявить больше активности, а компания в свою очередь отблагодарит вас увеличением бонусов и своевременной выплатой премий.»

Что значат коммуникативные навыки для бизнеса, можно понять из этого простого примера. В первом случае начальник может демотивировать свои кадры и усугубить ситуацию, во второй – добиться успеха. Если же усилить сказанный текст правильными интонациями и невербальными проявлениями, то получится сильная речь, которая активирует отдел на продуктивную работу.

Важная новость для подписчиков!

logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.