Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Как рассчитать товарооборот компании: 5 базовых формул

19 августа 2019
242
Средний балл: 4 из 5
Как рассчитать товарооборот компании: 5 базовых формул

О том, как отвечать потребительскому спросу в любой сезон и реально увеличить продажи за счет грамотного анализа товарооборота.


Вы узнаете:

  • Что такое товарооборот в торговле.
  • Какие различают виды товарного оборота.
  • Из чего складывается товарооборот магазина.
  • Как поэтапно произвести анализ товарооборота.

Товарооборот: что это такое простыми словами

Одним из ключевых показателей эффективности работы торгового предприятия является товарооборот.

Термин «товарооборот» означает объем продаж товара конкретной компании за определенный период в денежном выражении.

Товарный оборот компании имеет качественную и количественную характеристику. Качественная – это структура товарооборота, ассортимент товара. Количественная – объем продаж в денежном выражении.

Анализ товарооборота – это оценка полученного показателя в динамике. Аналитический подход позволяет оценить:

  • насколько имеющиеся товары соответствуют спросу потребителей;
  • какие меры следует принять для оптимизации структуры товарооборота;
  • как реально обеспечить рост продаж и увеличить их объем;
  • как ускорить оборачиваемость товаров, равномерность продаж во времени и в определенном регионе.

Как узнать, сколько товаров точно купят клиенты: простая формула расчета

Вы сможете увеличить оборачиваемость товаров с помощью простой формулы от редакции электронного журнала «Коммерческий директор».

Узнать формулу »

Виды товарооборота

В общем порядке товарооборот делят на 2 вида:

  • оптовый;
  • розничный.

Оптовый товарооборот показывает объем продаж производственных компаний или посредников, которые продают продукцию для дальнейшей ее реализации в коммерческом обороте. При оптовой торговле обязательным условием операции является передача другой стороне счета-фактуры.

Розничный товарооборот показывает в денежном выражении объем продаж продукции конечным потребителям – населению; либо же реализацию товара мелкооптовыми партиями организациям и учреждениям, которые используют его для обслуживания населения – санаториям, детским садам, школам, учреждениям здравоохранения.

Розница характеризуется завершением процесса коммерческого оборота: товар попадает в последние руки и перестает быть «товаром», потребитель за него передает продавцу денежные средства.

Производственная стоимость продукции изменяется именно через розничный товарооборот. То есть в результате конечной продажи должны быть возмещены все производственные и сопутствующие затраты для всей цепочки коммерческого оборота, также должны появиться условия для дальнейшего развития производства.

Основные финансово-хозяйственные показатели компании (прибыль, валовый доход, рентабельность) напрямую зависят от уровня товарного оборота в рознице

Из чего складывается товарооборот магазина

Есть 2 категории, которыми обычно характеризуется розничный товарооборот:

  • его величина;
  • состав.

Величина товарного оборота – это совокупность торговой выручки в денежном выражении, то есть сумма полученных в кассу денежных средств и на банковский счет при безналичной оплате. Помимо этого в величине товарооборота учитываются расходы, которые были произведены за счет кассовой выручки.

Состав розничного товарного оборота обычно включает различные виды продаж, а именно выручку от реализации продовольственной / непродовольственной продукции через розничные торговые сети, магазины, палатки, торговые автоматы, а также через разностную реализацию.

Если рассматривать структуру товарооборота (иначе говоря, его ассортиментный состав) в рамках одного предприятия, то она включает в себя все продовольственные и непродовольственные товары, которые реализуются этой конкретной торговой компанией. Далее эти товары разделяются на ассортиментные группы и подгруппы, делятся на категории по виду, сорту, модельному ряду и т.д.

Ассортиментный состав товарооборота непродовольственной компании

Ассортиментная группа

Продано за июнь 2019 в шт.

Выручка в ₽

хоз.мыло и синтетические моющие средства

320

48 000

туалетное мыло и парфюмерия

446

76 500

одежда

68

260 000

чулочно-носочные изделия, белье

560

98 000

✪ Читайте также: Как повысить товарооборот в магазине продуктов »

Простыми словами товарооборот можно определить как сумму денег, полученную от покупателей торговой компании (торговой точки) за определенный период времени (месяц, квартал, год). При этом учитываются денежные поступления и в кассу наличными, и на счет компании безналом.

Анализ товарооборота

Анализ розничного товарооборота в компании позволит:

  • изучить динамику и процент выполнение плана продаж;
  • сделать выводы о влиянии на товарный оборот различных критериев и факторов (например, производительности труда, численности персонала, выбора поставщиков и прочих контрагентов, эффективности использования в продажах тех или иных торговых площадок).

Конечной целью подобного исследования является выявление причин изменения товарного оборота, потребительского спроса и пересмотр ассортимента товара, продуктовых групп, корректирование плана продаж на будущий период.

