Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Вмененные издержки: показатель упущенной выгоды или необходимый инструмент для бизнеса

  • 5 августа 2019
  • 15
  • Средний балл: 0 из 5
Вмененные издержки: показатель упущенной выгоды или необходимый инструмент для бизнеса

Существует множество критериев, которые показывают общую эффективность работы компании. Один из них позволяет оценить, сколько потерял бизнес, сделав шаг не в ту сторону. Это вменённые или альтернативные издержки из-за неправильно организованной работы.

Вы узнаете:

  • какие виды издержек бывают
  • что такое вмененные издержки (они же альтернативные, неявные)
  • что можно отнести к данному показателю
  • почему образуется альтернативные издержки (рассмотрим на примерах)

Какие виды издержек бывают

Почти все производства работают по схемам, которые предполагают несколько основных видов потерь, убытков и издержек.

Виды производственных потерь:

  • материальные затраты, включающие в себя: сырье, материалы, энергозатраты, аренду;
  • амортизационные затраты, включающие: износ оборудования, амортизацию нематериальных активов;
  • фонд оплаты труда, пенсионных отчислений и страховых взносов;
  • прочие затраты, включающие: пошлины, трансакционные издержки, начисленные налоги и сборы, услуги связи, рекламные расходы;
  • постоянные издержки, не зависящие от объема производства;
  • переменные издержки, изменяющиеся в зависимости от объема производства;
  • бухгалтерские - включают оплату факторов производства, отражают внешние затраты фирмы;
  • вмененные (неявные или альтернативные издержки), которые показывают упущенную прибыль компании.

Как контролировать финансовое положение компании, затрачивая 15 минут в неделю

Есть несколько форм отчётности, которые директор должен контролировать лично. Какие - расскажет статья электронного журнала «Коммерческий директор».

Читать кейс 

Что такое вмененные издержки

Вмененные издержки - это внутренние затраты или потери, которые несет предприниматель при выборе одного из двух направлений доступной деятельности. Вмененные издержки образуются лишь в том случае, когда выбор направления пал на менее выгодный проект. Это упущенная прибыль, которую по каким-то причинам не получил предприниматель.

Вмененные издержки – это издержки на производство альтернативного продукта, который актуален на рынке сейчас и заменяет более дорогой, но менее перспективный основной продукт. Если один вид товара имеет высокую рентабельность, но продается плохо, то его меняют на более дешевый, альтернативный продукт, который пользуется спросом. Разница в рентабельности между двумя продуктами образовывает упущенную выгоду, которую не получает производитель. Эта упущенная выгода и есть альтернативные издержки.

Не стоит думать, что вмененные издержки относятся только к производственной сфере. Данный вид потерь чаще встречается в торговой сфере. Она часто возникает из-за отсутствия эффективного менеджмента, выбора неправильного или убыточного направления, неперспективного рынка сбыта.

Что можно отнести к вмененным издержкам

К вмененным издержкам относят:

  • потери от выбора неэффективного рынка сбыта;
  • потери от выбора неперспективного направления в продажах;
  • невыгодный выбор направления в угоду облегчения рабочего процесса;
  • потери из-за неправильного ценообразования.

Вообще, к неявным или альтернативным издержкам можно отнести не только перечисленные потери. Для определения данного вида потерь нужно рассматривать каждое предприятие в отдельности и выявлять факторы, которые привели к упущенной выгоде.

Почему образуются альтернативные издержки

Рассмотрим основные причины возникновения вмененных издержек на примерах.

Пример 1

Предприятие ищет, куда сбыть ограниченную партию продукции  и находит два варианта, где в первом случае получит 1 млн. рублей прибыли, а во втором 1.2 млн. рублей. При выборе покупателя предприятие помимо прибыли рассматривает целый ряд причин, влияющих на проведение сделки.

В первом случае покупатель продукции берет товар по более низкой стоимости, но обещает подписать контракт и стабильно покупать продукцию в течение года. Первый покупатель гарантирует стабильность. Во втором случае, покупатель берет продукцию один раз, но платит более высокую цену. Он выгоден для предприятия на данном этапе, но является разовым клиентом.

