Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Монополистическая конкуренция. Part 2: примеры

  • 13 августа 2019
  • 32
  • Средний балл: 0 из 5
Монополистическая конкуренция примеры

Разбираем самые яркие примеры монополистической конкуренции в России и мире.


Недавно мы публиковали первую часть статьи про то, что такое монополистическая конкуренция, где подробно разбирали это явление в экономике. Во второй части остановимся на конкретных примерах монополистической конкуренции, наблюдающихся сегодня на мировом рынке.

Сфера продовольственных товаров

В сфере пищевой продукции наиболее яркие примеры монополистической конкуренции типичны для следующих направлений производства:

  • Шоколад: Ritter Sport, Alpen Gold, Milka, Toblerone, Nestle, Dove, «Сударушка», «Аленка».
  • Чай: Richard, Ahmad, Tess, Greenfield, Lipton, Akbar, «Беседа», «Принцесса Нури», «Принцесса Ява».
  • Кофе: Nescafe, Jacobs, Tchibo, Starbucks, Carte Noir, Jockey.
  • Безалкогольные газированные напитки: Coca-Cola, Pepsi, Fanta, Sprite, Mirinda.

Монополистическая конкуренция. Part 2: примеры

Пример 1. Nestle

Nestle – крупнейший производитель продуктов питания по всему миру.

История компании началась в 1866 году с открытия фабрики по производству сгущенного молока фармацевтом Анри Нестле. Спустя год после основания компания занялась изготовлением детского питания. Смеси были призваны снизить смертность детей, не получавших материнского молока.

Продукт быстро и успешно распространился по всей Европе. Однако началась ожесточенная конкуренция с «Англо-швейцарской компанией», выпускавшей схожую продукцию – смеси для детского питания и сгущенку.

В 1904 году Nestle приобрела у компании Peter&Kohler право на экспорт ее товаров. С этого момента началась торговля шоколадом.

В 1905 году две конкурирующие фирмы объединились. Сегодня компания Nestle поставляет на рынки шоколадные изделия (плитки, батончики, конфеты), готовые завтраки, каши, кофе и мороженое.

Таким образом, именно монополистическая конкуренция вывела Nestle на мировой уровень и позволила достичь славы популярного бренда.

Лайфхаки, которые помогают Coca-Cola, Nestlé, McDonald’s, LEGO и IKEA привлекать покупателей

Более 80 % покупателей при выборе товара обращают внимание на упаковку. Грамотная упаковка — не только удачная этикетка; это новые формы, материалы и технологии, с помощью которых продукция выделяется на полке магазина.

Редакция электронного журнала «Коммерческий директор» делится лайфхаками, которые используют в упаковках мировые бренды, чтобы увеличить продажи.

Узнать лайфхаки мировых брендов »

Пример 2. Легендарные Coca-Cola и Pepsi

Монополистическая конкуренция. Part 2: примеры

Датой появления на свет «Кока-колы» считается 1886 год. Открытие опять же принадлежит фармацевту – Джону Пембертону. Он приготовил напиток из листьев кокаинового куста (коки) и дерева колы и успешно продавал его в качестве средства от нервных расстройств. Позже права на производство были выкуплены, так на свет появилась The Coca-Cola Company.

В конце XIX века развернулась антикокаиновая кампания, что сильно сказалось на продажах. Это повлекло за собой изменения в составе напитка: из него был исключен кокаин. Тогда же другой фармацевт – Калеб Брэдхем – запустил создание продукта под названием Pepsi-Cola.

В 30-х годах между брендами началась настоящая война. Coca-Cola стала спонсором Олимпийских игр. В ответ компания Pepsi стала выпускать напиток в бутылках большего объема, но по той же цене; благодаря рекламе товар буквально сметался с полок.

Новая волна конкуренции пришлась на 90-е. Во время очередной рекламной кампании Coca-Cola на Олимпийских играх компания Pepsi организовала звездный тур по мировым столицам.

Сегодня компании поддерживают паритет, с незначительным перевесом в сторону Coca-Cola. Но конкуренция продолжается, причем зачастую принимая форму высмеивания, например, в рекламных роликах.

Монополистическая конкуренция. Part 2: примеры

✪ Читайте также: Жесткая конкуренция: 10 нестандартных способов выделиться »

Сфера бытовой химии и парфюмерии

Наибольшему монополистическому соперничеству подвержены сферы производства:

  • Мыло и гели для душа: Dove, Palmolive, Camay, Fa, Duru, Le Petit Marsailles.
  • Шампуни и средства по уходу за волосами: Pantene, Garniere, Nivea, L’Oreal, Elseve, Syoss, «Чистая Линия».
  • Зубная паста: Colgate, Blend-a-Med, R.O.C.S., Splat, Lacalut, Oral-B, «Новый жемчуг», «Кедровый бальзам», «Лесная».
  • Стиральные порошки и чистящие средства: Tide, Fairy, Domestos, Mr. Proper, Ariel, Lenor, Sortie, Sanita, Calgon, «Миф».
  • Парфюмерия: Dior, Chanel, Versace, Dolce & Gabbana, Lacoste, Hugo Boss.
  • Декоративная косметика: Maybelline, L’Oreal, Nivea, Avon, Dove, Pupa.
  • Средства для бритья: Gillette, ARKO, Nivea.