Алгоритм анализа товарооборота компании:

  1. Данные о величине и составе товарооборота, полученные из бухгалтерских документов по истечении определенного периода, сопоставляют с планом продаж. При невыполнении плана выявляют причины низких продаж.
  2. Отслеживают динамику изменения товарооборота.
  3. Анализируют состав товарооборота: каких покупателей было больше, каким способом они оплачивали товар, пользовались ли услугой доставки и т.д.
  4. Также анализ проводится по структуре оборота по товарам – рассчитывается, какую долю в общем объеме продаж занимает каждая группа реализуемых товаров.
  5. Далее проводится факторный анализ товарооборота.

✪ Читайте также: Анализ товарооборота: как выявить нерентабельный товар в вашей системе продаж »

Как рассчитать товарооборот: формулы

Прежде чем проводиться анализ показателя, необходимо получить его количественную величину. В самом простом варианте размер товарооборота можно рассчитать по формуле:

Т = Ц * К

  • Ц – цена.
  • К – количество проданного товара.

На практике использование такой элементарной формулы оправдано для ИП или в небольших торговых компаниях, где ассортимент товара ограничен. Чаще же данные о выручке берут из первичной бухгалтерской документации, счетов, статистической и кассовой отчетности. Также получить информацию о поступлении средств от продажи товаров можно из выписки с банковских счетов.

Выручку от продажи за наличные бухгалтерия записывает с помощью проводки Дт 50 Кт 46. Данные берутся за конкретный анализируемый период: год, квартал или месяц. Далее величина товарооборота рассчитывается как сумма выручки за каждый день периода и разница между объемом денежных средств на счету и в кассе на начало дня и его конец. Формула этого расчета выглядит так:

В = (ДНКД + ДСКД) – (ДННД + ДСНД)

  • В – выручка.
  • ДНКД – наличность в кассе на конец рабочего дня.
  • ДСКД – денежные средства на счетах на конец рабочего дня.
  • ДННД – наличность в кассе на начало рабочего дня.
  • ДСНД – средства на счетах на начало рабочего дня.

Важно. При расчете показателя учитывать нужно только денежные средства, которые получены как оплата за товар. Иные поступления не берутся в расчет. Однако при продаже продукции в кредит или рассрочку, эти продажи в товарооборот включаются.

Такой важный показатель как динамика роста товарного оборота в текущих ценах можно рассчитать по формуле:

ДТО = (ФТОП в текущих ценах * 100) / ФТПОП

  • ДТО – динамика роста товарного оборота.
  • ФТОП – фактический товарооборот отчетного периода.
  • ФТПОП – фактический товарооборот прошлого отчетного периода.

Помимо динамики роста товарооборота в текущих ценах производят также расчет в сопоставимых ценах. Если из совокупной величины продажи товаров убрать значение, на которое выросли цены за отчетный период, то получится товарооборот в сопоставимых ценах, то есть условно-постоянных. Суть этого расчета заключается в получении более точных данных. Так как в этом методе не учитывается фактор роста стоимости цен из-за инфляции, информация об изменении объема продаж и выручки получается более точной. Формула расчета при этом выглядит так:

ДТО = (ТОП в текущих ценах * 100) / ТПОП

  • ДТО – динамика роста товарного оборота.
  • ТОП – товарооборот отчетного периода.
  • ТПОП – товарооборот прошлого отчетного периода.

Зная фактический товарооборот в текущих ценах, можно получить товарный оборот в ценах сопоставимых:

ФТОП в сопоставимых ценах = (ФТОП в текущих ценах / индекс цен) * 100 %

Есть еще один важный показатель товарооборота, который следует рассчитывать и анализировать при розничной торговле – это ритмичность продаж и коэффициент ритмичности товарооборота.

Для расчета этого коэффициента достаточно соотнести квартальный план продаж к годовому плану. Если коэффициент окажется равен единице, тогда можно говорить о равномерных продажах в течение года. Но чаще всего покупательский спрос отличается по сезонам и кварталам. Для развития товарооборота магазина и связанных с ним других показателей для ритмичного удовлетворения покупательского спроса стоит составлять прогнозы оборота по кварталам.

К примеру, в летний сезон население сокращает потребление мяса из-за увеличения на рынке ассортимента овощей, фруктов, молочных продуктов. А к зиме процентное соотношение потребительского спроса меняется в обратном порядке в пользу мяса и мясной продукции. Таким образом, продавцы продовольственных товаров, изучая товарооборот в течение года и по кварталам, составляют актуальный план продаж.

Важная новость для подписчиков!

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи практического пособия по маркетингу и продажам - журнала «Коммерческий директор» без ограничений.

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня и используйте полезные идеи для роста продаж.

Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.