Учитывая насыщенность рынка аналогичными товарами и проблему со сбытом, предприниматель склоняется к долгосрочному сотрудничеству вместо получения одноразовой максимальной прибыли. То есть, выбирая сделку, которая принесет 1 млн. прибыли, продавец теряет альтернативную прибыль в 1.2 млн. рублей. В данном случае, разница между прибылью от первой и второй сделки - 200 тысяч рублей. Это и есть альтернативные или вмененные издержки. Это упущенная прибыль, которую не получит предприниматель.

Пример 2

Рассмотрим работу магазина Секонд Хенд, который занимается продажей поношенной одежды или стоковых вещей их зарубежных стран. Подобные фирмы платят за одежду по ее весу. Цену за килограмм устанавливает поставщик.

Магазин же зарабатывает на продаже этих вещей поштучно. Для этих целей предприниматель нанимает персонал, который распаковывает одежду, а потом устанавливает цену на каждую вещь.

Так, где же здесь вмененный остаток? Он кроется в ценообразовании.

Если персонал не разбирается в брендовых вещах, то он может выставить заниженные цены на популярные марки, которые пользуются высоким спросом. Эти вещи будут быстро раскупаться по низкой цене, что приведет к двум негативным факторам: вмененным издержкам и низкому спросу на товары непопулярных марок.

Вмененные издержки в этой ситуации возникают из-за неправильного ценообразования и низкой квалификации персонала. Если вещь можно продать за 3000 рублей, а она продается за 2000, то разница между этими суммами – и есть альтернативные или вмененные издержки.

Пример 3

В качестве третьего примера рассмотрим предпринимателя, который выбирает между производством кирпича и его перепродажей. Допустим, в производство предприниматель вложит 5 миллионов рублей и будет рассчитывать на прибыль в размере 3 миллионов рублей в год.

В альтернативе бизнесмен рассматривает перепродажу того же кирпича. Его вложения должны составить 3 миллиона, а ожидаемая прибыль - 2 миллиона рублей в год. Предприниматель, рассмотрев все факторы и риски, выбрал меньшие вложения и меньшую прибыль.

Он начал свое дело, и его заработок составил ожидаемые 2 млн. рублей в год. Но если бы он занялся производством кирпича, то он бы получал 3 млн. в год. Его несбывшиеся ожидания и неполученная прибыль в размере дополнительного 1 млн. рублей в год и есть альтернативные издержки.

Закон возрастающих вмененных издержек

Экономический смысл этого закона сводится к следующему: экономические ресурсы непригодны для полного использования их в производстве альтернативных продуктов. То есть, в рамках одного предприятия невозможно реализовать все альтернативные направления, а тем более извлекать из них максимальную прибыль.  Необходимо теоретически, на стадии планирования рассматривать все варианты и выбирать из них тот, который принесет максимальную выгоду и возможен в реализации.

Закон отображается графически в виде кривой производственных возможностей. Кривая производственных возможностей отражает в каждой своей точке максимальный объем производства двух продуктов при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью использовать ресурсы. Рассматривая каждую альтернативу в отдельности, экономика маневрирует ресурсами.

Закон рассматривает четыре основные идеи.

1.      Ограниченность  ресурсов подразумевает, что все комбинации выпуска продукции невозможны для осуществления.

2.      Возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов.

3.      Нисходящий наклон кривой подразумевает вмененные издержки.

4.      Изогнутость кривой вниз показывает увеличение вмененных издержек.

Так экономика решает проблемы маневрирования редкими и ограниченными ресурсами в производстве товаров и услуг с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Чтобы повысить эффективность такого маневрирования, жизненно важно обеспечить полное использование имеющихся ресурсов и соответствующий полный объем производства.

Данный показатель можно использовать в качестве ориентира. Он поможет определить, в верном ли направлении движется бизнес. В идеале, при грамотном руководстве этот показатель  должен быть близок к нулю.  

Важная новость для подписчиков!

logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.