Пример. Dove

В 1956 году компания Unilever выпустила в продажу мыло, содержавшее в составе стеариновую кислоту – компонент увлажняющих кремов. Также в нем отсутствовала щелочь, следовательно, мыло защищало кожу от пересыхания и появления трещин. Цена нового продукта была вдвое выше, чем у Lux – другого бренда этой же компании.

После успеха первых продаж, фирма Dove попробовала расширить ассортимент, введя в продажу средство для мытья посуды, увлажняющее кожу на руках. Однако схожую продукцию уже выпускали конкуренты – Palmolive. Конкуренция привела к снижению цены, но это плохо отразилось на имидже бренда, так что пришлось вернуться к старым ценам.

В 1979 году компания получила подтверждение исследований в том, что мыло меньше сушит кожу, чем продукт, выпускаемый конкурентами. Реклама приобрела направленность на дерматологов.

В 1990 году производитель Oil of Olay попытался потеснить Dove на рынке. В ответ компания запустила новую рекламную кампанию, сделав акцент на мягкости кожи, а не на увлажнении, как это было ранее. Это возымело успех. Чтобы его закрепить, Dove пришлось ввести новый товар – гель для душа.

Постепенно мыло стало занимать меньше половины объема продукции. Сегодня компания выпускает лосьоны для тела, дезодоранты, крем для рук, шампуни, бальзамы-ополаскиватели и другую продукцию по уходу за лицом и телом.

Сфера общественного питания

Здесь наиболее яркая монополистическая конкуренция просматривается в фаст-фуде: McDonald’s, Burger King, KFC, Subway, Pizza Hut.

✪ Читайте также: Недобросовестная конкуренция: формы проявления и методы борьбы »

Сфера одежды, обуви и аксессуаров

  • Одежда: Adidas, Nike, Columbia, Mexx, Chanel, D&G, Giorgio Armani, Burberry, Dior, Ostin, Oggi, GJ.
  • Обувь: Adidas, Nike, Puma, Columbia, Reebok, Tamaris, Zenden.
  • Ювелирные украшения: Tiffany&Co, Bvlgari, Cartier, Boucheron, Gucci, Chopard.

Пример. Adidas и Puma

Создатели этих компаний – братья Адольф и Рудольф Дасслер. Компания Adidas была основана Ади в 1920-м и поначалу являлась образцовым семейным предприятием, специализируясь на создании спортивной обуви. После Второй мировой войны братья рассорились, предположительно на политической почве. Рудольф ушел из компании Адольфа и основал собственную – Ruda, впоследствии переименованную в Puma. Семейное предприятие раскололось надвое.

Братья так и не примирились. После их смерти конкуренция между брендами продолжилась. Обострение отношений произошло после того, как Adidas привлек в рекламных целях футболиста Пеле, нарушив действовавшее соглашение.

Положение Adidas ухудшилось к 90-му году, когда на рынок вышли компании Nike и Reebok, переманившие многих покупателей. Но давнее соперничество с Puma продолжается по сей день.  

Сфера технологий и связи

Конкуренция в этой сфере типична для:

  • Производителей гаджетов и бытовой техники: LG, Samsung, Panasonic, Sony, JVC, Apple, Philips, Bosch, Toshiba, Siemens, Haier, Liebherr.
  • Интернет-провайдеров и поставщиков услуг связи: МТС, «Мегафон», «Ростелеком», Tele2, Yota, Beeline.

Монополистическая конкуренция. Part 2: примеры

Пример. МТС

«Большая тройка» мобильных операторов – МТС, «Билайн» и «Мегафон» – появилась в 1993-м. Однако сегодня МТС – лидер среди поставщиков услуг мобильной связи на российском рынке. Конкурентоспособности провайдера способствовали 2 обстоятельства:

  • Быстрое продвижение от центра к периферии: компания проводила связь в труднодоступные регионы, расширяя сферу обслуживания.
  • Поглощение небольших сотовых компаний России и зарубежья: «Телеком XXI», «БМ Телеком», «Кубань GSM» и других.

Сфера автопрома

Монополистическая конкуренция – это явление, присущее большинству сфер рыночной экономики. Она способствует расширению спектра товаров и услуг и повышению качества продукции.

Важная новость для подписчиков!

logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.