Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Анализ динамики прибыли: на что обращать внимание

1 августа 2019
54
Средний балл: 0 из 5
Анализ динамики прибыли: на что обращать внимание

Динамика прибыли – это показатель, который используется для контроля существующих планов по повышению эффективности работы компании и для формирования стратегии развития.

Вы узнаете:
  • Для чего проводится анализ динамики прибыли.
  • Какие способы анализа и мониторинга прибыльности предприятия существуют.
  • Что влияет на динамику прибыли.

Для начала разберемся, зачем вообще проводить анализ динамики прибыли организации. С помощью тщательного и постоянного мониторинга можно определить:

  • Какую прибыль получило предприятие в разных периодах;
  • Насколько устойчив был каждый ее компонент;
  • На какой доход компания может рассчитывать в ближайшей и средней перспективе.

Основываясь на этих показателях, анализ прибыли в динамике позволяет проконтролировать выполнение планов по реализации продукции, спланировать расширение ассортимента, открытие новых подразделений. Большую роль этот показатель играет и для возможных инвесторов. Он помогает сделать вывод, будет ли предприятие развиваться в дальнейшем, или руководство недостаточно эффективно использует имеющиеся возможности.

Существует несколько форм прибыли предприятия:

  • Валовая. Из общей выручки вычитается себестоимость продукции и обязательные платежи. С помощью данного показателя можно понять, каким образом предприятие финансирует бизнес.
  • Прибыль от реализации. Из валовой прибыли вычитаются операционные расходы, не связанные с себестоимостью.
  • Чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов, погашения кредитов, выплаты всех платежей. Это главный показатель работы предприятия. Чистая прибыль направляется на дальнейшее расширение бизнеса, рост фонда оплаты труда или уходит в доход владельцев компании.

Если в течение нескольких периодов наблюдается нулевая или отрицательная динамика прибыли, нужно принимать меры: сокращать штат или расходы компании, ликвидировать ее, либо модернизировать, запускать ребрендинг.

Есть несколько основных методов анализа состава и динамики прибыли предприятия.

  1. Вертикальный анализ. Изучается все, из чего складывается прибыль. Тщательно отслеживаются все количественные изменения.
  2. Горизонтальный анализ. Отслеживаются отдельные параметры и их динамика в различных временных отрезках.
  3. Факторный анализ, с помощью которого можно оценить и спрогнозировать источники повышения дохода предприятия.

Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах

Вертикальный анализ называют также структурным. Аналитик получает структуру конечных данных в виде относительных величин. С помощью вертикального анализа можно просмотреть, как изменились в процентном соотношении те или иные показатели за определенный период.

В отчете о финансовых результатах отражена вся информация о доходах и расходах компании, указана итоговая сумма финансового результата за год.

В качестве базового показателя используется выручка. Она принимается за сто процентов. Прочие показатели пересчитываются относительно базового, определяется процентная доля каждого в общей структуре. Для этого используется формула:

З / В * 100%.

З – значение, которое рассчитывается в динамике по отношению к базовому показателю

В – базовый показатель, в нашем случае – выручка.

Для примера разберем упрощенный отчет о финансовых результатах.

Статьи

Сведения за год

Анализ данных за год

2018

2017

2016

2018

2017

2016

Выручка продаж.

600000

550000

500000

92%

92%

91%

Прочая

50000

50000

50000

8%

8%

9%

Итого выручка

650000

600000

550000

100%

100%

100%

Себестоимость

300000

250000

200000

46%

42%

36%

Валовая прибыль

350000

350000

350000

54%

58%

64%

Операционные расходы

100000

100000

100000

15%

17%

18%

Прибыль от операционной деятельности

250000

250000

250000

38%

42%

45%

Прибыль от инвестиций

25000

15000

20000

4%

2,5%

4%

Прибыль до налогообложения

275000

265000

270000

42%

44%

49%

Налог на прибыль

53000

50000

52000

8,15%

8,33%

9,45%

Чистая прибыль

222000

215000

218000

34,15%

35,83%

39,63%

Здесь видно, что доля себестоимости в общем объеме выручки растет уже на протяжении двух лет, потому, несмотря на то, что сама выручка растет, прибыль остается неизменной. Для роста прибыли необходимо принять ряд мер по сокращению себестоимости. Прибыль от инвестиционной деятельности снизилась в 2017 году, но уже в 2018 выросла на 25 процентов по сравнению с начальным периодом. Есть смысл подумать о дальнейшем вложении денег в эту сферу.

Из-за каких ошибок вы теряете деньги, когда даете клиентам скидку

Некоторые компании, стремясь увеличить прибыль, начинают злоупотреблять клиентскими скидками. Почему это не самое рациональное решение, узнавала редакция электронного журнала «Коммерческий директор».

3 ошибки >>

Горизонтальный анализ прибыли

Горизонтальный анализ динамики прибыли предприятия основывается на показателях первого сравниваемого периода, а не текущего, как это принято в вертикальном. В ходе горизонтального анализа прибыли рассчитываются следующие показатели:

  1. Абсолютное отклонение от базового показателя в стоимостном выражении
  2. Темп роста
  3. Темп прироста

Каждый из этих показателей имеет свою область использования.

Для расчета абсолютного отклонения применяется формула:

А откл = П тек – П баз

П тек – текущий показатель отдельно взятой статьи доходов или расходов.

П баз – базовый показатель этой же статьи.

Например, чистая прибыль в текущем периоде составила 250 тысяч рублей, а в базовом – 215 тысяч рублей.

А отк = 250000 – 215000 = 35000 рублей.

В нашем случае абсолютное отклонение составляет рост чистой прибыли на 35 тысяч рублей.

Чтобы рассчитать темп роста, необходимо воспользоваться следующей формулой:

ТР = П тек / П баз * 100

В нашем примере это выглядит следующим образом:

ТР = 250000 / 215000 * 100 = 116,27 процентов.

Для определения темпа прироста из предыдущей формулы необходимо вычесть 100.

ТПР = ТР – 100

В расширенном формате это выглядит следующим образом:

ТПР = П тек / П баз * 100 – 100

В примере, который мы разбираем, темп прироста чистой прибыли составит:

ТПР = 250000 / 215000 * 100 – 100 = 16,27 процентов.

Это значит, что в динамике за выбранный период чистая прибыль выросла на 16,27 %

Факторный анализ прибыли

Прибыль предприятия зависит от множества самых разных факторов:

  • Стоимости реализации продукции, работ, услуг
  • Количества реализованных товаров или услуг
  • Ассортимента товаров или услуг
  • Себестоимости продукции и т.д.

Факторный анализ динамики прибыли позволяет установить, от чего зависит доход компании и перераспределить потоки финансов. С его помощью можно проследить, как меняется прибыль под влиянием различных факторов.

Для наглядности разберем пример. При проведении факторного анализа необходимо составить аналитическую таблицу, все данные для которой берутся из отчета о прибылях и убытках. Таблица выглядит следующим образом:

Показатель

Базовый период

Текущий период

Изменение

Абсолютное

Относительное

Выручка от продаж

50000

60000

10000

20%

Себестоимость

30000

33000

3000

10%

Коммерческие затраты

1000

1200

200

20%

Управленческие затраты

1000

1200

200

20%

Прибыль от реализации

18000

24600

6600

36,66%

Индекс изменения цен

1,00

1,25

0,25

25%

 Рассмотрим влияние каждого фактора на динамику прибыли компании.

  1. Объем реализованных товаров и прибыль. Выручка от продаж текущего периода пересчитывается в базисных ценах (ценах прошлого периода). Для этого она делится на индекс изменения цен:

60000 / 1,25 = 48000

Наблюдается небольшое изменение объема продаж: 48000 / 50000 = 0,96, то есть число реализуемого товара снизилось на четыре процента. Одновременно с этим уменьшилась и прибыль компании:

18000 * (-0,04) = -720 рублей.

  1. Себестоимость. Чтобы оценить влияние себестоимости на динамику прибыли, пересчитаем базовый показатель на изменение объема (4 процента):

30000 * 0,96 = 28800 рублей.

Разница с реальной себестоимостью:

28800 - 33000 = -4200 рублей. Делаем вывод, что себестоимость продукции выросла, что стало одной из причин снижения прибыли.

  1. Расходы на коммерцию и управление. Здесь также сопоставляются показатели базового и текущего периодов. Оба вида расходов увеличились на двести рублей, что повлекло за собой пропорциональное сокращение прибыли.
  2. Изменение цен. В данном случае сравнивается доход за текущий период в фактических и базисных ценах. Чтобы рассчитать объем продаж в базовых ценах, выручка от реализации делится на индекс изменения цен. Это мы рассчитывали в первом пункте и получили 48000. Рассчитываем влияние изменения цен: 60000 – 48000 = 12000 рублей. Делаем вывод, что изменение цены положительно повлияло на прибыль предприятия – она увеличилась на 12 тысяч рублей.

Приведенный выше факторный анализ динамики прибыли – это лишь один из вариантов, сделанный на основе общедоступных данных бухгалтерского учета. На практике, на изменение прибыли оказывают влияние десятки других факторов, которые также можно изучать и сопоставлять. Данные обо всех дополнительных факторах, которые могут повлиять на изменение прибыльности, содержатся во внутренней документации предприятия и других актах.

Важная новость для подписчиков!

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи практического пособия по маркетингу и продажам - журнала «Коммерческий директор» без ограничений.

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня и используйте полезные идеи для роста продаж.

Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.